на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Анализ мер, применяемых сотрудниками исправительных учреждений, по обеспечению режима отбывания наказания

Рис. 5. Купольная видеокамера на мачте


3.2 Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима содержания осужденных

В значительной степени уровень режима достигается с помощью оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратами исправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы в целом. Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскное предупреждение правонарушений предполагает сбор информации о криминально активных лицах, степени их исправления, связях, преступном опыте, намерениях, особенностях их личности и системы социальных отношений. Совокупность сведений, которые дают основания для неблагоприятного прогноза, т.е. вывода о вероятности преступного поведения, сразу указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за теми, кто сохранил криминальную активность.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью различных мероприятий: опрос граждан; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативное внедрение и т.п.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим рассматриваемый вид деятельности, является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. №333.

Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Согласно данному нормативно-правовому акту оперативные отделы в целях профилактики правонарушений среди осужденных осуществляют следующий комплекс мероприятий:

-  собирают информацию, необходимую для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди осужденных, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят до руководства учреждений УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях – до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб;

-  при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждений УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений. На профилактический учет берутся осужденные: готовящиеся совершить побег или ранее его совершавшие; относящиеся к так называемой категории «вор в законе»; лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности; организующие и провоцирующие групповые эксцессы; склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим; занимающиеся поборами и притеснениями других осужденных; организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; нетрадиционной сексуальной ориентации; отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки; бывшие участники преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований; склонные к нападению на представителей администрации; склонные к совершению поджогов и порче имущества; на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС;

-  выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;

-  совместно с другими службами принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных, ежедневно уточняют и обновляют список подучетных лиц, хранящийся в оперативном отделе;

-  выявляют и пресекают неслужебные связи работников и сотрудников учреждений УИС, а также других лиц с осужденными, каналы поступления к ним предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

-  совместно с другими службами проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий осужденных;

-  во взаимодействии с правоохранительными органами проводят мероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС.

В учреждениях УИС осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем:

изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками отделов воспитательной работы, режима, охраны, оперативного и специального отделов, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях осужденных.

Собранные материалы рассматриваются комиссией учреждения ежемесячно в один из специально выделенных дней.

В состав комиссии входят заместители начальника исправительной колонии, начальники отделов безопасности, оперативного, воспитательного, специального и начальник медицинской части. На комиссии обязательно присутствие соответствующих начальников отрядов, психолога, представителя производственного отдела, в необходимых случаях разрешается присутствовать руководителям самодеятельных организаций осужденных, мнение которых должно учитываться.

На основании анализа имеющихся материалов, причин правонарушений и условий способствующих их совершению разрабатываются меры по их устранению и профилактические мероприятия.

На профилактический учет берутся осужденные:

-  готовящиеся совершить побег или ранее их совершавшие;

-  относящиеся к так называемой категории «вор в законе»;

-  лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности;

-  организующие и провоцирующие групповые эксцессы;

-  склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

-  признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

-  имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявление агрессии к окружающим;

-  занимающиеся поборами и притеснениями других осужденных;

-  организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

-  нетрадиционной сексуальной ориентации;

-  отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

-  бывшие участники преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований;

-  склонные к нападению на представителей администрации;

-  склонные к совершению поджогов и порче имущества;

-  на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится выполнять в довольно сложных условиях всеобщего наблюдения со стороны осужденных.

Те или иные оперативные мероприятия в отношении осужденных могут проводить и другие уполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Если указанным органам необходимо провести с осужденными те или иные оперативно-розыскные мероприятия, то они обычно входят в контакт с осужденными через оперативных работников или вышестоящих аналогичных аппаратов, хотя не исключены и их самостоятельные действия.

3.3 Мероприятия взаимодействия отделов и служб учреждений по предупреждению нарушений режима

Приоритетными мероприятиями при взаимодействии структурных подразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений установленного режима отбывания наказания являются следующие:

-  организация эффективного обмена сведениями о лидерах, авторитетах уголовной среды, активных членах преступных группировок, их связях в исправительном учреждении и за его пределами, по другим направлениям борьбы с организованной преступностью и сферам взаимных интересов с целью принятия своевременных превентивных мер;

-  осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных групп и их лидеров;

-  разработка дополнительных мероприятий по предупреждению формирования преступных групп в исправительном учреждении, устранению причин и условий, способствующих данному виду преступной деятельности, оказанию индивидуально-профилактического воздействия на лидеров и членов преступных групп;

-  создание в необходимых случаях совместных оперативных групп для разоблачения и пресечения противоправной деятельности наиболее опасных организованных преступных групп;

-  выработка единой стратегии борьбы с нарушителями режима в исправительном учреждении.

Взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений режима отбывания наказания включает в себя организацию и проведение совместных комплексных мероприятий:

-  еженедельное проведение совместных инструктажей караула и дежурной смены отдела безопасности под руководством начальника учреждения, с привлечением начальников отделов и служб на котором доводится оперативная обстановка на охраняемом объекте, с доведением конкретных мер по профилактике нарушений режима;

-  массовое привлечение к проведению обысков, при досмотрах, осмотрах зданий, помещений, территорий учреждений сотрудников всех отделов и служб учреждений;

-  ежемесячное проведение тренировок по действиям при чрезвычайных обстоятельствах с отработкой действий сотрудников отделов и служб в составе групп боевого порядка, служебных нарядов (в том числе со взаимодействующими органами);

-  ориентирование сотрудников всех структурных подразделений на выявление членов преступных групп, совершающих преступления, способных на преступные действия, которые могут дестабилизировать оперативную обстановку.

Следующим этапом совместных профилактических действий со стороны структурных подразделений учреждений является проведение комплексных согласованных мероприятий, т.е. нанесение массированных «ударов» по определенным объектам, механизмам преступной деятельности организованных структур с использованием максимального количества сил и средств на конкретно-определенных направлениях и криминогенных местах.

Применительно к разрабатываемым проблемам можно отнести, например, изолирование лидера в ЕПКТ с целью нейтрализации его негативного влияния на остальных осужденных.

Следует отметить, что четко налаженное взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения при реализации результатов профилактической деятельности является гарантией успеха в борьбе с нарушителями режима. Как показывает практика, по преступлениям, совершенным в исправительных колониях, требуемые для доказывания данные можно получить лишь при помощи предварительно добытой оперативной информации. Это могут быть результаты проведения оперативно-розыскных, режимных, воспитательных и иных мероприятий, с помощью которых могут устанавливаться возможные свидетели, местонахождение вещественных и письменных доказательств. Поэтому в целях соблюдения конспирации, а также реализации принципов внезапности и наступательности деятельность всех структурных подразделений должна быть согласована по времени, месту, средствам и методам, в случаях крупномасштабных операций использование дополнительных сил становится объективно необходимым фактором.

Таким образом, взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения по предупреждению нарушений режима в исправительных колониях представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативных актах согласованную деятельность криминологического, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного, организационно-управленческого и иного характера с использованием присущих им сил, средств и методов для успешного решения этих задач.

С целью совершенствования организации взаимодействия структурных подразделений по предупреждению нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и совершения преступлений необходимо осуществить комплекс следующих мер:

-  разработать единую инструкцию по организации взаимодействия отделов и служб исправительного учреждения;

-  в должностные инструкции для всех работников учреждения внести дополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушения режима в исправительных учреждениях;

-  создать в исправительном учреждении единую информационную базу с целью непрерывного информационного взаимодействия всех структурных подразделений с возможностью доступа к ней всех отделов и служб;

-  ввести в исправительном учреждении для информационного обмена журнал взаимного обмена информацией.


Заключение   Режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер предупреждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для применения других средств исправления осужденных. В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики, более широким применением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, в исправительных колониях концентрируется наиболее криминальная часть осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В этих условиях для повышения соблюдения установленного режима отбывания наказания я предлагаю: -  увеличивать наращивание плотности применения технических средств охраны и надзора с целью предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимой информации о поведении осужденных; -  перевод на прогрессивные способы охраны и надзора учреждений уголовно-исполнительной системы, что позволит сократить штатную численность УИС и сократит влияние человеческого фактора на профилактику правонарушений в местах лишения свободы; -  шире использовать средства технического контроля для организации проведения проверок посылок-передач, досмотров осужденных; -  проводить планомерную работу оперативных служб учреждений среди осужденных направленных на предупреждение нарушений установленного порядка исполнения и отбывания наказания с их стороны; -  активизировать работу, направленную на получение упреждающей информации о преступных намерениях осужденных по поставке запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи, выявление на ранней стадии готовящихся правонарушений;

-  ввести в исправительном учреждении для информационного обмена журнал взаимного обмена информацией.

-  в должностные инструкции для всех работников учреждения внести дополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушения режима в исправительных учреждениях;

-  создать в каждом исправительном учреждении единую информационную базу склонных к правонарушениям осужденных с целью непрерывного информационного взаимодействия всех структурных подразделений с возможностью доступа к ней всех отделов и служб;

-  разработать единую инструкцию по организации взаимодействия отделов и служб исправительного учреждения с целью участия всех структурных подразделений учреждений в поддержании установленного режима содержания осужденных.


Список литературы

1.  Уголовно-исполнительный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 1997. №2. Ст. 198.

2.  Закон РФ от 21.07.1993 №5473–1 (ред. от 03.11.2010) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, №33, ст. 1316.

3.  Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) « // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349,

4.  Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 №205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009).

5.  Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 06.10.2006 №311 (ред. от 15.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №44, 30.10.2006.

6.  Наставление по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 25.08.2006 г. №268-дсп.

7.  Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях: Приказ Минюста РФ от 13.07.2006 г. №252-дсп.

8.  Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста РФ от 23 июня 2005 г. №95 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №30, 25.07.2005.

9.  Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. №204-дсп.

10.  Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях: Приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. №250.

11.  Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. – 368 с.

12.  Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы. М.:ИД «Юриспруденция», 2006. – 192 с.

13.  Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях: Учебное пособие. Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2000. – 154 с.

14.  Детков М.Г., Глазунов И.С., Шамис А.В., Чепелев А.В., Хребтов А.В. Организация надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России. 1995. – 184 с.

15.  Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, А.А. Зубков, А.И. Зубков и др.; под ред. А.И. Зубкова. 4-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2008. – 496 с.

16.  Рябова Л.В. Проблематика режима в исправительных учреждениях // Вестник СевКавГТУ. – 2007. – 1. – С. 1–5.

17.  Штаненко В. Основные направления служебной деятельности по организации режима отбывания наказания осужденными и обеспечению безопасности в ИУ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2007. – 12. – С. 2–5.

18.  Пенин О.В. Характеристика нарушений режима, связанных с проникновением запрещенных предметов в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2010. – 1. – С. 29–31.

19.  Чекулаев С.Ю. Режим исполнения наказания // Законность. – 2009. – 10. – С. 48–50.

20.  Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. – 2010. – 5. – С. 29–31.

21.  Раськевич А.А. Режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2007. – 8. – С. 97–105.

22.  Казак И.Б. Роль оперативных аппаратов в профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. – 3. – С. 40–48.

23.  Кутуков С.А. Взаимодействие структурных подразделений исправительного учреждения по противодействию группам криминальной направленности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. – 3. – С. 34–37.

24.  Дергачев А.В. Технические средства видеонаблюдения в организации режима исправительного учреждения // Уголовно-исполнительное право. – 2009. – 1. – С. 47–49.

25.  Цаплин И.С. Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и надзора // Средства охраны, безопасности и телекоммуникационного оборудования на службе УИС России. – 2009. – С. 20–22.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.