p>2. 3. Конспект обобщающего урока по теме: “Задачи на нахождение времени, скорости, расстояния”. ТЕМА: Обобщающий урок по задачам на нахождение скорости, времени, расстояния. (Урок-путешествие) ЦЕЛИ: 1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии; формировать вычислительные навыки, навыки решения простых текстовых задач.
2. Развивать память, речь, мышление, воображение.
Воспитывать любовь к предмету, аккуратность, усидчивость, любовь к сказкам, взаимопомощь.
ХОД УРОКА: I Орг. часть. II Устный счет Реши программу: 20*3 : 5 *3 : 6 *5 : 3
Расположите ответы в порядке возрастания. Какое число лишнее? Наименьшее число увеличь в 10 раз.
Наибольшее число уменьши в 4 раза. Придумай и реши задачу по краткой записи. Скорость Время Расстояние ? км/ч 3ч 18км
Ш Основная часть. Сегодня к нам в класс пришло интересное письмо. Послушайте. Уважаемые ученики 3 класса. Пишет вам Кот Матроскин из Простоквашино. Вчера нам учитель дал задания и сказал, что если мы их не решим, то он поставит 2. Помогите, пожалуйста.
Кот Матроскин.
Ну что, поможем? А кто знает, из какой сказки этот персонаж? Кто написал эту сказку?
Итак, первое задание. Составь по таблице 3 задачи и реши их. Скорость Время Расстояние I 60 км/ч 2 ч ? км II 60 км/ч ? ч 120 км III ? км/ч 2 ч 120 км
Задачи решаем самостоятельно. (Один ученик за доской. ) Проверяем. Молодцы, мы помогли Матроскину выполнить первое задание. А теперь второе задание. Ответьте на вопросы:
Что такое скорость? Как найти скорость, если известны время и расстояние? Как найти время, если известны скорость и расстояние? Как найти расстояние, если известны скорость и время?
Хорошо, мы справились с этим заданием. Будьте внимательны, следующее задание очень трудное и требует большого внимания. Рассмотрите рисунки и скорости и скажите, какая скорость соответствует ракете? самолету? человеку? автомобилю? черепахе? По данной таблице составь и реши задачу: 1) на нахождение времени, если известны скорость и расстояние; 2) на нахождение расстояния, если известны скорость и время. Какие вы молодцы, вы чудесно справились с этим заданием. И Кот Матроскин явно получит за него 5. Но подождите, на нашем пути самое трудное и интересное задание. Прочитайте его. Неутомимый мальчик прошел 6 км за 2 часа. За сколько часов пройдет 60 км этот непутевый мальчик? О каких величинах идет речь в задаче? Так какие слова возьмем для краткой записи? Что нам известно об этом мальчике? Запишем это. А что нам еще известно? Запишем это. Что требуется узнать в задаче? Запишем это. Вопрос задачи подчеркнем. Повторите задачу по краткой записи. Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Можем узнать? Каким действием? Почему? А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему? Запишите решение задачи выражением и ответ. Молодцы, вы достойно выдержали и это испытание.
IV Д/з № 374 стр. 67 № 379 стр. 67 (1 столбик)
V Итог: Молодцы, ребята. Вы помогли Матроскину выполнить все задания и он получит 5.
2. 4. Конспект урока по теме: “Решение задач на движение”
ТЕМА Решение задач на движение (составление числовых выражений, уравнений) ЦЕЛИ Выработать умение самостоятельно и в комплексе применять знания, умения, навыки; осуществлять их перенос в другие условия.
ХОД УРОКА Организационный момент Повторение Учитель. Вычислите устно примеры, записанные на доске. На доске. -16 : 12 +9 *3 100 -29 : 23 *18 : 36 75 -47 : 15 +23 : 13 92
Дети решают, называют ответы. В тех примерах, где допущена ошибка, предлагается сделать проверку в обратном порядке (от ответа). Найдите значение выражений, применив сочетательный или распределительный закон. Соедините стрелкой примеры из двух столбиков.
(428 * 25) * 4 = 125 * 25 * 96 * 48 = (273 * 38 – 38 * 237) = (26 * 52 + 48 * 26) : 100 = (а * в) * с = а * (в * с) а * (в + с) = а * в + а * с а * (в - с) = а * в - а * с Следующие задания.
Учитель показывает числа вразнобой, учащиеся должны умножить их на 15 и записать результаты в тетрадь.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 15 30 45 60 75 90 105 120 135 Теперь вы должны решить примеры, записанные на доске. На доске. 98 : 14 90 : 15 84 : 6 56 : 4 45 : 15 105 : 15 126 : 9 98 : 7 112 : 14 90 : 6 56 : 14 75 : 15 42 : 3 135 : 9 60 : 4 75 : 5 120 : 15 60 : 15 84 : 14 135 : 15 Оба задания учитель проверяет позже. Ш. Тема урока У. Какие величины участвуют в задачах на движение? Дети. Скорость, время, расстояние. У. Как найти скорость, время, расстояние?
Д. Скорость равна расстоянию, деленному на время. Записывается формулой. V = S: t. - Время находим, если расстояние разделим на скорость. Вычисляется с помощью формулы t = V : S Расстояние найдем, если скорость умножим на время. Формула S = V * t У. Предлагаю задачи-разминки. Решать их будем устно. Голубь улетел на расстояние 420 км. Через сколько часов он вернется, если его скорость равна 60 км/ч?
Д. Через 7 часов.
У. Из двух городов вышли навстречу друг другу два поезда. Один вышел в 8 часов, а другой–в 10 часов. Встретились они в 12 часов. Сколько часов был в пути каждый поезд до встречи?
Д. Один – 4 часа, другой – 2 часа. У. Когда автомобиль движется точно со скоростью поезда? Д. Когда погружен на платформу.
У. От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 часов. Катер шел со скоростью 19 км/ч. С какой скоростью шла моторная лодка? Учитель записывает условие задачи на доске.
? 19 км/ч 15ч А____________________________________В 510 км
- Еще раз внимательно вчитайтесь в задачу. О каких величинах идет в ней речь? Д. О скорости, времени и расстоянии.
У. Что известно?
Д. Расстояние –510 км, катер со скоростью 19 км/ч. Встреча произошла через 15 часов. Известно, что они отплыли одновременно.
У. Что надо узнать? Д. С какой скоростью шла моторная лодка. У. Что надо знать, чтобы найти скорость?
Д. Зная расстояние и время, найдем скорость сближения, а затем скорость моторной лодки. Дети проговаривают, а затем один ученик записывает на доске. 510 : 15 – 19 = 15 (км/ч) – скорость моторной лодки. У. Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и расскажите устно. Дети выполняют задания. Один-два ученика рассказывают задачи. Варианты записи решения.
, 15 км/ч, 15 ч, 510 км. Решение: 510 : 15 – 15 = 19 (км/ч) – скорость катера. (2) 19 км/ч, 15 км/ч, , 510 км.
Решение: 510 : (19 + 15) = 15 (км/ч) - время, через которое встретятся катер и моторная лодка.
(3) 19 км/ч, 15 км/ч, 15ч .
Решение: (19 + 15) * 15 = 510 (км) – расстояние между пристанями. У. А теперь с этими данными составим задачу на движение в противоположном направлении.
(4) 15км/ч 19 км/ч А__________________________________________________В 510 км
Решение: 510 : (15 + 19) = 15 часов – время, через которое расстояние между моторной лодкой и катером будет 510 км. - Сравним (2) и (4) задачи! Почему выражения, составленные по задачам, получились одинаковые?
Д. Скорость сближения и удаления находим сложением.
У. Сравните схемы двух задач и скажите, чем он отличаются друг от друга. Дети записывают схемы. Д. Первая схема подходит к задачам на движение навстречу и в противоположном направлениях, а вторая– к задачам на движение вдогонку. У. А сейчас у нас самостоятельная работа на решение задач на движение при помощи уравнений.
Самостоятельная работа У. Рассмотрите таблицу, записанную на доске. На доске. Параметры Животные V t S Акула Кит Дельфин ? ? ? 2 ч 6 ч 3 ч 72 км 240 км 180 км Дети выполняют задание.
- Найдите скорости акулы, кита и дельфина, составив уравнения, но прежде назовите, кто из этих животных млекопитающие, а кто рыбы.
Д. Акула – рыбы, а кит и дельфин – млекопитающие.
У. Первый ряд найдет скорость акулы. Второй – кита, а третий – дельфина. Дети работают самостоятельно.
1-й ряд х км/ч – скорость акулы х * 2 = 72 х = 72 : 2 х = 36 36 км/ч – скорость акулы 2-й ряд с км/ч – скорость кита с * 6 = 240 с = 240 : 6 с = 40 40 км/ч – скорость кита 3-й ряд в км/ч – скорость дельфина в * 3 = 180 в = 180 : 3 в = 60 60 км/ч – скорость дельфина
- Проверим позже, а сейчас назовите самую большую скорость и самую маленькую. Д. У акулы самая маленькая скорость, а у дельфина – самая большая. У. На сколько скорость акулы меньше, чем скорости кита и дельфина? Сравните скорости дельфина и кита! Д. Скорость акулы меньше скорости кита на 4 км/ч, а скорости дельфина – на 24 км/ч. У. А сейчас самопроверка! Поставьте карандашом на полях “+” те, у кого ответ: 36 км/ч, 40 км/ч и 60 км/ч. Дети выполняют задание.
Какими правилами воспользовались при решении уравнений?
Д. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. У. Теперь работаем в парах. Задание сложное, можно друг с другом советоваться. Учитель читает сначала уравнение для 1-го ряда, затем для 2-го и 3-го.
1-й ряд Произведение разности 148 и с и числа 15 равно 135. (148 – с) * 15 = 135 (148 – с) = 135 : 15 148 – с = 9 с = 148 – 9 с = 139 Проверка: (148 – 139) * 15 = 135 135 = 135 2-й ряд Частное числа 126 и разности чисел у и 130 равно 9. 126 : (у – 130) = 9 у – 130 = 126 : 9 у – 130 = 14 у = 144 Проверка: 126 : (144 – 130) = 9 9 = 9 3-й ряд Частное суммы чисел х и 59 и числа 14 равно 8. (х + 59) : 14 = 8 х + 59 = 8 * 14 х + 59 = 112 х = 112 – 59 х = 53 Проверка: (53 + 59) : 14 = 8 8 = 8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|