на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка - (курсовая)
p>Количество заикающихся дошкольников составляет 1, 4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников— 1, 6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающихся немногим более 1%(по М. Е. Хватцеву). Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман). [20, c. 46]

    2. Практическая часть исследования
    2. 1Обследование заикающихся

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и др. Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося. Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери

до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка. Выявленные отклонения, различные отрицательные факты на

тального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди). Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д. Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие, предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр. ) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др. )? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить )? Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было

    рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре. Особенности психологических проявлений у заикающегося

требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность. В логопедическом заключении учитывается:

форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии. общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др. , наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение. Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых). Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу. Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.

    2. 2Обоснования выбора методики исследования

Одна из центральных задач воспитания состоит в том , чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит , что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения , мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами.

Другая важнейшая задача воспитания растущих детей –это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребости , которая направлена не только на содержание учебных предметов , но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен насвоем личном опыте убедиться , что мир познаваем , что человек , т. е. он сам может открывать законы , управляющие окружающим миром , предсказывать события и проверять , произойдут ли они на самом деле , находить единую скрытую основу , казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания , радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность , присущую ребенку , делает ее более устойчивой. Познавательная потребность находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

    В нашем исследовании применялись следующие методики :

Тест -опросник родительского отношения (А. Я. Варга , В. В. Столин Составлена карта демографического среза семьи.

    Анкета “Речевое развитие детей в ДОУ”.

При изучении взаимодействия ребенок-взрослый использовался тест. “Моя семья” .

2. 2. Результаты исследования Диагностическое исследование проводилось на базе Начальной школы –детского сада №36 г. Новокуйбышевска.

Испытуемые – родители детей старшей логопедической группы с диагнозом “заикание” в возрасте 5-6 лет.

    Тест- опросник родительского отношения
    Инициалы
    родителей
    Тип отношения
    Отношение ребенка к родителям
    Принятие отвержения
    Кооперация
    Симбиоз
    Авторитарная гиперсоциализация
    Маленький неудачник
    Эмоционально. благополучное
    Негатив-ное отношение
    Ч. С.
    +
    +
    +
    +
    Р. А.
    +
    +
    +
    +
    +
    С. А.
    +
    +
    +
    +
    +
    Л. Д.
    +
    +
    +
    +
    П. Д.
    +
    +
    +
    А. А.
    +
    +
    +
    +
    Л. В.
    +
    +
    +
    М. Ю.
    +
    +
    +
    Карта демографичского среза семьи
    № п\п
    Показатели
    Количество
    1.
    Общее количество семей
    8
    из них:
    семья с одним ребёнком
    3
    семья с двумя детьми
    4
    семья с тремя детьми
    1
    2.
    Типы семей:
    полные
    4
    воспитывает одна мать
    0
    потеря кормильца
    0
    в разводе
    2
    мать одиночка
    2
    воспитывает один отец
    0
    мать и отчим
    0
    отец и неродная мать
    0
    ребёнок в семье опекуна
    0
    3.
    Уровень образования родителей
    количество семей , где:
    оба родителя имеют высшее образование
    0
    высшее только у мамы
    1
    высшее только у папы
    0
    оба имеют средне-специальное образование
    3
    средне-специальное образование имеет мать
    1
    средне-специальное образование имеет отец
    1
    среднее образование у обоих родителей
    2
    4.
    Режим работы:
    родители работают оба
    4
    работает одна мать
    3
    работает один отец
    1
    родители пенсионеры оба
    0
    мать на пенсии
    0
    отец на пенсии
    0
    5.
    Малообеспеченные семьи
    6
    Обеспеченные семьи
    1
    Имеющие средний доход
    1
    2. 4. Выводы по диагностической части

Проведенное диагностическое исследование \по опроснику родительского отношения Д. А. Варга , В. В Столина\ позволяет увидеть следующие результаты: В семьях Ч. С. , Р. А. , С. А. ребенок нравится таким , какой он есть. Родители уважают его индивидуальность , симпатизируют ему , стремятся проводить с ребенком много времени , одобряют его интересы и планы. Однако не позволяют ребенку проявлять самостоятельность , стремятся удовлетворить все его потребности , оградить от трудностей и неприятностей жизни . Постоянно ощущают тревогу за ребенка.

В семьях Л. Д. , П. Д. , А. А. , Л. В. , М. Ю. родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком . Они ощущают себя с ребенком единым целым , стремятся удовлетворить все его потребности , оградить от трудностей и неприятностей жизни . Постоянно ощущают тревогу за ребенка . Он кажется родителям маленьким и беззащитным . Они не позволяют ребенку проявлять самостоятельность . В этих семьях преобладает также стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность . Ребенок воспринимается неприспособленным , открытым для дурных влияний .

Во всех семьях , кроме П. Д. , Л. В. , . М. Ю. Просматривается авторитаризм по отношению к детям . Родители хорошо знают своего ребенка , его привычки , мысли и чувства .

    Таким образом тип отношений родителей к детям – смешанный .

Исследуя детей старшей логопедической группы на взаимоотношения “родитель-ребенок” \рисуночный тест “Моя семья”\ , прослеживается , что во всех представленных рисунках , дети изображены рядом со взрослыми .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.