на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Характеристика произношения дошкольников старшего возраста с нарушением слуха - (диплом)
p>Наблюдения Э. И. Леонгард, Н. Ф. Слезиной, Н. Д. Шматко показывают, что дети могут исправлять свое произношение, подражая речи педагога [17, стр. 92]. Учитывая этот факт, мы проверили слитность при самостоятельном произнесении (I), по подражанию (II) и еще при чтении табличек (III).

    Результаты анализа приведены в таблице 1.
    Таблица 1.

Слитность произношения слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %).

    Порядок
    произношения
    Произношение.
    I Самостоятель-ное произноше-ние.
    II Произноше
    ние по подража-нию.
    III Произноше- ние при чтении табличек.
    Слитно
    по слогам
    по звукам
    34
    45
    21
    26
    53
    21
    12
    57
    31

Из таблицы видно, что при самостоятельном произношении дети допускают ошибок меньше, чем при произнесении по подражанию. Видимо, это объясняется неправильным образцом произношения взрослого. Больше всего ошибок допускалось при чтении табличек, что свидетельствует о несформированности навыка чтения. Также необходимо отметить преобладание послогового произношения: в I– 45%, во II – 53%, а в III – 57%. Таким образом, можно сделать вывод, что в практике мало внимания уделяется формированию слитного произношения. Наблюдение за педагогической практикой позволяет выделить отрицательное влияние на формирование слитности произношения таких факторов, как: отсутствие целевой установки на занятиях работать над слитностью произношения; утрированное выделение педагогом звука или слога с отрабатываемым звуком в словах; стремления добиться качественного произношения отдельных звуков в словах, что приводит к их распаду на отдельные фонетические элементы [17, стр. 93]. Кроме того, мы установили прямую зависимость между темпом произношения и качеством слитности произношения. Чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает ребенка с нарушенным слухом к монотонному, послоговому, а иногда и позвуковому произнесению слов. Отсюда можно сделать вывод о недостаточной работе сурдопедагога по формированию произношения слов в нормальном темпе.

    Анализ усвоения детьми с нарушенным слухом навыков
    произношения речевого материала с ударением.

Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением /31/. Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице 2.

    Таблица 2.

Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %).

    Порядок
    произношения
    Соблюдение ударения
    I Самостоятель-ное произноше-ние
    II Произноше
    ние по подража-нию
    III Произноше
    ние при чтении табличек
    Правильное ударение
    Неправильное ударение
    Равноударенное произношение
    26
    9
    65
    31
    9
    60
    24
    9
    67

Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (64%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 27%.

Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении слов по подражанию, однако, разница в показателях в I и во II случаях невелика. Больше всего ошибок допущено при чтении. Все это свидетельствует о несформированности у детей умения произносить слова с выраженным ударением. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.

Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей. Так, слабослышащие дети со II степенью тугоухости допускают ошибок, связанных с ударением, на 56% меньше, чем дети с III– IV степенью тугоухости. Тем не менее, можно сказать, что в практике детских садов у детей недостаточно сформированы навыки произношения слов с ударением.

Учитывая необходимость формирования у детей с нарушенным слухом устной речи как средства общения, мы считаем одним из важнейших показателей качества устной речи–самостоятельное произношение. Речь испытуемых была проверена по этому параметру.

Нами было установлено преобладание произношения по подражанию. Лишь 50% детей могли произнести речевой материал самостоятельно. Навык чтения был сформирован у 90% детей.

Данное положение можно объяснить индивидуальными особенностями детей, объемом остаточного слуха, а также отсутствием целевой установки в работе педагогов на формирование самостоятельности произношения. Широкое использование таких методических приемов как СОП и СП развивают у детей произношение по подражанию, а не самостоятельное произношение. Также нами было замечено, что даже в старшем дошкольном возрасте, если ребенок затрудняется назвать предмет словом, он не молчит и не использует фразу “Я забыл”, а сразу использует звукоподражание. Из этого можно сделать вывод, что именно на материале звукоподражания у детей с нарушенным слухом формировались навыки произношения.

Подводя итог анализу овладения детьми с нарушенным слухом слого-ритмической структуры речи можно сделать следующие выводы:

1. Программные требования по формированию слого-ритмической структуры речи не выполняются в полном объеме. В произношении детей преобладает послоговое равноударенное произнесение слов.

2. На овладение слого-ритмической структуры речи в педагогическом процессе отрицательное влияние оказывают следующие факторы:

—отсутствие целевой направленности занятия на формирование слитности и ударенности произношения;

    — неправильный образец речи взрослого;
    — широкое использование СОП.

3. В устной речи детей сильно страдает самостоятельность произношения слов, на что также влияет отсутствие целевой установки.

    2. 2. 2. Овладение детьми с нарушенным слухом
    звукопроизношением.

В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что членораздельность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков /5, 17/.

Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные варианты произношения звуков: правильное, дефектное, произношение с заменой, пропуск звука при произнесении того или иного слова или полное отсутствие звуков в речи [17, стр. 104]. Для удобства анализа произношения звуков мы ввели следующие обозначения: правильное произношение– Н; дефектное произношение – Д; замена звука – З; пропуск звука – П; отсутствие звука – О.

Произношение гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.

В констатирующем эксперименте нами было проанализировано произношение всех гласных звуков– а, о, у, э, и, ы, - что предусмотрено программными требованиями. Полученные данные по качеству произношения гласных звуков приведены в таблице 3.

    Таблица 3.

Показатели произношения гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %).

    Качество
    Звуки
    а о у э и ы
    Н
    Д
    З
    П
    О

80 87 90 84 84 84 10 13 10 16 16 16 10 — — — — — — — — — — — — — — — — —

Из полученных данных мы видим, что для произношения звуков а, о, у, э, и, ы характерны высокие показатели нормированного произношения (80% для звука а, 87% для звука о, 90% для звука у, 84% для звука э, 84% для звука и и 84% для звука ы). Из этого можно заключить, что работа над этими звуками была начата с первых лет обучения ребенка в детском саду и планомерно велась до последних лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Постоянное включение гласных звуков в работу позволило достигнуть хороших результатов в обучении детей произношению, невзирая на индивидуальные особенности детей и состояние их слуха.

При анализе дефектного произношения гласных звуков мы выявили один дефект, распространяющийся на все указанные звуки. Этот дефект составляет 12% и выражается в выкрикивании ударного гласного. Причину данного дефекта мы видим в неправильном образце речи сурдопедагога: чрезмерно громкое, утрированное произнесение ударного слога. Дети, подражая произношению взрослого, усвоили подобное дефектное произношение гласных звуков.

Также нами было выявлено нарушение норм орфоэпии – замена звука а звуком о. Например: слово попугай произносилось детьми /пОпугай/, слово кольцо произносилось как /кОльцо/. Больше всего таких замен было характерно для детей с большей потерей слуха, и вызваны они неправильным образцом речи педагога, а также возможно тем, что письменные таблички не всегда бывают правильно оформлены.

Также нами было установлено, что меньше всего ошибок в произношении гласных было допущено детьми при произнесении слов по подражанию. Это свидетельствует о стойкости дефектов произношения гласных звуков при самостоятельном произношении и при чтении, когда ребенок не может опираться на речь взрослого. Подводя итоги анализу процесса формирования гласных звуков у дошкольников с нарушенным слухом старшего возраста, можно сделать следующие выводы: 1. Во II периоде обучения у детей с нарушенным слухом отмечается высокий процент нормированного произношения гласных звуков.

2. К основным дефектам произношения гласных звуков относится дефект, связанный с выкрикиванием ударных гласных, а также замена гласногоа на о, в связи с невыполнением норм орфоэпии. 3. Положительное влияние на формирование гласных звуков оказывает: — постоянное включение их в работу над произношением;

—нормированное, орфоэпичное произношение сурдопедагогом гласных звуков в различном речевом материале.

4. На формирование гласных звуков отрицательное влияние оказывают: —чрезмерно громкое, утрированное произнесение сурдопедагогом гласных в ударных слогах;

—неправильное оформление письменных табличек, которые не отражают всех норм орфоэпии.

    Произношение дифтонгов детьми с нарушенным слухом
    старшего дошкольного возраста.

Дифтонги, или двойные звуки, бывают двух видов: нисходящие (ай, ой, уй, эй, ий, ый) и восходящие (йа, йо, йэ, йу) [24, стр. 56]. В ходе исследования нами было проверено произношение как нисходящих, так и восходящих дифтонгов. Мы установили, что для данной группы звуков характерен высокий процент дефектного произношения. Ненормированное произношение восходящих дифтонгов составило 60%, нисходящих–40%. Процент дефектности произношения дифтонгов был одинаково высок как при самостоятельном произношении, так и при произношении по подражанию и при чтении, из чего можно сделать вывод о стойкости дефекта.

Анализ дефектов при произношении восходящих дифтонгов показывает присутствие одного основного дефекта: вместо дифтонгов дети произносят простые гласные. Кроме того, в двух случаях гласныйи в дифтонгах заменялся согласным гь и ть. Данные дефекты связаны с несформированностью у детей произнесения и-образного компонента. Дефект произношения нисходящих дифтонгов в 100% связан с чрезмерно протяжным произнесением звукаи.

Необходимо отметить, что слабослышащие дети II степени тугоухости допускали гораздо меньше ошибок в произношении дифтонгов, чем дети со степенью потери слуха, граничащей с глухотой. Отсюда можно сделать вывод о необходимости развития у детей остаточного слуха.

Итак, подводя итоги анализу произношения дифтонгов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы: 1. Программные требования по произношению дифтонгов для детей IV года обучения не могут считаться выполненными по причине наличия высокого процента стойкого дефектного произношения.

2. К основному дефекту произношения дифтонгов относится ненормированное произнесениеи-образного компонента.

3. Отрицательное влияние на формирование дифтонгов оказывают: — недостаточная работа педагога над формированием гласного и, входящего в состав дифтонгов; — недооценка педагогом значимости развития остаточного слуха у детей.

    Произношение согласных звуков детьми с нарушенным слухом
    старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования мы проанализировали произношение согласных звуков п, т, к, с, ш, х, ф, в, ц, ч, щ, м, н, л, р, б, д, г, з, ж и мягких согласных, усвоение которых предусмотрено программой /32/. Нами установлено, что для звуков п, т, с, д, в, м, н характерно преобладание нормированного произношения. Такое положение объясняется тем, что данные звуки были введены в работу одними из первых и включаются в произношение часто используемых слов (мама, папа, тут, там, дом, вот, дай, на, нет). Более всего дефектное произношение отмечалось для звука з (91%), для звука ж (87%), для звука щ (80%) и для аффрикат (80%), что связано с более поздним включением этих звуков в работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.