на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной радиостанции (на примере радиостанции "Радио "Сибирь-Омск")

Неписаный закон для ведущего «многопрофильных» информационно-музыкальных радиостанций - называть свое имя и фамилию, имя и фамилию звукоинженера (звукорежиссера). Ведущий "многопрофильной" станции, как правило, только ведет эфир, т.е. говорит в микрофон, отвечая за информационное наполнение вещательного дня, в то время как «раскрашиванием» эфира с помощью музыки, «фирменных» джинглов занимается звукооператор (звукорежиссер), который сидит напротив за микшерным пультом.

На некоторых радиоканалах ведущий даже не занимается подбором музыкальных композиций, которые будут звучать в его программе, эта задача возлагается на музыкального редактора. На подобных станциях гораздо меньше музыкальной техники, а в фонотеке помимо популярной музыки наличествует классическая, авангардная, джазовая, этническая и т. д., так как станция не ограничена тем или иным форматом, а музыка не основа, а фон для эфира. В нужное время радиожурналист просто дает знак звукорежиссеру рукой или же они заранее договариваются о последовательности музыкальных композиций, джинглов, анонсов в программе. Звукорежиссер программирует последовательность песен на цифровом проигрывателе компакт-дисков, ставит в карт-машину необходимые картриджи с джинглами, заставками, анонсами и по условному знаку ведущего «выводит» в эфир заставку, анонс или песню. Именно звукорежиссер следит за тем, чтобы не было пауз между произнесенным текстом и композицией, хотя на «многопрофильной» станции в отличие от информационно-музыкальной секундная «дыра» вполне допустима, хотя и тут желательно, чтобы паузы не заполняли эфир [15].

Ведущему «традиционного» эфира можно слегка расслабиться: иногда вздохнуть, случайно прошелестеть страницей - главным остаются качество и достоверность информации, а не непрерывность музыки и звуковых спецэффектов. Поэтому и порицание от главного редактора если и можно получить, то не за звуковое оформление, а за непроверенные факты, устаревшую или недостоверную информацию, неграмотное изложение материала и т.д. Иногда для этого главный редактор радиостанции специально прослушивает police type (контрольную запись) - пленку или цифровую кассету, на которую «пишется» каждый эфирный день.

Таким образом, к характеристике специфики профессиональной деятельности журналиста относится не только многофункциональность, но и наличие таких составляющих как коммуникабельность, мобильность и оперативность.


Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2.1  Задачи и методы исследования

         

Объект исследования: профессиональная деятельность журналиста.

Предмет исследования: деятельность журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции («Радио «Сибирь - Омск»).

Цель исследования: выявить специфику и содержание деятельности радиожурналиста.

Задачи исследования:

1.Изучить специфику профессиональной деятельности радиожурналиста.

2.Проанализировать содержание и направленность новостных выпусков на радио.

3.Выявить информационные потребности и интересы аудитории радиостанции «Радио «Сибирь-Омск»

Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования:

1.  Анализ научно-методической литературы.

2.  Наблюдение.

3.  Интервьюирование.

4.  Контент-анализ.

5.  Методы математической обработки данных.

Метод анализа научно-методической литературы использован для определения современного состояния изучаемого вопроса, уточнения понятийного аппарата, формулировки объекта, предмета, цели и задач работы. Всего проанализировано 25 литературных источников.

Метод наблюдения использован нами для получения представления о специфике работы журналиста на радиостанции.

Метод интервьюирования применен для получения первичной информации: ответы на вопросы об отношении радиожурналистов к содержанию профессиональной деятельности. Было опрошено 14 журналистов - ведущих информационно-музыкальной радиостанции «Радио «Сибирь - Омск». Также было интервьюировано 315 слушателей данной радиостанции с целью оценки их тематических предпочтений.

Контент – анализ использован для качественного и количественного анализа содержания новостных выпусков радиостанции «Радио «Сибирь». В ходе исследования определялась тематическая направленность новостей, периодичность выхода в эфир, содержание.

Методы математической обработки данных применялись для анализа процентных соотношений, суммарных показателей, таблиц, диаграмм, полученных в ходе исследования.

2.2 Организация исследования

Исследование по теме квалификационной работы проводились поэтапно с 2004 по 2006 год. Весь объем исследований был выполнен на базе информационно-развлекательной радиостанции «Радио «Сибирь». Исследование включало три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2004 – май 2005 года) исследовалось содержание вопроса в литературных источниках. В результате изучения современной научной литературы и документов была конкретизирована цель исследования, сформулированы объект и предмет, задачи исследования.

На втором этапе (сентябрь 2005 – апрель 2006 года), используя метод контент – анализа, изучено содержание тематики новостных выпусков, размещающих разные информационные блоки. На этом этапе исследовалось отношение радиожурналистов к содержанию их профессиональной деятельности. Изучались и анализировались особенности и специфика работы на радио.

На третьем этапе (май 2006 – июнь 2006) анализировались, обрабатывались материалы, был подготовлен и оформлен текст квалификационной работы, мультимедийное сопровождение.


Глава III. Изучение содержания и специфики профессиональной деятельности радиожурналиста на локальной информационно-музыкальной радиостанции

3.1 Содержание и специфика работы журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции

          Каждый день огромному миру необходимо придавать «форму» и лепить его в виде моментального снимка – выпуска новостей с наилучшими историями, имеющимися в распоряжении журналистов. Редакторы сталкиваются с невероятным выбором между войной, идущей где-то заграницей, внутренним скандалом в больнице, демонстрацией в защиту прав животных и очередном витке европейских дебатов, разрывающем на части правительство. Выявить рейтинг значимости историй – непростая задача, решение никогда не бывает жестким и быстрым. История, которая выглядит весомой в один день, на другой день может оказаться слабой в сравнении с другими более значимыми событиями.

Среди серьезных газет и вещательных компаний существует необыкновенное единодушие взглядов. Большинство газетных передовиц и выпусков новостей чаще всего рассказывают об одних и тех же событиях, рассматривая их как главные. Только в очень бедные новостями дни они все идут собственным путем в поисках темы. Во всей журналистике имеет место тенденция освещать одно и тоже лишь потому, что подобная деятельность укладывается в определение стереотипа.

На телевидении настоящей проблемой является краткость выпусков, отсутствие времени на свежие подробности, получасовой выпуск может дать чуть больше чем обычный анонс. Большинство зрителей не хотят смотреть телевизор больше получаса и просто выключают его, если эта граница превышена.

В газетной журналистике часто приходится выбирать между обращением к узкому кругу читателей, любящих «глубокие» статьи, и многими миллионами тех, кто предпочитает краткость.

Четырехминутные новостные сюжеты как новостной жанр на радио – это своего рода искусство. Необходимо в отпущенное время дать максимум информации и при этом быть понятным. Несомненно, в отведенное время, можно выдать совсем незначительное количество информации, но в других случаях «говорящая картинка» или сильное интервью с места событий донесет до каждого слушателя знание истории гораздо эффективнее, чем печатное издание.

В целом, считается, что радио заставляет авторов писать лучше, взвешивая буквально каждое слово, тратить время на поиск интонаций, пауз и акцентов. И это не случайно, поскольку именно радио более других СМИ воздействует на воображение человека. Слушатель неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные; по мнению специалистов, процесс этот неизбежен. Слушатели таким образом являются активными участниками процесса, и задача радиожурналиста рассказывать о новостях, стимулируя тем самым воображение человека.

Основой любого информационного выпуска является, как правило, небольшое текстовое изложение события. В практике радиостанции используется такие названия, как «новость», «информация» и т.д., но суть при этом остается неизменной – рассказ о событии. Причем слово рассказ здесь играет не менее значимую роль, чем событие. О том, что происходит необходимо рассказывать, то есть излагать сообщение доступно так, чтобы подавляющее большинство аудитории могло воспринять информацию, понимая, о чем идет речь. В одной из классических теорий рекламы («рекламного поля») есть такое правило: уровень понятности сообщения должен быть, примерно, на десять пунктов ниже среднего индекса IQ того социального слоя, для которого оно предназначено. При этом сообщение не должно требовать усилий по запоминанию текста. Новости по стилю своего изложения должны быть рассчитаны на самых обыкновенных людей, иначе нет смысла давать такую новость. Существует несколько другой подход, который заключается в необходимости считать, что слушатели также интеллигентны как авторы и дикторы и единственная разница между ними и слушателями состоит в том, что первый имеет доступ к большей информации, чем второй.

3.2 Отношение журналистов «Радио «Сибирь - Омск» к содержанию профессиональной деятельности

Абсолютно справедливо мнение о том, что талантливый журналист всегда знает и чувствует как преподнести материал и что сказать. В современный период любое СМИ, в том числе электронное, является сложным механизмом, не столько в техническом отношении, сколько в плане организации работы. Без знания технологии производства даже самый талантливый журналист, с трудом сможет вписаться в производственный процесс, его «неформатные» материалы будет сложно, иногда даже невозможно, ставить в эфирную сетку, и в целом он внесет в работу радиостанции элементы хаоса. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание тому, как писать для радионовостей.

Этот вопрос глубоко изучается при подготовке радионовостей на информационно-музыкальной станции «Радио «Сибирь - Омск», которая по количеству эфирных лет является довольно молодой, но вместе с тем, сумевшей завоевать расположение сотен тысяч слушателей не только в нашем городе, но и во всем сибирском регионе. На радиостанции четырнадцать штатных сотрудников, восемь из которых являются музыкальными ведущими (ди-джеями), а остальные пять – корреспондентами и ведущими информационных выпусков.

Чтобы оценить специфику работы в студии, процесса подготовки радионовостей, репортажей, синхронных записей в эфире, мы обратились к сотрудникам службы информации «Радио «Сибирь - Омск», чтобы задать им ряд вопросов. Вопросы были составлены таким образом, чтобы респондент смог порассуждать, анализируя свой профессиональный опыт, обличить подводные камни как всего процесса подготовки радионовостей, так и каждого из его этапов.

Прежде всего мы спросили сотрудников службы информации «Радио «Сибирь - Омск», что такое новость. Суммировав ответы респондентов, получилось следующее определение: новость – это важное, веское, - то, что имеет значение; новость - это то, что произошло, чего не было минуту или час назад. Все радиожурналисты едины во мнении, что по-настоящему хорошая история сама проложит себе дорогу, даже если она не совсем отвечает критерию значимости.

Следующий вопрос о роли новостей на коммерческой музыкальной станции был задан руководителю службы информации Темник Н.Г., которая также выполняет работу ведущего информационных выпусков. По ее словам, служба информации «Радио «Сибирь - Омск» - это не отдельные люди, готовящие новости для радиостанции, а корреспонденты, которые находят новость, анализируют ее и читают в эфире.

Проблема локальной радиостанции заключается в том, что ее главный продукт – музыка (70% эфирного времени); новостям, как правило, отводится 20% и около пяти минут эфира в час. Опыт радиожурналистов «Радио «Сибирь - Омск» показывает, что сделать новости в пятиминутном отрезке гораздо сложнее, чем сделать их на тридцать минут, так как необходимо сказать о главном также емко, как те, кто делает это за полчаса.

На следующую серию вопросов о том, в чем заключается основная задача деятельности радиожурналиста и по какому принципу они отбирают в эфир радионовости, все интервьюируемые были единодушны в мнении, что главная задача, которая стоит перед журналистами, работающими с информацией – оперативно сообщить главную новость. Респонденты обращают внимание, что радио на данный момент – самый оперативный источник информации и это, несомненно, является преимуществом, за которое надо бороться, не засоряя эфир событиями, которые были вчера. Необходимо говорить людям о том, что происходит сейчас. Что же касается критерия отбора радионовостей, респонденты отмечают, что в эфир «Радио «Сибирь - Омск» практически никогда не проходят новости о криминальном мире, боевых действиях, террористических актах (если это не экстренный выпуск), актах насилия, о разжигании рассовой и межэтнической ненависти, не затрагиваются религиозные и национальные темы. «Радио «Сибирь - Омск» старается озвучивать «плохие» новости в небольшом объеме, так как назначение информационно-музыкальной радиостанции – нести слушателям как можно больше позитивной информации, формируя настроение каждого из них. Гораздо больше времени отводится новостям полезным и развлекательным, но это не значит, что все новости веселые и легкие. Интересная и полезная информация может быть самой разнообразной: спорт, зарплаты и строительство дорог, книжные новинки и налоги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.