3.3 Исследование
качественно-количественной характеристики новостных выпусков
Нами было проведено
исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков
радиостанции «Радио «Сибирь - Омск» за период с сентября 2005 г. по май 2006 г .
ТАБЛИЦА 1. Оценка
тематики новостных выпусков на «Радио «Сибирь - Омск»
Тематика новостных
выпусков
|
Отношение к
общему объему новостей
|
Городская
жизнь |
39% |
Катаклизмы и
стихийные бедствия |
15,3% |
Культура и
развлечения |
21,7% |
Спорт |
16% |
Политика |
8% |
Хронометраж выхода
новостей в эфир 4-5 минут, с девяти часов утра до полудня – каждые полчаса, с
полудня до семи часов вечера – каждый час. В структуру каждого выпуска
радионовостей входят 5-7 новостных блоков.
Анализ тематической
направленности новостных выпусков показал, что освещению городской жизни,
спектр которой достаточно широк – от пробок на автострадах города, до цен на
производственные товары – отводится 39 % от общего количества эфирного времени
новостных выпусков. И это вполне закономерно, ведь настроившись на «Радио «Сибирь
- Омск» вы слышите настроение города. Следующая цифра - 15,3% - показывает
реальное количество информации о катаклизмах и стихийных бедствиях. Зачастую
можно услышать мнение, что во всех СМИ звучат только плохие новости,
катастрофы, трагедии. Но любые чрезвычайные происшествия, которые происходят в
той или иной стране – природные, политические, техногенные - могут коснуться
любого из нас, и именно поэтому люди должны об этом знать.
Но главной задачей
информационно-музыкальной станции является задача удовлетворения потребностей
радиослушателей в информации развлекательного характера. В связи с этим,
новости культуры и мира развлечений занимают 21.7% от общего количества эфирной
информации.
Новости из мира
внутренней и внешней политики составили 8% времени всех новостных блоков.
Теме спорта отводится 16%
от общего количества новостных выпусков. Кроме того, в эфирной сетке радиостанции определено время, в
которое читаются блоки спортивных новостей, это 10.00, 14.00, 17.00. Также на «Радио
«Сибирь – Омск» существуют специальные тематические программы о культивируемых
видах спорта, таких, как футбол и хоккей. Именно героям хоккейных и футбольных
баталий, сенсационным и драматическим событиям на площадках, стадионах
посвящены спортивные тематические блоки, имеющие место в эфире по выходным
дням, продолжительность которых составляет один час, включая музыкальные блоки.
На диаграмме № 2 (приложение 2) отражено количественное соотношение
информационных выпусков о спорте и новостей любой другой тематики. За период с
сентября 2005года по май 2006 года в эфире прозвучало 726 выпусков о спорте, в
то время как общее количество всех новостей составило 2128 выпусков.
3.4 Изучение интересов
аудитории «Радио
«Сибирь-Омск»
Специалистами в области
массовых коммуникаций всегда подчеркивается огромное значение обратной связи при
функционировании средств массовой информации. Обратная связь в системе массовой
коммуникации является реакцией на сообщение источника, а источник, в свою
очередь, учитывая обратную связь, в дальнейшем может изменить последующее
сообщение. Поэтому редакции радиовещательных компаний регулярно изучают свои аудитории,
чтобы знать, кому адресован материал, как к нему относится аудитория. Знание потребностей,
интересов своей аудитории в значительной степени помогает создать нужные
потребителям материалы СМИ. В целях изучения характеристики аудитории «Радио «Сибирь
- Омск», ее настроений, тематических и жанровых предпочтений нами был проведен
опрос на улицах города, в ходе которого было интервьюировано 315 человек,
представителей разных профессий и учащихся различных учебных заведений. Возраст
респондентов варьировался от 18 до 40 лет.
С целью определения,
является ли интервьюируемый потенциальным слушателем «Радио Сибирь - Омск», мы
сформулировали наш первый вопрос таким образом: «Как давно и как часто Вы
слушаете «Радио «Сибирь». Если респондент отвечал, что никогда не слушает или
слушает очень редко, мы благодарили его за внимание и прощались. Потенциальными
слушателями считаются те, кто настраивается на волну «Радио «Сибирь» не реже
трех-четырех раз в неделю в течение года. Если респондент таковым являлся, мы
просили назвать свой возраст, кратко рассказать о своей профессиональной
деятельности, об увлечениях. Далее мы переходили к тематическим предпочтениям
слушателей и спрашивали их о том, какая информация является для них интересной
и полезной. Оценка тематических предпочтений аудитории «Радио «Сибирь - Омск» и
их соответствие с тематикой материалов информационного жанра, выходящих в эфир
в рамках новостных блоков, представлена в таблице 2 (приложение 3).
ТАБЛИЦА 2. Соотношение
тематических предпочтений респондентов с тематикой новостей на «Радио «Сибирь-Омск»
Тематика новостных
выпусков
|
Реально
существующие объемы |
Предпочтения
респондентов |
Городская
жизнь |
39% |
25,1% |
Катаклизмы и
стихийные бедствия |
15,3% |
26,8% |
Культура и
развлечения |
21,7% |
21,8% |
Спорт |
16% |
17,2% |
Политика |
8% |
9,1% |
Результаты показывают,
что новости о чрезвычайных происшествиях очень сильно привлекают аудиторию,
поэтому их можно рассматривать как «интересные». Заинтересованность в такого
рода новостях составила 26,8% от общего количества предпочтений слушателей. В
американском вещании есть такой термин, появившийся в последние годы: «news-you-can-use» или «новости, которые вы можете
использовать». Характер такой информации может быть самым разным – повышение
тарифов на телефон и изменение налогового законодательства.
Мнения респондентов,
которые хотят слышать практическую информацию с целью ее использования в
повседневной жизни составляют 25,1% от общего количества тематических
предпочтений исследуемой аудитории. Респонденты также хотят слышать в эфире
информацию легкого развлекательного жанра (новости о знаменитостях,
развлечениях и стиле жизни) – 21,8%, в то время как традиционные новости
(политика, войны, исторические перспективы) слушатели условно относят к числу
«серьезных» и считают, что в формате информационно-развлекательного вещания
новостям такого вида должно отводиться небольшое количество времени. Мнения
респондентов, среди которых политические темы пользуются популярностью,
составили 9,1% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Таким
образом, наблюдается сдвиг в пользу новостей развлекательных, которые помогают
несколько «подсластить» информационную пилюлю. В информационном теле- и
радиовещании Европы в последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция к
постепенному изменению функции новостей: от информирования к развлечению
потребителя. Постепенно все тенденции развития медиарынка находят своё
применение в отечественной радиожурналистике.
Новости спортивной жизни,
как показывают результаты опроса, интересуют немалую часть аудитории. Желание
респондентов слышать в эфире сводки спортивных новостей эквивалентны величине
17,2% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Специально для
такой аудитории в эфирной сетке радиостанции «Радио «Сибирь - Омск» отведено
время для специализированных спортивных программ и новостных блоков.
Как показывают цифры, не
во всех случаях потребности и предпочтения аудитории в какой-либо информации в
полной мере реализуются в эфире «Радио «Сибирь - Омск» в рамках новостных
выпусков. В этом случае особую важность приобретают специальные исследования
аудитории радио с целью разрешения противоречий между желаемым и
действительным.
При подготовке выпуска
новостей радиожурналисту необходимо знать, что хотят слушатели не только в
тематическом плане. Стоит заглянуть чуть более глубже и попытаться понять,
нужны ли им оперативные сообщения, как они должны быть изложены и т.д. Мы
обратились к слушателям «Радио «Сибирь - Омск» с вопросом «Что является для вас
главным в подаче информации в выпуске новостей?» и предложили респондентам
назвать в порядке значимости несколько характерных признаков качественной
новости: точность, оперативность и своевременность, эксклюзивность и
практическая польза. Результаты отражены в таблице 3 (приложение 4), которые
показывают, что главным в освещении текущих событий является точность
преподносимой информации – 90% респондентов поставили этот признак на первое
место, далее по значимости – оперативность и своевременность информации – 88%.
Эксклюзивность – 74% и практическая значимость новости – 61% занимают третью и
четвертую позиции, соответственно, в рейтинге важности характерных признаков
качественной новости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|