на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: 3 найбільш визначні події у економічному (зовнішньоекономічному) житті України у 2004 -2005 роках

Среди приоритетных междисциплинарных исследований, непосредственно влияющих на научно-технологический переворот и опирающихся на имеющиеся заделы, выделим следующие:

- человек в XXI в. — демографические тенденции, семья, здоровье, образование, миграции;

- закономерности, тенденции и механизмы коэволюции природы и общества, становления ноосферы;

- динамика и взаимодействие цивилизаций в XXI в., место Украины и евразийской цивилизации в мировом пространстве;

- фундаментальные основы шестого технологического уклада и перспективы освоения технологических ниш мирового рынка;

- новейшие достижения технических и физико-химических наук;

- закономерности разработки полезных ископаемых и перспективы развития минерально-сырьевой базы;

- разработка и корректировка долгосрочных прогнозов научно-технического, социально-экономического, экологического развития.

Ключевое значение для укрепления здоровья граждан и уменьшения их смертности, преодоления тенденции к депопуляции, увеличения ресурсов и улучшения качества продовольствия, освоения достижений второй «зеленой революции»; повышения извлечения полезных ископаемых (геобиотехнология), комплексной, безопасной переработки природного сырья, ликвидации загрязнений окружающей среды имеют биомедицина и биотехнология на основе генной инженерии. Украина располагает научным заделом в биотехнологии и биомедицине, но используется он не эффективно. Назову базовые технологии в этой области: биомедицина — энзимология и выращивание тканей, инженерная энзимология, биодиагностика, производство лекарственных препаратов методами биоинженерии; агробиотехнологии — селекция высокоурожайных сортов растений и продуктивных пород животных методами генной инженерии, биотехнологические методы борьбы с вредителями растений и животных; теобиотехнологии — извлечение с использованием биотехнологических методов полезных компонентов при добыче и переработке минерального сырья, утилизации отходов и вторичного сырья; экобиотехнологии — биотехнологические методы снижения выбросов в окружающую среду, очистки загрязненных территорий.

К приоритетным технологиям относятся перспективные направления развития микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акусто-электроника, компьютерные системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода); общесистемное и прикладное программирование, моделирование виртуальной реальности; национальные и международные информационные системы (включая Интернет) в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а также управления и безопасности.

Создание таких систем поможет не только решить ряд проблем информационного обеспечения, но и использовать потенциал отечественного программирования и социокультурной сферы для многократного расширения экспорта программных продуктов.

Первостепенное значение приобретают энергосберегающие технологии и нетрадиционные энергоресурсы в условиях оживления экономики и увеличения внутреннего спроса, опережающего удорожания нефтересурсов и энергии на внутреннем и международном рынках, а также энергоемкости производства, многократно превышающей достигнутый в развитых странах уровень. Базовыми здесь являются принципиально новые энергосберегающие технологии (высокоэффективные миниэнергетические установки, энергосберегающие способы передачи энергии и т. п.) нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения генераторов энергии (эффективные гидростанции, атомные генераторы нового поколения, тепловые насосы); средства и системы контроля за расходом и потерями энергии.

Следующим приоритетом является разработка систем машин и производственных технологий новых поколений. Данный приоритет обусловлен необходимостью предстоящей в ближайшее десятилетие крупномасштабной замены устаревших основных фондов в большинстве производств.

Весьма привлекательным приоритетом для Украины являются авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи. Необходимы развитие и эффективное использование сохранившихся преимуществ и заделов в космической области, в некоторых видах авиации, а также обновление транспортных средств с учетом перспективы формирования международных транспортных коридоров через территорию Украины (что увеличит возможность получения государством мировой транспортной ренты). В ближайшее десятилетие будут приоритетны:

глобальная система телекоммуникаций и экомониторинга;

космические навигационные системы;

создание коммуникационных систем по международным транспортным коридорам;

разработка новых поколений средств железнодорожного, воздушного, автомобильного, водного транспорта с повышенными скоростными, энергосберегающими и экологическими характеристиками; развитие спутниковых, оптических и мобильных систем связей, видеотелефонов.

Крайне важны для укрепления безопасности страны, борьбы с международным и внутренним терроризмом, эффективной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций оборонно-технические системы и средства безопасности новых поколений. Первоочередными мерами в этой связи должны стать:

оснащение армии и сил правопорядка новыми поколениями военной техники, укрепление позиций на мировых рынках вооружений;

создание новых технических средств обнаружения наркотиков; разработка эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе индивидуального пользования) при чрезвычайных ситуациях;

развитие технологий двойного назначения и активное применение их в гражданских отраслях.

Только в условиях научно-инновационного прорыва реально создание современной высокотехнологичной базы обороноспособности и безопасности страны, а использование достижений этой сферы в гражданских производствах, в свою очередь, будет способствовать повышению технологического уровня экономики в целом.

3.3. Пути решения

Для научно-технологического прорыва необходимы кардинальные перемены в механизме выработки и реализации приоритетов государственной инновационной политики применительно к регулируемой рыночной экономике. Неприемлемы и опасны как отказ от активной государственной поддержки прорывных инноваций, так и попытки жестко регулировать и ничтожно финансировать науку. Важны четкое определение и законодательное закрепление прав и ответственности государства в инновационной сфере, разграничение компетенции с функционирующим в рыночном секторе экономики частным и смешанным капиталом.

Государство в лице законодательных и исполнительных органов должно осуществлять: правовое регулирование отношений в инновационной сфере путем принятия законодательных актов, определяющих нормы взаимоотношений в этих сферах, охраны и реализации интеллектуальной собственности, порядок разрешения возникающих споров, задачи инновационной политики, поддержку приоритетных направлений науки и техники и базисных инноваций; разработку на основе долго- и среднесрочных прогнозов системы приоритетов инновационной политики, ее реализацию с помощью стратегического и индикативного планирования, государственных и межгосударственных научных, научно-технических и инновационных программ.

Его задача:

оказывать финансовую поддержку фундаментальной науке, базисным инновациям, развитию венчурного финансирования проектов малого и среднего инновационного бизнеса, инновациям в нерыночном секторе;

содействовать развитию научной и инновационной инфраструктуры, информационному и кадровому обеспечению научно-технической и инновационной деятельности, особенно в государственном секторе экономики,

защищать отечественных производителей инновационных продуктов от недобросовестной конкуренции на внутреннем и внешних рынках, охранять интеллектуальную собственность.

Задача частного капитала — заниматься научно-технической и инновационной деятельностью путем:

- заказа научно-исследовательских опытно-констукторских разработок (НИОКР) научно-исследовательским институтам и вузам, научно-общественным организациям;

- приобретение патентов на результаты НИОКР, изобретения, ноу-хау, другие виды интеллектуальной собственности;

- участие на конкурсных началах в реализации государственных, межгосударственных, муниципальных научно-технических и инновационных программ и проектов и государственных заказов в разработке и осуществлении собственных программ и проектов;

- продажа и покупка акций на высокотехнологичных биржах.

Механизм выработки и реализации приоритетов инновационной политики должен совершенствоваться по следующим направлениям. В период до 2010 г. необходимо создать эффективную законодательную базу инновационной деятельности и государственной политики в этой сфере. Действующие законы о науке, патентное законодательство не ориентированы на разработку инновационной политики, выявление и реализацию открытий и крупных изобретений, лежащих в основе новых поколений техники и технологий.

До сих пор нет законов о государственных целевых программах, венчурном финансировании инновационных проектов. Законодательные органы фактически отстранены от обсуждения стратегии социально-экономического, научно-технического и инновационного развития; исполнительная же власть мало занимается этими вопросами. Законодательные органы, представляющие интересы различных хозяйствующих субъектов, должны активно привлекаться к разработке и реализации инновационной политики.

Все еще не сформирована система стратегического управления инновационным развитием. Утвержденных приоритетов развития науки и техники и инновационных программ практически нет. Иначе говоря, государство не выполняет свою инновационную функцию, что не согласуется с намерениями обеспечить экономический рост на инновационной основе.

Инновационную политику, ориентированную на научно-технологический прорыв, нужно формировать применительно к условиям регулируемой рыночной экономики и глобализации, в которую уже втянута (и далеко не в лучшей позиции) Украина. Я считаю, что эта политика должна строиться на дифференцированной, многоканальной основе и включать следующие элементы:

- прямое государственное финансирование выбранных приоритетных направлений развития техники и базовых технологий и наукоемких проектов (особенно в стартовый период), которые становятся объектом государственных целевых программ (с последующей их передачей рыночному сектору), а также проектов в нерыночной сфере экономики (фундаментальной науке, образовании, культуре, здравоохранении, социальной сфере, экологии, обороне и правопорядке, государственном управлении);

- косвенная поддержка программ и проектов (в том числе осуществляемых частным мелким и средним бизнесом) путем предоставления налоговых и таможенных льгот и налоговых кредитов при освоении принципиально новой техники и технологии (для компенсации высоких первоначальных затрат), содействия совершенствованию инновационной и информационной инфраструктуры, информационному обеспечению, подготовке и переподготовке кадров и т.д.;

- использование оправдавших себя в мировой практике каналов притока частных инвестиций в результате продажи акций компаний, осуществляющих базовые инновации.

- формирование и развитие системы венчурного финансирования высокоэффективных, но рисковых инновационных проектов с учетом зарубежного опыта и с частичным участием государственных бюджетных и внебюджетных фондов;

- привлечение отечественных, иностранных и международных банков и фондов к финансированию проектов и программ, реализующих приоритетные базовые технологии и пользующихся поддержкой государства.

Список литературы

Корнус В.Г. Финансы Украины. – 2004 – № 10

Буряк П.Ю. Экономика Украины. – 2005 - № 3

Буднікевич І. М., Школа І. М, Становлення регіонального ринку інновацій в Україні. — Чернівці: Зелена Буковина, 2002.

Закон України “Про цінні папери і фондовій' біржі”.

Закон України “Про інвестиційну діяльність”.

Інвестиції в Україні. Під ред. С. І. Вакарина (Міжнародний валютний фонд). - К.: “Конкорд”, 2004.

Гальчинський А., Геець В., Кінах А., Семиноженко В. Інноваційна стратегія українських реформ. — К.: Знання України, 2003.

Завлин ГГ. Н., ИпатовА.А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в Украине. - СПб., 2004.

Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновация, 2002, №4. - С. 14-18.

www. ukrstat.gov.ua

www. finance.com.ua

Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004—2015 роки) «Шляхом Європейської інтеграції» / Авт. кол.: А. С. Гальчинський, В. М. Геєць та ін. — К.: ІВЦ Держкомстату України, 2004.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.