Среди приоритетных междисциплинарных исследований,
непосредственно влияющих на научно-технологический переворот и опирающихся на
имеющиеся заделы, выделим следующие:
- человек в XXI в. — демографические тенденции, семья, здоровье,
образование, миграции;
- закономерности, тенденции и механизмы коэволюции природы
и общества, становления ноосферы;
- динамика и взаимодействие цивилизаций в XXI в., место
Украины и евразийской цивилизации в мировом пространстве;
- фундаментальные основы шестого технологического уклада и
перспективы освоения технологических ниш мирового рынка;
- новейшие достижения технических и физико-химических наук;
- закономерности разработки полезных ископаемых и
перспективы развития минерально-сырьевой базы;
- разработка и корректировка долгосрочных прогнозов
научно-технического, социально-экономического, экологического развития.
Ключевое значение для укрепления здоровья граждан и
уменьшения их смертности, преодоления тенденции к депопуляции, увеличения
ресурсов и улучшения качества продовольствия, освоения достижений второй
«зеленой революции»; повышения извлечения полезных ископаемых
(геобиотехнология), комплексной, безопасной переработки природного сырья,
ликвидации загрязнений окружающей среды имеют биомедицина и биотехнология на
основе генной инженерии. Украина располагает научным заделом в биотехнологии и
биомедицине, но используется он не эффективно. Назову базовые технологии в этой
области: биомедицина — энзимология и выращивание тканей, инженерная
энзимология, биодиагностика, производство лекарственных препаратов методами
биоинженерии; агробиотехнологии — селекция высокоурожайных сортов растений и
продуктивных пород животных методами генной инженерии, биотехнологические
методы борьбы с вредителями растений и животных; теобиотехнологии — извлечение
с использованием биотехнологических методов полезных компонентов при добыче и
переработке минерального сырья, утилизации отходов и вторичного сырья;
экобиотехнологии — биотехнологические методы снижения выбросов в окружающую
среду, очистки загрязненных территорий.
К приоритетным технологиям относятся перспективные
направления развития микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акусто-электроника,
компьютерные системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода);
общесистемное и прикладное программирование, моделирование виртуальной
реальности; национальные и международные информационные системы (включая
Интернет) в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а также
управления и безопасности.
Создание таких систем поможет не только решить ряд проблем
информационного обеспечения, но и использовать потенциал отечественного
программирования и социокультурной сферы для многократного расширения экспорта
программных продуктов.
Первостепенное значение приобретают энергосберегающие
технологии и нетрадиционные энергоресурсы в условиях оживления экономики и
увеличения внутреннего спроса, опережающего удорожания нефтересурсов и энергии
на внутреннем и международном рынках, а также энергоемкости производства,
многократно превышающей достигнутый в развитых странах уровень. Базовыми здесь
являются принципиально новые энергосберегающие технологии (высокоэффективные
миниэнергетические установки, энергосберегающие способы передачи энергии и т.
п.) нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения генераторов энергии
(эффективные гидростанции, атомные генераторы нового поколения, тепловые
насосы); средства и системы контроля за расходом и потерями энергии.
Следующим приоритетом является разработка систем машин и
производственных технологий новых поколений. Данный приоритет обусловлен
необходимостью предстоящей в ближайшее десятилетие крупномасштабной замены
устаревших основных фондов в большинстве производств.
Весьма привлекательным приоритетом для Украины являются
авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи. Необходимы
развитие и эффективное использование сохранившихся преимуществ и заделов в
космической области, в некоторых видах авиации, а также обновление транспортных
средств с учетом перспективы формирования международных транспортных коридоров
через территорию Украины (что увеличит возможность получения государством
мировой транспортной ренты). В ближайшее десятилетие будут приоритетны:
глобальная система телекоммуникаций и экомониторинга;
космические навигационные системы;
создание коммуникационных систем по международным
транспортным коридорам;
разработка новых поколений средств железнодорожного,
воздушного, автомобильного, водного транспорта с повышенными скоростными,
энергосберегающими и экологическими характеристиками; развитие спутниковых,
оптических и мобильных систем связей, видеотелефонов.
Крайне важны для укрепления безопасности страны, борьбы с
международным и внутренним терроризмом, эффективной деятельности в условиях
чрезвычайных ситуаций оборонно-технические системы и средства безопасности
новых поколений. Первоочередными мерами в этой связи должны стать:
оснащение армии и сил правопорядка новыми поколениями
военной техники, укрепление позиций на мировых рынках вооружений;
создание новых технических средств обнаружения наркотиков;
разработка эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе
индивидуального пользования) при чрезвычайных ситуациях;
развитие технологий двойного назначения и активное
применение их в гражданских отраслях.
Только в условиях научно-инновационного прорыва реально
создание современной высокотехнологичной базы обороноспособности и безопасности
страны, а использование достижений этой сферы в гражданских производствах, в
свою очередь, будет способствовать повышению технологического уровня экономики
в целом.
3.3. Пути решения
Для научно-технологического прорыва необходимы кардинальные
перемены в механизме выработки и реализации приоритетов государственной
инновационной политики применительно к регулируемой рыночной экономике.
Неприемлемы и опасны как отказ от активной государственной поддержки прорывных
инноваций, так и попытки жестко регулировать и ничтожно финансировать науку.
Важны четкое определение и законодательное закрепление прав и ответственности
государства в инновационной сфере, разграничение компетенции с функционирующим
в рыночном секторе экономики частным и смешанным капиталом.
Государство в лице законодательных и исполнительных органов
должно осуществлять: правовое регулирование отношений в инновационной сфере
путем принятия законодательных актов, определяющих нормы взаимоотношений в этих
сферах, охраны и реализации интеллектуальной собственности, порядок разрешения
возникающих споров, задачи инновационной политики, поддержку приоритетных
направлений науки и техники и базисных инноваций; разработку на основе долго- и
среднесрочных прогнозов системы приоритетов инновационной политики, ее
реализацию с помощью стратегического и индикативного планирования,
государственных и межгосударственных научных, научно-технических и
инновационных программ.
Его задача:
оказывать финансовую поддержку фундаментальной науке,
базисным инновациям, развитию венчурного финансирования проектов малого и
среднего инновационного бизнеса, инновациям в нерыночном секторе;
содействовать развитию научной и инновационной
инфраструктуры, информационному и кадровому обеспечению научно-технической и
инновационной деятельности, особенно в государственном секторе экономики,
защищать отечественных производителей инновационных
продуктов от недобросовестной конкуренции на внутреннем и внешних рынках,
охранять интеллектуальную собственность.
Задача частного капитала — заниматься научно-технической и
инновационной деятельностью путем:
- заказа научно-исследовательских опытно-констукторских
разработок (НИОКР) научно-исследовательским институтам и вузам,
научно-общественным организациям;
- приобретение патентов на результаты НИОКР, изобретения,
ноу-хау, другие виды интеллектуальной собственности;
- участие на конкурсных началах в реализации
государственных, межгосударственных, муниципальных научно-технических и
инновационных программ и проектов и государственных заказов в разработке и
осуществлении собственных программ и проектов;
- продажа и покупка акций на высокотехнологичных биржах.
Механизм выработки и реализации приоритетов инновационной
политики должен совершенствоваться по следующим направлениям. В период до 2010
г. необходимо создать эффективную законодательную базу инновационной
деятельности и государственной политики в этой сфере. Действующие законы о
науке, патентное законодательство не ориентированы на разработку инновационной
политики, выявление и реализацию открытий и крупных изобретений, лежащих в
основе новых поколений техники и технологий.
До сих пор нет законов о государственных целевых
программах, венчурном финансировании инновационных проектов. Законодательные
органы фактически отстранены от обсуждения стратегии социально-экономического,
научно-технического и инновационного развития; исполнительная же власть мало
занимается этими вопросами. Законодательные органы, представляющие интересы
различных хозяйствующих субъектов, должны активно привлекаться к разработке и
реализации инновационной политики.
Все еще не сформирована система стратегического управления
инновационным развитием. Утвержденных приоритетов развития науки и техники и инновационных
программ практически нет. Иначе говоря, государство не выполняет свою
инновационную функцию, что не согласуется с намерениями обеспечить
экономический рост на инновационной основе.
Инновационную политику, ориентированную на
научно-технологический прорыв, нужно формировать применительно к условиям
регулируемой рыночной экономики и глобализации, в которую уже втянута (и далеко
не в лучшей позиции) Украина. Я считаю, что эта политика должна строиться на
дифференцированной, многоканальной основе и включать следующие элементы:
- прямое государственное финансирование выбранных
приоритетных направлений развития техники и базовых технологий и наукоемких
проектов (особенно в стартовый период), которые становятся объектом
государственных целевых программ (с последующей их передачей рыночному
сектору), а также проектов в нерыночной сфере экономики (фундаментальной науке,
образовании, культуре, здравоохранении, социальной сфере, экологии, обороне и
правопорядке, государственном управлении);
- косвенная поддержка программ и проектов (в том числе
осуществляемых частным мелким и средним бизнесом) путем предоставления
налоговых и таможенных льгот и налоговых кредитов при освоении принципиально
новой техники и технологии (для компенсации высоких первоначальных затрат),
содействия совершенствованию инновационной и информационной инфраструктуры,
информационному обеспечению, подготовке и переподготовке кадров и т.д.;
- использование оправдавших себя в мировой практике каналов
притока частных инвестиций в результате продажи акций компаний, осуществляющих
базовые инновации.
- формирование и развитие системы венчурного финансирования
высокоэффективных, но рисковых инновационных проектов с учетом зарубежного
опыта и с частичным участием государственных бюджетных и внебюджетных фондов;
- привлечение отечественных, иностранных и международных
банков и фондов к финансированию проектов и программ, реализующих приоритетные
базовые технологии и пользующихся поддержкой государства.
Список литературы
Корнус В.Г. Финансы Украины. – 2004 – № 10
Буряк
П.Ю. Экономика Украины. – 2005 - № 3
Буднікевич І. М.,
Школа І. М, Становлення регіонального ринку інновацій в
Україні. — Чернівці: Зелена Буковина, 2002.
Закон
України “Про цінні папери і фондовій' біржі”.
Закон
України “Про інвестиційну діяльність”.
Інвестиції
в Україні. Під ред. С. І. Вакарина (Міжнародний валютний фонд). - К.:
“Конкорд”, 2004.
Гальчинський А.,
Геець В., Кінах А., Семиноженко В.
Інноваційна стратегія українських реформ. —
К.: Знання України, 2003.
Завлин ГГ. Н., ИпатовА.А., Кулагин А. С. Инновационная
деятельность в Украине. - СПб., 2004.
Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт
формирования и перспективы развития // Инновация, 2002, №4. - С. 14-18.
www. ukrstat.gov.ua
www. finance.com.ua
Стратегія економічного і соціального розвитку
України (2004—2015 роки) «Шляхом Європейської інтеграції» / Авт. кол.: А. С. Гальчинський,
В. М. Геєць та ін. — К.: ІВЦ Держкомстату України, 2004.
|