на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Экологические проблемы АРЕ

Многочисленная армия мусорщиков на каирских улицах все менее успешно справляется со своими обязанностями. Главное же в том, что она не решает вопрос о том, что делать с собранным мусором. В сотрудничестве с французской фирмой в Каире строится завод по утилизации городского мусора. В день заводы будут перерабатывать 3 тыс. тонн отходов или четверть суточного объема накопившегося мусора. В случае успеха нового предприятия будут построены еще 3 подобных завода. Город возьмет на себя оплату земли и коммунальных услуг, а французская сторона осуществит за свой счет строительство объекта [1; 21.09.1997].

Очень трудная задача, к решению которой путей пока не найдено – предотвращение вырождения нильских и озерных пород рыб. Особенно подвержены заражению голавль и нильский окунь. В районе Асуана степень зараженности последнего оценивается в 45%, в районе Каира – 100%. Поражается прежде всего иммунный аппарат, что способствует размножению в теле рыбы болезнетворных организмов. В закрытых водоемах, где концентрация загрязнений выше, чем в Ниле, например в озере Карун в районе Файюма, у рыб отмечены раковые опухоли и деформация отдельных частей тела, таких как плавники, нижняя челюсть и др. [1; 19.05.1996].

Вносят свои предложения консультанты и спонсоры из–за рубежа. Координатор Всемирного банка по вопросам окружающей среды ШарафАриф заявил, что для борьбы с загрязнениями на должном уровне Египту в течение 10 лет потребуется сумма в 1,3 млрд. долл. (4,4 млрд. ег. ф.), что составляет 4% ВВП Египта. Он сказал, что в финансировании этой программы должны будут принять участие египетские банки и деловые люди. Особого внимания требует к себе промышленность. Ш.Ариф добавил, что Всемирный банк решил ассигновать 35 млн. долл. для участия в специальном фонде борьбы с загрязнением окружающей среды в Египте. Размер фонда – 60,2 млрд. долл. или 202,2 млн. ег. ф. Из 35 млн. долларов, выделяемых Банком в этот фонд, 20 млн. долл. будут предоставлены в виде ссуды на 20 лет из 6% годовых с льготным периодом в 5 лет. Остальные 15 млн. долл. предоставляются в виде ссуды Ассоциации международного развития, являющейся филиалом Всемирного банка, на 40 лет из 0,75% годовых с льготным периодом в 10 лет. Кроме того, в фонд поступят 19,5 млн. долл. от Европейского инвестиционного банка и безвозмездный дар с правительства Финляндии в сумме 5,7 млн. долл. [2; 13.06.1997].

Губернатор Каира Абдель РахимШахата изложил основные намерения городской администрации по экономическому благоустройству города на 1998 год. Речь идет прежде всего о благоустройстве новых трущоб и старых обветшалых районов (Мавариди, Хакр Абу Дума, Таргаман), строительстве многоэтажных гаражей. Для расширения площади зеленых насаждений в Каире будет высажен миллион пальм, каждый год должны вводиться в эксплуатацию новые парковые зоны общей площадью 100 федданов. Ведутся переговоры с 6 компаниями по очистке города от мусора в дополнение к 5 компаниям, занятым этим в настоящее время.

Предусмотрены меры по предотвращению деградации и загрязнения русла Нила. Особенное внимание обращается на улучшение снабжения населения города питьевой водой, особенно в бедных его районах. В 1997 году на эти цели было ассигновано 190 млн. ег. ф.

Главным препятствием для выполнения этих мер губернатор считает недостаточность средств в городской казне и трудность привлечения их извне [1; 28.12.1997].

В пятилетнем плане на 1998–2002 годы на водопровод и канализацию по всему Египту предусмотрено 45 млрд. ег. ф. для финансирования мощностей водопровода в 23 млн. куб. м и канализации 15,2 млн. куб. м. Х.Мубарак потребовал, чтобы водопровод и канализация были доведены до каждой деревни. Большая роль отводится частному сектору, который должен участвовать своими капиталовложениями [1; 02.06.1997]. Еще ранее, в начале 1997 года, в Египте был намечен план в течение 5 лет привести в порядок и модернизировать системы водопровода и канализации. На это потребуется 21 млрд. ег. ф. в том числе 12 – водопровод и 9 – канализация. Это огромная сумма, которую бюджет профинансировать не в состоянии. Внесено предложение добыть новые средства за счет приватизации насосных станций, а также привлечения кредитов. Первоначальный срок выполнения плана был установлен в 20 лет – к 2017 году, но потребность в быстрейшем приведении в порядок системы водоснабжения слишком велика. Согласно опубликованным данным, из–за износа труб в системе теряется более 40% воды. Среднемировой показатель – 12%. Велик перерасход, так как только 38% пользователей оснащены исправными счетчиками расхода воды.

Сейчас одна часть систем водоснабжения находится в управлении государственных административных ведомств, другая – в ведении государственных хозяйственных компаний. Во втором случае вода используется более рачительно. Еще лучше использование ожидается в случае приватизации насосных станций, что позволит повысить эффективность и на этой основе уменьшить потребность в государственных дотациях. За последние 15 лет государство затратило на водопровод и канализацию в губернаторствах Каир и Александрия 13 млрд. ег. ф. и в остальных губернаторствах – 15 млрд. ег. ф. В результате в центральных губернаторствах потребности в обеспечении водопроводной водой покрыты в среднем на 70%. Несомненно, что в остальной части страны эти показатели значительно хуже, о чем говорит хотя бы то, что государственные затраты в двух главных городах страны почти такие же, как и затраты на остальной территории страны.

Перспектива приватизации сетей водоснабжения, особенно в Каире Александрии, оценивается как маловероятная. Очевидно, частным фирмам будет разрешено осуществлять самостоятельно лишь второстепенные функции вроде установления счетчиков.

Государство вынуждено тратить очень много на субсидирование платы за водопользование. От этой практики за короткое время отойти не удастся, поскольку большинство населения просто не располагает необходимыми суммами. Себестоимость для государства 1 куб. м воды в Каире достигает 46 пиастров, затрачиваемых на очистку воды на насосных станциях, а продавать её государство вынуждено лишь за 12 пиастров. В Александрии соответствующие цифры составляют 30 и 18 пиастров [1; 06.02.1997]. На деле разрыв гораздо значительней, по некоторым свидетельствам себестоимость подготовки воды для водопровода, с учетом процентов по ссудам и других дополнительных расходов, связанных с финансированием и организацией инвестирования, достигает одного египетского фунта. Высокие накладные расходы делают приватизацию вероятной лишь к тому времени, когда государство проведет основные работы по санации систем, обновит устаревшее оборудование, поможет создать костяк кадров, способных эффективно и без больших дотаций выполнять свою работу.

Несколько слов об экологических проблемах закрытых водоемов, имеющих некоторую специфику по сравнению с Нилом. В последнее время экологии озер придается все большее значение. В 1998 году предполагалось подготовить новый закон об охране окружающей среды. Значительное внимание в нем должно уделяться экологической защите озер, их водных и рыбных богатств. Рыба считается одним из сравнительно дешевых поставщиков белков в рацион населения. Некоторые озера, прежде всего в силу их закрытости и ограниченных возможностей самоочищения, отличаются высоким содержанием сернистых соединений, достигающим 9 г на литр при допустимом пределе 2 г. Высокое содержание солей тяжелых металлов, весьма вредных для человека. Для очистки воды имеется в виду использование биотехнологий. Изучается европейский опыт, например, итальянский. Расходы по очистке воды частично должны погашаться экспортом рыбы.

Одно из крупных и красивейших озер Египта – Карун – стало мертвым озером из–за сброса в него отходов. Оно все более засоляется. Разрабатывается проект промышленной утилизации растворенных в его воде солей. В сходном положении находится озеро Мариут около Александрии [1; 28.12.1997].

В последнее время предметом дискуссии становится водохранилище Высотной Асуанской плотины, одно из крупнейших искусственных водоемов в мире, известное под наименованием «Озеро Насер». Одни выступают за то, чтобы сохранить за ним статус заповедника, как это было до сих пор, и этим самым избегнуть экологических проблем, связанных с загрязнением воды, или, по крайней мере, смягчить их. Ведь на озеро Насер приходится 98% пресной воды, потребляемой в Египте. Его называют «центральным банком пресной воды» в стране. Противоположная точка зрения исходит из необходимости задействовать все национальные ресурсы, в том числе и район водохранилища, для решения все более остро возникающих вопросов в связи с быстрым ростом населения и относительным сокращением резервов пресной воды в расчете на душу населения, ограниченностью сельскохозяйственного земельного фонда, нехваткой производимого в стране продовольствия, безработицей и т.п. Но переход к активным действиям неизбежно выдвигает новые проблемы защиты окружающей среды в районе водохранилища, поскольку с достижением поставленных целей возникают новые задачи, которые необходимо решать, именно вследствие достижения этих целей. Образно говоря, новые проблемы защиты окружающей среды в районе водохранилища, вместе с водой, вытекающей из него на север, распространятся и станут катастрофически острыми в масштабе всей страны. Можно понять тогдашнего министра общественных работ и водных ресурсов Египта д–ра Мухаммада Абд аль–Хади Рады, который оказался между двух огней, пытаясь найти компромисс между этими двумя во многом исключающими друг друга подходами.

Водохранилище, построенное при экономическом и техническом содействии СССР в середине 60–х годов в отдаленном районе страны на границе с Суданом, до сих пор не привлекало особого внимания. Протянувшееся почти на 500 км в длину и до 12 км в ширину, оно занимает площадь в 6,5 тыс. кв. км и вмещает до 162 млрд. куб. м воды. Из этой огромной водной массы 90 млрд. куб. м находятся в так называемом «живом» слое, ограниченном уровнями 147–175 м над уровнем моря, из которого вода периодически спускается вниз по течению Нила. Под этим слоем расположен «мертвый» слой как отстойник для ила и других взвешенных частиц объемом 31 млрд. куб. м. Уровнями 175 т 182 м ограничен третий слой, предназначенный для сбора воды в годы особенно высоких паводков. Побережье водохранилища изрезанно примерно сотней заливов или, как называют их местные жители, «хоров». На хоры приходится значительная часть поверхности водохранилища, от трети до 80%, в зависимости от паводка, и до 55% воды, из которой 7 млрд. куб. м ежегодно теряется на испарение.

Сторонники более широкого хозяйственного использования водохранилища предлагают отгородить хоры от водохранилища, осушить их и образовавшуюся площадь использовать для нужд сельского хозяйства. Однако, несмотря на внешнюю привлекательность такого подхода, осуществление его повлечет большие затруднения. Непродуманное приближение зоны человеческой хозяйственной деятельности к водохранилищу, по мнению авторитетных экспертов, чревато непредсказуемыми катастрофическими последствиями для всей нильской долины ниже по течению. Существует опасность, что расширение связей по водным путям с окружающими территориями, в том числе с Суданом, приведет к попаданию в озеро вместе с судами новых видов флоры, особенно водорослей, которые в условиях жаркого климата могут быстро размножаться и блокировать русла рек и каналов. Вспомним в этой связи проблемы канала Гонгли в Судане. Было предложено несколько компромиссных вариантов, один из них заключается в следующем: должно быть освоено 150 тыс. федданов (1 феддан = 0,42 га), в том числе 7 тыс. федданов в 4 км от берега, 22 тыс. – на расстоянии 4–8 км, 42 тыс. федданов – на удалении 8–15 км и 79 тыс. – на расстоянии 15–45 км. Таким образом, по этому плану основной массив осваиваемых площадей предлагается разместить довольно далеко от берега, что ограничит попадание в озеро дренажных вод. Последние содержат удобрения, которые являются мощным стимулятором размножения водорослей, а также других видов флоры и фауны. Скептики возражают, что даже если дренажные воды после орошения удастся сливать в отдаленные лощины, они с грунтовыми водами все равно попадут в озеро вместе с растворенными в них веществами. То же можно сказать и о канализационных водах из возведенных на новых землях поселков, а также о промышленных отходах. Практически очень трудно воспрепятствовать попаданию их в озеро.

Водохранилище богато рыбой. Японские специалисты подсчитали, что в год там можно добывать 80 тыс. т рыбы. Но это также порождает новые экологические проблемы. Усиливается загрязнение не только от рыбодобычи, но и от рыбопитомников и рыбоперерабатывающей промышленности. Ряд экспертов категорически возражают против сооружения рыбопитомников из–за неизбежного в этом случае сброса в озеро питательных веществ, способствующих размножению различных видов озерной флоры и фауны. На дне озера усилится скопление ила и других разлагающихся органических остатков.

Хозяйственное освоение района затрудняется высокой себестоимостью строительства, орошения и дренажа. Слой плодотворной почвы тонкий и подвергается постоянной эрозии из–за господствующих в этом месте сильных ветров, особенно весенних «хамсинов». Органические вещества заносятся ветрами в озеро.

Окрестности водохранилища богаты историческими памятниками, привлекающими туристов, такие как древнеегипетские храмы Абу Симбел, Калабша, другие достопримечательности древней Нубии. Сухой здоровый климат созидает условия для оздоровительного туризма и спорта. Однако предстоит решить немало проблем экологического характера. Прежде всего требуется создание современной надежной системы канализации. Обострение экологических проблем неизбежно также в случае расширения добычи полезных ископаемых, развития обрабатывающей промышленности [1; 01.11.1995].

Определенное беспокойство вызывает состояние морской воды, прежде всего в тех местах, где после окончания войны с Израилем бурно развивается индустрия туризма. По результатам исследований, проведенных Калифорнийским университетом, в наибольшей опасности оказались Суэцкий и особенно Акабский заливы Красного моря. На побережье последнего сошлись вместе границы трех государств – Египта (г. Таба), Израиля (г. Эйлат) и Иордании (г. Акаба). Канализационные выбросы Эйлата почти неочищенными попадают в море. Иордания же наладила вывоз их в пустыню. В Израиле планируют утилизоватьотходы и использовать безвредные продукты переработки в самых различных целях. Помогать в переработке отходов взялись даже туристические фирмы, использующие их для сооружения полей для гольфа. Это привлечет дополнительное число туристов и даст немалый доход.

Немало загрязнений с израильской стороны поступает из морских садков–питомников, где выращивается ежегодно около тысячи тонн рыбы. Содержащиеся в корме для рыб питательные вещества и антибиотики способствуют росту морских водорослей, разрушающих коралловый риф. Большую опасность для рифа и его морских обитателей представляют собой периодически случающиеся аварии с танкерами, проходящими через Суэцкий канал.

Поступают сигналы о том, что в опасности оказался коралловый риф знаменитого египетского морского курорта Хургады, который так настойчиво рекламируют сейчас российские средства массовой информации. Египетские власти намерены ввести на рифе в Хургаде 200–метровую охранную зону с ограниченными различной степени для ныряльщиков и пловцов. На синайском побережье Акабского залива, где угроза окружающей среде гораздо сильнее, американские ученые предлагают Египту пока воздержаться от сооружения новых здравниц3.

Помимо индустрии туризма, экологические проблемы в красноморской зоне Египта создается нефтяной промышленностью. Правда, министр нефти Х.аль–Банби заверил общественность, что нефтяные скважины в Восточной пустыне расположены не ближе 10 км от морского побережья. Он сказал, что министерство нефти принимает меры по защите кораллового рифа в Суэцком заливе, прежде всего в районе Хугарды. Тем не менее нефтяное месторождение Мурган, что в переводе с арабского означает «коралл» – старейший район нефтедобычи, расположенный в непосредственной близости от своего «тезки» – кораллового рифа. Нефть там начала добываться 30 лет назад и воздействие этого обстоятельства на экологию несомненно, тем более, что работы там расширяются. На месторождении Мурган добыто уаетсяоднид. баррелей нефти или 2/3 всей добычи нефти в стране. Сейчас в Суэцком заливе добыча идет на уровне 55 тыс. баррелей в сутки из 150 скважин с 24 морских платформ. Несомненный экологический ущерб причиняет закачивание в скважины морской воды для повышения давления и увеличения дебета. Всего с 1974 года было закачено 2,2 млрд. баррелей воды, которая так или иначе загрязняла море. Для уменьшения вредного эффекта между министерством нефти и министерством туризма было заключено соглашение о том, что в 4 районах министерство нефти никаких работ впредь вести не будет, в 3 района будут инвестировать оба министерства, а в остальные – только министерство нефти [1; 18.09.1997].

Остается коснуться проблем озонового слоя. Решения экологической конференции в Киото в декабре 1997 года касаются и арабских стран. Крупнейшим загрязнителем окружающей среды там были названы ОАЭ, выбрасывающие в атмосферу 42 т углекислоты в год при добыче нефти. США идут на втором месте – 20 т.

В арабских странах с их интенсивным солнечным облучением с интересом восприняли рекомендации конференций в Киото о более широком использовании экологически чистой солнечной энергии и энергии ветра. В среднем за год солнце стоит над Египтом 6500 часов. Помимо использования солнечной энергии для внутренних нужд, многообещающими представляются возможности ее экспорта после превращения ее в электроэнергию [1; 28.12.1997].

Более года назад Египет уже принимал участие в международной программе по защите озонового слоя и занял третье место среди стран региона по ее выполнению этой программы. Египет подписал Монреальский протокол 1987 года о международном сотрудничестве в защите озонового слоя. Соглашением запрещается использование вредных веществ и технологий. Взамен государство, подписавшее соглашение, получает из так называемого «озонового фонда» определенную сумму на финансирование этой программы. Исполнительный комитет международной группы по защите озонового слоя решил в 1992 году выплатить Египту 37 млн. долл. для выполнения программы в течение периода до 1998 года. За 4 года Египет сумел выполнить 80% намеченной программы, которая предусматривала, в частности переделку холодильных установок в 31 компании. Египет обязался, что особенно вредный газ фреон–II будет заменен фреоном–134, или хлоридным метиленом, что потребует изменения конструкции компрессоров, рассчитанных на более высокое давление. Международный озоновый фонд возьмет на себя компенсирование части расходов [1; 11.12.1996].

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что экологическая защита пресной воды, прежде всего нильской, является для Египта первостепенной и первоочередной задачей среди всех других задач по охране окружающей среды, таких как защита от загрязнений почвы, воздушного бассейна и морской воды. Сохранение в чистоте пресной воды особенно важно для Египта из–за быстрого сокращения ее нормы на душу населения, которое постоянно увеличивается при сравнительной неизменности водно–земельных ресурсов. Слишком явными становятся признаки экологического неблагополучия на здоровье людей и на результаты хозяйственной деятельности. Речь сейчас все более идет не только о соблюдении нравственных и хозяйственных принципов, но и о выживании, особенно в обстановке обостряющейся конкуренции. Принимаются все новые экологические программы и планы, часть их выполняется, но в основном многое тормозится нехваткой средств. Успех в значительной мере определяется тем, кто из внешних доноров даст и столько. С недавнего времени египетское правительство больше уже не может позволить себе львиную долю государственного финансирования экологических программ направлять в города–мегаполисы – Каир и Александрию и вынуждено распределить ассигнования более равномерно между различными частями страны, чтобы не обострять внутренние межэтнические и межконфессиональные противоречия, зачастую принимающие характер политического бунта.


Литература

1.  University of California, Institute on Global Conflict and Cooperation. Policy Brief. May 1995. Number 4.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.