на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала - (лекции)
p>Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - “средние” гласные звуки. Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и дети называют этот звук “широким”.

Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных. Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив ладошку под подбородок.

Для проведения тематических бесед, развития речи детей, могут быть использованы следующие загадки и стихотворения:

    Помогаем маме.
    Загадки об инструментах и посуде.
    Птичка-невеличка
    Носиком нырнет,
    Хвостиком вильнет –
    Дорожку проведет. (Игла)
    Два конца, два кольца
    А в середине - гвоздик (Ножницы)
    Кланяется, кланяется,
    Придет домой - растянется. (Топор)
    Скоро ест, мелко жует,
    Сама не съест, другим не дает. (Пила)
    Как столкнутся - стук да стук!
    Тишину вспугнут вокруг.
    Толстый тонкого побьет
    Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
    Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг)

В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник)

    Стихотворения о труде
    ПЛОТНИК ЕГОР
    Есть у Егора чудесные вещи:
    Рубанок, пила, молоток и клещи.
    Есть у него и топор с долотом –
    Может Егорка построить дом.
    Только игрушечный этот топор,
    И сам невелик первоклассник Егор.
    Вырастет, плотником станет, потом
    Выстроит школу, ясли и дом.
    Ну а пока что Егорка Шевцов
    Выстроил дом, но дом для скворцов.
    МЫ СТРОИМ
    Хорошо, что есть на свете
    Камень, глина и песок.
    Хороню, что есть па свете
    Клещи, гвозди, молоток.
    Нитки есть и есть лопата –
    Можно шить и можно рыть!
    Уважайте труд, ребята!
    Приучайтесь труд любить!

В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются следующие задания:

    1. Чтение слоговой таблицы
    (в быстром и медленном темпе)
    КОР
    УТ
    НОР
    СЫР КИ
    МЫШ
    МОШ
    2. ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ЦЕПОЧКИ:
    СА СИ ША
    ЛИ ЛО МА РЫ

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЫ И СЛОВ В ТЕМПЕ, ЗАДАННОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

    СО
    ВЫ
    ВЫ
    СЫ
    РО
    ЛО
    НА
    ТА
    КА
    КО
    ВА
    РО
    сорока
    Вова
    ворона
    совы
    высота
    сова
    волосы
    косы
    корова
    росы
    ПА
    РЫ
    ЦА
    РИ
    ЦЕ
    НЫ
    пары
    пари
    царица
    цари
    цены
    рыцари
    паны
    4. Преобразуй слово путем замены букв:

ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т. д.

    5. Чтение слогов с договариванием до целого слова:
    ФИ.... лин
    ФЕ.... дя
    ФА.... я
    ФО.... ма
    Ло.... шадь
    Ле.... та
    То.... ня
    Те.... тя
    6. Игра со словом КОЛОБОК
    (кол, лоб, бок, око)
    7. Отвечай быстро!
    Звонкий, быстрый, веселый .... (мяч)
    Вкусный, алый, сочный .... (арбуз)
    Бурый, неуклюжий, косолапый .... (медведь)
    Желтые, красные, осенние .... (листья)
    8. Измени слово, используя прием наращения и замены буквы:
    Верь - дверь - зверь
    Езда - звезда - поезда
    Сети - дети, Лена – Лина
    9. “Где цифры, где буквы? ”
    Выбрать только буквы.
    Составь из них слово
    И 1 8 Г 6
    Р 10 У 5 Ш
    4 К 2 А 7
    10. Чистоговорки
    Та-та-та -у нас дома чистота.
    Те-те-те - отложи свое шитье.
    То-то-то - стали мы играть в лото.
    Ать-ать-ать - мы идем гулять
    Ат-ат-ат - берем с собою самокат
    Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
    Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
    Оч-оч-оч - наступила ночь.
    Цо-цо-цо -на руке кольцо
    Цы -цы - цы - поспели огурцы
    Ец-ец-ец - очень вкусный огурец

Уважаемые коллеги! Помните, что обучение грамоте - один из самых ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом зависит от вас, от вашего терпения, доброты, ласки. Дайте ребенку возможность поверить в собственные силы. Не допускайте грубости, бестактности! Обучение не должно быть связано с негативными эмоциями в общении с педагогом, с будущим учеником. Пусть каждый из них почувствует успех, познает радость “открытия” для себя и с желанием и хорошим настроением идет на каждое занятие. Пусть он думает, фантазирует, творит!

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аргинская И. И. Обучение по системе Л. В. Занкова 1 класс, 1994 г. 2. Варапников И. В. Русский язык в картинках М. , 1987 г.

    3. Буре Р. С. Готовим детей к школе. М. , 1987 г.
    4. Горецкий В. Г. Обучение в первом классе; М. , 1973 г.

5. Климанопа Л. Ф. Упражнения для работы над техникой чтения. М. , 1975 г. 6. Логинова В. И. Развитие и воспитание детей в детском саду С-Пб, 1995 г. 7. Нечаепа Н. В. Обучение грамоте. М, 1994 г.

8. Резодубов С. П. Методика русского языка в начальной школе М. , 1963 г. 9. Седж Н. В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск, 1985 г. 10. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994 г. 11. Гиабалина 3. П. Первый год - самый трудный. М, 1990 г.

12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. , 1983 г.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Г. Г. Гранин. С. М. Бондаренко. А. А. Концевая. Секреты орфографии. М. , 1994

Л. Ф. Климанова, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. М. , 1996

М. А. Калугин, Н. В. Новотворцева. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996

    В. Н. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М. , 1980

И. Б. Голуб, Н. И. Ушаков. Путешествие по стране слов. М. , 1992

Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль. 1996

    В. Волина. Учимся играя. М. , 1994
    Н. М. Бетенькова Д. С. Фонин. Конкурс граматеев.

Л. Г. Милостевенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб. 1995

    1 Блок. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ И ЛОГИКА

Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как:

    - способы организации деятельности дошкольников;

- способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;

- способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т. е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается:

1. Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие, с другой позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причично-следственных связей, устанавливать как можно больше связей между новыми и изученными понятиями.

2. Интересными методическими к изучению математических понятий, свойств и способов действий, основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.

Начальный курс математики и логика состоят из нескольких разделов: арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-логических задач и заданий.

Первые два раздела - арифметический и геометрический являются основными носителями математического содержания курса, т. к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.

Третий раздел в содержательном плане выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систему содержательно - логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения.

Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с воспринимаемым содержанием, они не вычленяются как отдельные объекты познания. Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразней включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это задания с формулировками: “Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду”, “Найди лишнюю фигуру”, “Что изменилось? Что не изменилось? ”, “Чем похожи? Чем отличаются? ”, “Что одинаково? Что не одинаково? ”, “Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду”, “Выбери фигуру, которую нужно дорисовать”, “По какому признаку можно разбить фигуры на группы? ”, “Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру” и т. п. Так в задании “Что изменилось? Что не изменилось? ” выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями “вверху внизу”, “между”.

    “Раскрась фигуру справа”

Из нижнего ряда следует выбрать квадрат, имеющий такой же рисунок, как и исходный, по изменивший свое положение при повороте его вверх на один оборот. Это квадрат 2.

В задании “Чем похожи? Чем отличаются? ” изменяется положение различных по цвету углов треугольника в двух направлениях: в вертикальном и горизонтальном, одновременно рассматриваются отношения “вверху - внизу”, “справа - слева”. - В первом треугольнике вверху угол с точками, а внизу справа заштрихованный.

Во втором треугольнике вверху оказался заштрихованный угол, а внизу справа - с точками.

    В заданиях “Чем похожи? Чем отличаются? ”
    “Выбери фигуру, которую нужно дорисовать”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.