на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Структура педагогических способностей преподавателя
p>В связи со сказанным мы определяем способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т. е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней. Доказательством справедливости такого определения могут служить следующие факты:

1. Б. М. Теплев, исследуя музыкальные способности, пришел к выводу, что для занятий любым видом музыкальной деятельности, в отличие от всякой другой, необходимо такое сложное психическое образование, как музыкальность. Под нею он понимал комплекс специфической музыкальной чувствительности, проявляемой в способностях: 1) музыкальный слух в его двух компонентах —звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство. 2. К. К. Платонов под летными способностями понимал совокупность, “структуру” достаточно стойких индивидуально-психологических качеств личности, определяющих успешное обучение летной деятельности и включающих в себя чувствительность к овладению двигательными навыками: 1) особенности темперамента; 2) интерес к летной деятельности, стремление совершенствовать свое мастерство; 3) настойчивость, решительность, смелость; 4) возможность произвольно значительно улучшать продуктивность своей деятельности; 5) эмоциональная устойчивость; 6) инициативность, сообразительность, самокритичность; 7) переключение и устойчивость внимания; 8) хорошая координация движений; 9) легкость образования и переделки двигательных навыков.

3. Способность к изобразительной деятельности как сложное комплексное образование включает в свою структуру специфические способности, которые, с нашей точки зрения, можно интерпретировать как специфическую чувствительность к объектам и средствам изобразительной деятельности: 1) целостность восприятия; 2) оценка отклонений по вертикали и горизонтали; 3) оценка пропорций; 4) оценка светлотных отношений; 5) оценка перспективных сокращений; 6) способность к цвету, которая скорее имеет отношение к живописи, чем к выполнению рисунка; 7) зрительная память.

Творческие профессии, к которым относится и педагогическая, требуют и специфической чувствительности к способам наиболее экономного по времени и напряжению достижения искомого результата.

Теперь, чтобы от нашего общего определения способностей перейти к понятию педагогических способностей, обратимся к анализу требований современных педагогических систем, предъявляемых к профессионализму труда педагогов.

    ТРЕБОВАНИЯ РЕФОРМЫ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ ТРУДА ПЕДАГОГОВ

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы подчинена идее оптимизации системы народного образования. В документах реформы сформулирован и главный критерий оптимизации. В качестве такового выступает совершенствование процессов всестороннего развития личности учащегося, его трудового, нравственного и общественно-политического воспитания. На совершенствование и перестройку системы образования в свете реформы направлена деятельность научно-исследовательских институтов АПН СССР и всех отраслевых НИИ министерств и практических работников. Главные усилия направлены на государственное материально-техническое, информационное (новые учебные планы, программы, учебники) и коммуникационное (новые средства, формы, методы учебно-воспитательной работы, методические рекомендации и пособия) обеспечение педагогических систем. Однако основные идеи реформы заставляют искать резервы совершенствования системы образования не только в создании лучших условий осуществления учебно-воспитательного процесса (что является очень важным), но и в улучшении деятельности самих руководителей ПС и преподавателей как субъектов организации творческого учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в условиях новых государственных требований. Именно на стимулирование педагогического мастерства и творчества преподавателей направлен целый ряд государственных мероприятий, предусмотренных реформой: —введение денежной надбавки за высокие показатели в учебно-воспитательной работе по данным аттестации, которая будет проводиться через каждые пять лет; — присуждение почетных званий “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” с повышением заработной платы; —введение оплаты за выполнение должностных обязанностей по руководству различными подразделениями учебного заведения;

— увеличение оплаты за ученую степень кандидата и доктора наук; — засчитывание стажа педагогической работы при переходе в высшую школу; —материальное поощрение целых педагогических коллективов за успехи в педагогическом труде.

Все эти внешние стимулы делают особенно острой проблему совершенствования деятельности каждого педагогического коллектива, формирования у каждого педагога потребностив развитии своих способностей, направленности, мастерства и тем самым в повышении продуктивности собственного труда.

Способов решения данной проблемы (формирование у педагогов потребности в самосовершенствовании в условиях реформы), очевидно, может быть множество. Одним из важнейших является изучение педагогическим коллективом и отдельным педагогом, в него входящим, результативности собственного труда. При этом главными показателями результативности коллективного труда педагогов являются вхождение выпускников школ в последующие педагогические системы, а профтехучилищ—в общественное производство (профессионализм, мастерство, общественно-политическая активность, ответственность, устойчивость). Частными признаками результативности отдельного педагога—умение учащихся применять знания и навыки, полученные на предыдущих стадиях обучения, в последующих; например знаний по физике— в курсе общетехнических дисциплин, знаний из общетехнических дисциплин — в спецтехнологии, всего комплекса полученных в училище знаний, навыков, умений — в самостоятельной производственной деятельности. Сложность такого объекта, как коллективная педагогическая деятельность, факторы, содействующие или препятствующие се результативности (по показателям вхождения выпускников в общественное производство), требуют разработкиновой методологии исследования. До сих пор, как правило, объектом изучения было минимальное число факторов безотносительно к функционированию педагогической системы в целом. Отсюда и выводы, как правило, носили локальный характер, не удовлетворяющий практиков. Большой объект, например факторы продуктивности коллектива профтехучилища, требует комплексности, участия множества специалистов, соответствующих тем направлениям и специальностям, которые представлены в педагогической системе, то есть методологии и методов исследования, адекватных самому объекту. Если иметь в виду, что фактором успешности функционирования каждой последующей педагогической системы является качество работы предыдущей, то объектом комплексного исследования должен стать весь “педагогический маршрут” продвижения учащегося к общественному производству, например от детского сада, начальной, средней, профессионально-технической, высшей школы до общественного производства. В“маршруте”срабатывает такое количество факторов, что их выявление, систематизация, установление закономерных тенденций без использования современной вычислительной техники невозможно.

Но и на уровне отдельной педагогической системы (средняя школа или профтехучилище) тоже“срабатывает” огромное количество факторов, учесть которые очень трудно. Дело в том, что педагогический процесс в современных учебно-воспитательных учреждениях является одновременно коллективным, групповым и индивидуальным. Уровень способностей и мастерства руководителя является фактором, содействующим или препятствующим результативной деятельности преподавателя. В свою очередь, уровень способностей и мастерства преподавателя оказывает влияние на успешность деятельности учащихся. Конечно, внимание, прилежание, трудолюбие, способности самого учащегося, с одной стороны, и ценностные ориентации учебной группы, в которой он учится, с другой стороны, также оказывают влияние на коллективные, групповые и индивидуальные результаты. Учитывая, что способности есть субъективная форма отражения и созидания объективной реальности, мы вынуждены были обратиться к моделированию педагогических систем, задающих свои требования руководителям, педагогам и учащимся.

Под педагогическими системами (ПС) мы понимаем взаимосвязь структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования, обучения подрастающих поколений и взрослых людей. Взаимосвязь следующих пяти структурных компонентов характеризует факт наличия педагогической системы. К ним относятся: 1. Цели, воспитательные или образовательные, данной ПС, во имя достижения которых она создается (к каким видам деятельности, за какой период времени и кого она должна подготовить) . 2. Учебная информация, ради усвоения которой создается система (какие отрасли науки, техники, искусства, спорта, и в каких объемах в ней будут представлены).

3. Средства педагогической коммуникации (средства, формы и методы реализации искомой цели).

4. Учащиеся (уровень их предшествующей подготовки, пол, возраст, контингент, ролевые функции в обществе и общественном производстве, которыми они должны овладеть за время пребывания в ПС).

Педагоги (носители целей ПС, учебной информации, средств педагогической коммуникации, знаний психологии учащихся), призванные за отведенное на их учебный предмет время и за все время пребывания учащихся (цикл обучения, воспитания) реализовать цели ПС. Функциональные компоненты характеризуют связиструктурных компонентов в динамике, подчиненной достижению педагогической системой искомых результатов в виде формирования личности учащегося как субъекта познания, общения и труда, способного к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

Функциональных компонентов тоже пять. К ним относятся гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Гностический компонент ПС включает функции: а) изучения современного состояния в обществе (стране и мире) тех отраслей науки, техники, искусства, которые представлены в данной ПС, чтобы оставаться на уровне мировых достижений в информационном обеспечении ПС; б) изучения современного состояния технологии организации учебно-воспитательного процесса, чтобы не отставать в коммуникационном обеспечении ПС; в) изучения современного состояния психологии участников учебно-воспитательного процесса (руководителей, педагогов, учащихся), чтобы не отставать в мотивационном обеспечении ПС. Проектировочный компонент ПС включает функции: а) перспективного планирования и информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса на весь цикл реализации целей ПС (от зачисления до выпуска учащихся); б) планирования коммуникационного обеспечения ПС, то есть того, как должны изменяться средства, формы, методы педагогического воздействия от вхождения учащихся в данную ПС до выхода из нее; в) перспективного планирования психологического обеспечения ПС в виде основных событий, праздников, традиций, подъемов и разрядок, которые создают эмоциональный ритм, ток, обеспечивающий достижение искомых результатов. Конструктивный компонент включает функции: а) информационного обеспечения отдельного педагогического мероприятия, должного произойти в четко обозначенный отрезок времени (урок, сбор, игра, консультация, практикум, собрание и т. д. ); б) коммуникационного обеспечения (с помощью каких средств, формы, методов его провести); в) психологического обеспечения — как получить искомый психологический эффект. Коммуникативный компонент включает функции: а) структурирования групп и коллективов для включения их в учебно-воспитательный процесс; б) регламентации взаимоотношений между педагогами и учащимися; в) установления норм поведения в данной ПС. Организаторский компонент включает функции: а) организация деятельности и поведения педагогов как главных носителей традиций и требований ПС на весь период ее функционирования;

б) организация учебно-познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности учащихся; в) обучение самоорганизации, саморегуляции, самоконтролю учащихся.

Названные структурные и функциональные компоненты свойственны как любой ПС в целом (школа, профтехучилище, вуз), так и их подсистемам (класс, курс, группа или учебный предмет, лекция, урок), предъявляющим свои требования всем тем, кто в них вступает. Каждый отдельный педагог, вступающий в роли профессионала в ПС, должен понять, принять и реализовать требования ПС наилучшим образом, то есть за отведенное на учебно-воспитательный процесс время, в условиях системы профессиональных требований к нему и учащимся у всех или подавляющего большинства учащихся сформировать искомые качества, позволяющие им успешно входить в новые ПС или общественное производство.

В соответствии с главными идеями реформы и последними документами партии по вопросам идеологической работы может быть выделен базовый критерий оценки результативности системы народного образования, а именно сформированность в личности выпускников как общеобразовательных, так и профессионально-технических школ таких качеств, которые позволяли бы им легко включаться в общественное производство. В базовый критерий, как это следует из всех партийных документов, входят и показатели, характеризующие идейно-политическую и общественную зрелость выпускников, их нравственную устойчивость и профессиональную компетентность. Этот базовый для всей системы народного образования критерий сформулирован по признакам, которым должен отвечать конечный педагогический результат, то есть по показателям вхождения выпускников в общественное производство. Он предполагает достаточно высокий уровень сформированности качеств, обеспечивающих повышение производительности труда, изобретательства и творчества в условиях общественного производства. Только оптимизация системы народного образования в соответствии с данным критерием может оправдать материальные затраты, вкладываемые государством в реформу. Базовый критерий позволяет сформулировать основные критерии оценки эффективности отдельных педагогических систем всего “педагогического маршрута” — из детства в самостоятельную профессиональную деятельность. Все они —в показателях вхождения учащихся в новые педагогические системы: в средние классы по окончании начальных, в ПТУ после окончания неполной средней школы, в общественное производство после окончания ПТУ или средней школы. Сохранение общего“стержня” во всей системе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.