на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Опережающее обучение Софьи Николаевны Лысенковой - (курсовая)
p>Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства

    Реальность
    Мечты
    Необходимость
    1
    Сделать из себя настоящего человека
    Любимая и интересная робота
    Любимая и интересная робота
    2
    Верный, надежный и преданный друг
    Верный, надежный и преданный друг
    Дело, которое будет самым важным в жизни
    3
    Любимая и интересная робота
    Сделать из себя настоящего человека
    Иметь средства для развлечения

В реальности юноши на первое место ставят ценности “Сделать из себя настоящего человека”; на втором месте– “Верный, надежный и преданный друг”, на третьем –“Любимая и интересная робота”. Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе

В графе мечты на первое место поднимается –“Любимая и интересная робота”, которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по-прежнему остается ценность “Верный, надежный и преданный друг”. И на последнее место ставится ценность “Сделать из себя настоящего человека”, которая располагалась в реальности на первом.

И, наконец, в графе “Необходимо для будущей жизни”, на первом месте - “Любимая и интересная робота”, на втором месте “Дело, которое будет самым важным в жизни”, на третье место юноши определяют ценность, которая раньше не была ими выделена: “Иметь средства для развлечения”.

А теперь проведем сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек. Для того, чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ ценностей выбранных ребятами, результаты исследования и девушек были систематизированы. Баллы, полученные каждой ценностью в 10-м математическом, были суммированы с баллами, полученными ценностями в 10-м филологическом. Результаты были представлены в сравнительной таблице 3, которую мы сейчас рассмотрим.

    Таблица 3

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек

    Реальность
    Мечты
    Необходимость
    Мальчики
    Мальчики
    Мальчики
    1
    Сделать из себя настоящего человека
    Любимая и интересная робота
    Любимая и интересная робота
    2
    Верный, надежный и преданный друг
    Верный, надежный и преданный друг
    Дело, которое будет самым важным в жизни
    3
    Любимая и интересная робота
    Сделать из себя настоящего человека
    Иметь средства для развлечения
    Девочки
    Девочки
    Девочки
    1
    Любимый человек
    Верный, надежный и преданный друг
    Верный, надежный и преданный друг
    2
    Авторитет и уважение товарищей
    Любимый человек
    Любимая и интересная робота
    3
    Сделать из себя настоящего человека
    Сделать из себя настоящего человека
    Авторитет и уважение товарищей

В реальности у мальчиков на первом месте ценность “Сделать из себя настоящего человека”, у девочек же на первом месте– “Любимый человек”; на втором месте у юношей – “Верный, надежный и преданный друг”, тогда как у девочек –это “Авторитет и уважение товарищей”. Третье место у юношей занимает ценность “Любимая и интересная робота”, а у девушек– ценность “Сделать из себя настоящего человека”. В мечтах у юношей выходит на первое место ценность “Любимая и интересная робота”, хотя в реальности она занимала последнее место. На втором месте у юношей по-прежнему остается “Верный, надежный и преданный друг”. У девушек эта ценность в мечтах стоит на первом месте, а второе место девушки отдали “Любимому человеку”. На третьем месте у девушек и у юношей расположилась ценность “Сделать из себя настоящего человека”. Ценности, выбранные и юношами и девушками носят похожий характер, однако места занимают разные. Существенные изменения в предпочитаемых ценностях мы можем проследить в графе “Необходимо для будущей жизни”.

Юноши неизменно ставят на первое место “Любимую и интересную работу”, а девушки–ценность остается “Верный, надежный и преданный друг”. “Любимая и интересная робота” занимает у девушек второе место. Юноши же на второе место ставят “Дело, которое будет самым важным в жизни”. И, наконец, на третьем месте “Иметь средства для развлечения” - у юношей и “Авторитет и уважение товарищей” - у девушек.

Анализируя и сравнивая ценности в графах “Реальность” и “Необходимо для будущей жизни”, можно увидеть, что они заметно изменяются. То, что есть сейчас, в реальности не соответствует или частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек. Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами двух групп показывает, что можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как: “Любимая и интересная работа”, “Сделать из себя настоящего человека”, “Верный, надежный и преданный друг”. Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

В нашей работе мы использовали типы ценностей, которые были выделены Н. А.  Кириловой в работе “Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников”. Это:

    ценности индивидуального взаимопонимания;
    ценности индивидуальной самореализации;
    общечеловеческие ценности личного счастья;
    ценности социальной успешности.

Ценности, представленные в анкете, которая была использована нами были распределены в вышеуказанных 4-х типах ценностей с помощью экспертного оценивания. В качестве экспертов выступала студенческая группа, получающая психологическое образование, в количестве 33-х человек.

Таким образом, из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для девушек–ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение старшеклассников, регулируют их поведение.

Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. Задачи решены. Результаты нашего исследования имели ярко выраженную практическую и теоретическую значимость, так как они были использованы в консультативной, профилактической работах с учащимися. Полученные данные помогли учителям составить конкретную программу воспитательной работы с данными классами и группой психологов разработать комплекс мероприятий с конкретными учениками. Через консультацию было указано, на какие ценности необходимо обратить особое внимание. С учетом полученных данных будут сформированы не только ближайшие, но и отдаленные временные перспективы обучающихся, так как без дальнейшей временной перспективы человек больше подвержен влиянию случайных факторов. Заключение

Ценности –это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.

Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития–в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения. Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б. С.  Круглов, В. А.  Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

По результатам различных исследований можно сделать вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.

Несформированность основного механизма выделения ценностей –препятствует учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Исследования ценностных ориентаций, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу.

В проведенном нами исследовании ценностных ориентаций у старшеклассников мы сделали следующие выводы:

¶. Рассматривая ценности, наиболее предпочитаемые респондентами двух групп, можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как “любимая и интересная работа”, “сделать из себя настоящего человека”, “верный, надежный и преданный друг”. Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

·. Ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными и регулирующими являются ценности социальной успешности–это “любимая и интересная работа”, “дело, которое будет самым важным в жизни”, “иметь средства для развлечений”. Для девушек значимыми являются ценности социального взаимодействия такие как “верный, надежный и преданный друг”, “авторитете и уважение товарищей”, “сделать из себя настоящего человека”. ё. В соответствии с принятыми подростками ценностями выстраивается их поведение, строятся их взаимоотношения с окружающим миром.

Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась, задачи решены. Литература.

    Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. , 1968.

Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л.  Рубинштейна “Человек - мир” // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.

Артюхова Ю. В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121. Аргудяева Ю. В. Труд и быт молодежи. Москва, Мысль 1998.

Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М. , 1979.

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976. Баранова Э. А. , Шариков А. В. Массово-коммуникационные ориентации студенток педагогических учебных заведений. // Журналистика в 1997; Тезисы научно-практической конференции. М. Издательство МГУ, 1998 с. 51-53. Бовкун В. В. Образ жизни советской молодежи М. Высшая школа 1988. Воликова М. , Шустров А. Любимый герой у старшеклассников // Воспитание школьников 1999 №3 (май-июнь) с. 47-49.

Волков Е. С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М. , 1981.

    Выбор профессии. М. Знание 1986.

Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М. Просвещение 1986. Залесский Г. Е. психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976. Залесский Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.

Здравомыслов А. Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986. Иконникова С. Н. Социология о молодежи. Л. , Знание 1985 с. 31. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В. С.  Мухиной. М. , Мысль 1989.

Караковский В. Общечеловеческие ценности –основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников 1993 №2 с. 4-7.

Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.

Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335. Кон И. С. Психология ранней юности. М. , Просвещение 1989.

Крапивская Л. В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983. Крутецкий В. А. , Лухин В. С. Психология подростков. М. , Просвещение 1965. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999 - №1 (январь-июнь) с. 34-36.

Кузнецов В. М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М. , 1994 с. 144...

Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992. Лисовский В. Г. Советское студенчество. М. Высшая школа 1990г. Максимова О. А. , Калезина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. // Социс. 1999 - №6 с. 132.

Мнацаканин Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М. , Просвещение 1991 с. 191.

Мудрик А. В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М. , 1990 с. 180. Мясищев В. Н.

Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М. , Владос 1998.

Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3 (май).

Парыгин Б. Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М. 1969.

Попов В. А. , Кондратьева О. Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс 1999 - №6 с. 53.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976. Психологические механизмы регуляции поведения. М. , Наука 1979. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. , 1976.

Саарнийт Ю. Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е. В. М. , 1987.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. , Наука 1979.

Словарь практического психолога. Минск Харвест 1998 с. 373, с. 755. Социальная психология личности. М. , Наука 1979.

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И. В. М. , Педагогика, 1987.

Формирование личности старшеклассника. Под. ред. Дубровиной И. В. М. , Педагогика, 1989.

    Ценностные ориентации и интересы школьников. М. , 1982г.

Шаров А. С. формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М. , 1981.

Шафранский К. Д. , Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л. , 1982 с. 108-115.

Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М. , 1975г.

    Приложение

Методика 1: Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения.

Необходимый материал: анкеты, ручки, демонстрационный плакат со шкалой оценок или запись на доске. Ход исследования:

Инструкция для школьников: “Ребята! Сейчас вам будет дано задание на оценку суждений (высказываний), которые записаны на отдельных бланках. Оценить надо степень того, насколько для вас важно то, о чем говорится в суждении. Оценка производится в баллах (см. Шкала оценок). Внимательно прочтите приведенные на листах анкеты суждения. Напротив каждого суждения в колонке I выставляется оценка. Оценка выставляется с учетом того, насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности. Например, “нужная и полезная людям профессия”, если вы редко задумываетесь о профессии и лишь тогда пробуете кое-что делать для ее приобретения (ходите на подготовительные курсы, консультируетесь с людьми данной профессии, читаете литературу об избранной профессии и так далее), то поставьте против этого суждения оценка 2 балла. И таким образом следует оценить все приведенные на бланке суждения”.

После того, как испытуемые оценят все суждения, экспериментатор продолжает инструкцию: “А теперь оцените те же суждения, но по тому, как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении. Например, вы мечтаете о том, чтобы иметь хорошего, верного друга. Часто фантазируете как бы с ним занимались интересным делом, а если вдруг вы попали в сложное положение, то он поможет вам. Таким образом, если вы часто мечтаете об этом, то в колонку 2 напротив этого суждения поставьте оценку 4 балла”. После окончания этого этапа работы экспериментатор продолжает: “И последнее, что я попрошу вас сделать, это оценить эти же суждения с точки вашей будущей жизни, то есть, насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говорится в суждениинапример, “иметь красивые, модные вещи”, если для вас это будет важно, то в колонку 3 напротив данного суждения поставьте 5 баллов”.

    Бланк методики исследования.

Уважаемый товарищ! Ваши ответы могут улучшить учебно-воспитательную работу в школе. Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использоваться в обобщенном виде. Перед вами список из различных высказываний. Необходимо оценить в баллах каждое суждение в соответствии со шкалой оценок. Оценка проводится с учетом того, насколько важно, значимо для вашей жизни сейчас или будущем то, о чем говорится в суждении. Анкета.

    №
    п/п
    Список ценностей
    Номер
    опыта
    1
    2
    3
    1
    Нужная и полезная для людей профессия
    2
    Материальная обеспеченность
    3
    Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями
    4
    Сочувствовать тем, кто попал в беду
    5
    Целеустремленный, волевой человек
    6
    Эрудированный и культурный человек
    7
    Иметь такую профессию, за которую люди будут меня уважать
    8
    Любимая и интересная работа
    9

Иметь красивые и модные вещи (одежда, магнитофон, машина и тому подобное)

    10
    Верный, надежный, преданный друг
    11
    Честный и правдивый человек
    12
    Ответственный и настойчивый человек
    13
    Понять все, что меня окружает
    14

Быть модно одетым, иметь машину, деньги – это очень важно в жизни

    15
    Дело, которое станет самым важным в моей жизни
    16

Иметь средства для отдыха и развлечений (деньги, машина, дача, радиоаппаратура и тому подобное)

    17
    Любимый человек
    18
    Авторитет и уважение товарищей
    19
    Сделать из себя настоящего человека
    Анализ и интерпретация полученных данных.

При разработке методики исследования мы руководствовались мыслью, что если суждения, описывающие те или иные ценности, можно будет разделить на классы, блоки и тому подобное, то это повысит информативность методики, позволит более дифференцированно описывать психологические особенности формирования ЦО и их функционирования как психологического механизма регуляциции поведения. В соответствии с этой мыслью мы сгруппировали суждения, описывающие ценности, в пять блоков. Кпервому блоку (суждения №1, №8, №15) относятся высказывания, характеризующие важность и значимость профессии в процессе жизнедеятельности человека. Профессия в этих суждениях рассматривается с точки зрения полезности для общества, насколько она является для него эмоционально привлекательной и входит ли профессия в круг самых важных для человека ценностей. Вовторой блок (суждения №3, №10, №17) относятся высказывания, характеризующие роли взаимоотношений со сверстниками, их важность и значимость для испытуемых. В них нашел отражение эмоциональный и поведенческий аспект взаимоотношений со сверстниками. Значимость, важность для человека вещей, в которые он одет, предметов, в которые его окружают, не вызывает никаких сомнений. Суждения, которые вошли в третий блок (суждения №2, №9, №16) и описывают вещное окружение человека, к ним можно отнести обстановку в квартире, одежду, которую мы носим, книги, картины, магнитофоны и машины, украшения и тому подобное. Люди далеко не безразлично относятся к приобретению некоторых из названных предметов, более того, есть люди, для которых приобретение предметов становится главным в жизни. Это характеризует одну из сторон ценностной направленности человека. Ценностная направленность, ЦО связаны не только с вещным окружением человека, с его направленностью во вне, но и самым человеком, с его личностными качествами и свойствами. У человека всегда есть стремление быть умнее, красивее, сильнее и так далее, то есть соответствовать конкретному или обобщенному идеалу. В зависимости от своего идеала, человек как-то себя и оценивает, то есть имеет определенное представление о себе. Образ “Я” это и есть представление индивида о самом себе. Таким образом, суждения, характеризующие образ “Я” включены в четвертый блок. Представление личности о себе имеетнравственный аспект блок (суждения №4, №11), регулятивно-волевой (№5, №12) и информативно-культурный (№6, №13). В последний пятый блок (суждения №7, №14, №18, №19) входят высказывания, связанные с важностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности. К этим сферам можно соотнести роль профессии, через которую личность самоутверждает себя (№7), самоутверждение в обещании и взаимоотношениях со сверстниками (№18), возможность показать себя и реализовать свои возможности через вещное окружение (№14). И, наконец, через самовоспитание человека утверждается в собственных глазах (№19). Стремление занять определенное положение среди сверстников, чтобы тебя уважали, ценили, а возможно и преклонялись, особенно характерно для школьников подросткового возраста и старшеклассников. Однако, пути самоутверждения бывают разные и задача педагогов найти наиболее приемлемый для школьников данного возраста и социально оправданный подход в плане самоутверждения личности.

В соответствии с предложенной методикой исследования регуляция личностного поведения зависит от времени, то есть как ЦО выполняя функцию психологического механизма детерминируют поведение в настоящее время или будут определять поведение в ближайшем и отдаленном будущем. На время и уровень регуляции личностного поведения указывают вопросы: а) насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности? –в настоящее время; б) как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении? –ближайшая перспектива; в) насколько для вашей будущей жизни важно, то о чем говорится в суждении? Отдаленная перспектива. Таким образом, уровни регуляции личностного поведения и временной параметр регуляции совпадают. Обработку и интерпретацию полученных данных полезно начать с нахождения среднего арифметического по всем суждениям в зависимости от уровня регуляции личностного поведения сравнивая средине арифметические по величине, можно прийти к выводу, какой из уровней регуляции поведения более актуален для школьников и наиболее интенсивно формируется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.