на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА
    Кафедра социальной педагогики
    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    по СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
    СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ
    Студентки 5 курса 51 группы
    Факультета социологии
    и социальной работы
    И. В. Яркиной
    Научный руководитель –
    кандидат педагогических
    наук, доцент
    Л. А. Каримова
    Тамбов 2001
    Содержание
    Введение
    3
    Глава I Теоретические основы деятельности школьного
    социального педагога
    8

§ 1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

    8

§ 2. Из истории становления социально-педагогической деятельности в нашей стране.

    17

§ 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

    23

§ 4. Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся

    32

§ 5. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

    35

Глава 2 Передовой опыт социально-педагогической деятельности в учреждениях образования и центрах социального обслу

    живания и социальной помощи семье и детям
    44
    § 1. Зарубежный опыт социальной работы
    44
    (А) Общие положения социальной работы в США.
    Социальная работа с группами
    44
    (Б) Социальная работа в школах
    48
    § 2. Центры социального обслуживания семьи и детей
    52
    (А) Центр социальной помощи семье и детям
    “СЕМЬЯ” г. Клин Московской обл.
    Общие положения и направления работы центра
    57
    57
    2. Организация семейного досуга
    59

(Б) Опыт совместной работы школы и социальных институтов общества. Деятельность в данном направлении социально-педагогического комплекса школы №59 г. Ярославля

    61

§ 3. Проект летнего пришкольного семейного реабилитационно-оздоровительного центра “Веселая семейка”

    67
    Глава 3 Из опыта работы социальных педагогов в школах
    г. Тамбова
    73

§1. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы № 6 г. Тамбова

    73

§ 2. Анализ работы с неблагополучными семьями социального педагога школы № 17 г. Тамбова

    77

§ 3. Деятельность социальных педагогов средней общеобразовательной школы № 33 г. Тамбова

    81

§ 4. Обобщение опыта социально-педагогической деятельности в школах г. Тамбова

    83
    Заключение
    88
    Литература
    91
    Приложения
    93
    Введение
    Понимание, великодушие, мило
    сердие, терпимость и вера в
    ребёнка - вот наши главные
    лекарства. И ещё – полнокров
    ная, радостная, яркая, напол
    ненная трудом, общением и за
    ботой о других, жизнь.
    Дубровский А. А.

Социальный педагог –ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия“социальный педагог”появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь на Руси существовала всегда. В настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона“Об образовании” ставка социального педагога –организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052). [1 Гурьянова М. П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консультант. - 1997, июль. С. 14. (Приложение к газете “Педагогический калейдоскоп”). ]

Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру. Какое же оптимальное количество людей должно приходиться на одного социального педагога? Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Всё зависит от условий и возможностей того или иного региона, конкретного учреждения, наличия не только финансовых возможностей, но и квалифицированных специалистов. В Швеции, например, к 1994 году один социальный педагог приходился на 100 человек, в Германии–один на 4 тыс. В школе может быть более 20 социальных педагогов, а есть регионы, где о них пока и не слышали.

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы. Об этом пишет Лодкина Т. в своей статье “Социальный педагог приходит в семью”. 1 [1Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. - 1996. № 5. - С. 35-38. ]

Важен также обмен с другими странами. “Энциклопедия социальной работы” в переводе с английского, на мой взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. 2 [2Энциклопедия социальной работы. Пер. с Англ. Т. 1-3. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994]Также в моей работе использована статья Михайловой А. “Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается”. 3 [3Михайлова А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. - 1996, октябрь. - № 8. - С. 1-2. ]

В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов.

При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. “Социальный педагог: введение в должность”1 [1Нагавкина Л. С. , Крокинская О. К. , Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов– СПб. : КАРО, 2000. – 272 с. ]. Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения. Книга выделяет следующие ориентиры должностного самоопределения:

- современное состояние и перспективы развития специальности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга; - нормативно-правовая база деятельности социального педагога в системе образования; - некоторые условия и показатели результативности профессиональной деятельности специалистов.

В дальнейшем в этой работе будет рассматриваться содержание и формы работы социального педагога в школе.

АКТУАЛЬНОСТЬданной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широка, и более детально этот вопрос будет рассматриваться далее.

В моём исследовании ОБЪЕКТОМисследования является работа социального педагога в учреждениях образования, аПРЕДМЕТОМ –формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога. Так как эта профессия относительно молодая, мало изученная, и пока имеется не богатый опыт работы социальных педагогов в

школе, то ЦЕЛИ моей работы –проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах; сравнить его с опытом работы социального работника в школе за рубежом. ЗАДАЧИданного исследования следующие: разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога; выявить содержание и формы деятельности социального работника в школах; изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога; рассмотреть опыт совместной работы школы и социальных институтов общества. В ходе исследования использовались следующие

МЕТОДЫ: наблюдение, беседы, изучение школьной документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.

БАЗОЙпроведения исследования являлись средние общеобразовательные школы города Тамбова № 33 и №17.

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 26 источников и двенадцати приложений.

    Глава I Теоретические основы деятельности
    школьного социального педагога
    § 1. Актуальность работы социального педагога в
    школе в современных условиях

Ключевой фигурой данной работы является социальный педагог. Но не будем здесь говорить о понятии“социальный педагог”в широком смысле, а, в первую очередь, коснёмся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах. Итак, школьный социальный педагог –действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. 1 [1Куличенко Р. М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М. ; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 1998. 240 с. , - с. 151]

Социально-педагогическая деятельность –это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. 1 [1Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М. , 1998, - стр. 14]

В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

Ш Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

Ш Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

    Ш Влияние на человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.