-
если самим
нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;
-
если уголовные
законы или акты административного законодательства смягчают наказание или
вообще устраняют наказуемость деяния.
Нормативно-правовые акты утрачивают
свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
- по истечении срока действия акта,
когда такой срок был специально установлен;
- в связи с изданием нового
нормативного акта, заменившего ранее действующий;
- на основании прямого указания
конкретного органа об отмене данного нормативного акта.
Пределы действия нормативного акта в
пространстве определяются территорией, на которую распространяются его
предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и
воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств
за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных
водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов
в атмосфере.
Действие нормативных актов
распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу,
их издавшему. Так, нормативные акты членов федерального государства действуют
лишь на их территории; акты местных органов государства – на территории района,
префектуры, города, земли и т. п.. При федеративном государственном устройстве
в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм
одного государства на территории другого государства (например, при разрешении
имущественных споров, вопросов о наследстве).
Существует правило, согласно которому
действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на
данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства
действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным
организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц
без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным
законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы имущественных,
семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся
на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и
соблюдать законы.
Однако имеются исключения из общего
правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с
их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом
дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть
привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний.
Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается
дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще
не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например,
акты о выборах в органы государства, о воинской службе).
Нормативные акты могут распространять
действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на
определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и
др.). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, попадающих
под их действие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право как модель социальной
организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно
получить внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых
государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином
«источники права».
Своеобразие источников права
сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются
исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм
государственного вмешательства в общественную жизнь.
В мировом юридическом пространстве,
существуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы. Каждая
система права признает обычно одновременно несколько источников права. Ответ на
вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости
от исторических этапов, от специфических черт той или иной правовой системы, от
особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от
способа участия государства в правотворчестве. Все когда-либо имевшие место
формы права трудно перечислить, они сохранились и дошли до нас с древнейших
времен, претерпев значительную эволюцию. Многие же со временем утратили свое
значение и остались лишь в истории (например, труды римских юристов, таких как Цицерон, Ульпиан), но наиболее
важными и широко известными из них являются следующие. Это – правовой обычай –
санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в
обществе обычные нормы. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее
характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются
сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового и
некоторых других отраслей права. Юридический прецедент – решение суда по
конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы)
путем его обязательного применения при решении аналогичных дел. Юридический
прецедент распространен в странах так называемой англосаксонской системы права
(Великобритания, США). Здесь в обоснование решения юридических дел ссылаются,
как правило, не на законы и подзаконные акты, а на ранее состоявшиеся по аналогичным
делам решения верховных судов. В странах романо-германской правовой системы, к
которым относятся, прежде всего, государства континентальной Европы,
юридический прецедент играет роль вспомогательного источника права. Нормативный
акт – особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально
уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются,
изменяются или отменяются юридические нормы. Нормативные акты являются основным
источником права в странах романо-германской правовой системы, в том числе и в
России. В странах англосаксонской системы растет удельный вес нормативных актов
как источников права, но они, по-прежнему, менее значимы, чем судебные
прецеденты. В странах с сильным влиянием религии на государство, основными
источниками права могут служить религиозные тексты. Так, в мусульманских
странах основными источниками права являются Коран, акты его толкования учеными
знатоками ислама - иджмы, акты применения Корана по аналогии норм к сходным
случаям - киясы.
Источники права на территории
Республики Беларусь практически идентичны источникам права континентальной
Европы и Российской Федерации. Отличие заключается лишь в наделении Президента
Республики Беларусь правом издания декретов, имеющих силу закона. И
определенной правовой соподчиненностью и приоритетом федеральных законов и
других актов Российской Федерации над законами и актами республик и иных субъектов
в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, что обусловлено
ее федеративным устройством.
В российском праве действует принцип
верховенства Конституции и федерального конституционного закона и соответствия
им всех остальных актов. Большое значение имеет также положение о приоритете
федеральных законов и других актов над законами и актами республик и иных
субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, актов
субъектов федерации – над актами местного самоуправления; наконец, действует
принцип повышенной юридической силы актов представительных органов власти перед
актами подотчетных им исполнительных органов.
Система нормативно-правовых актов каждой страны достаточно разветвленная
и отражает особенности ее развития и традиций. На ее верхних ступеньках стоят
конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие
нормативно-правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном
положении, являются строго подзаконными. В отличие от нормативно-правового акта,
юридический прецедент имеет возможность более быстро реагировать на меняющиеся
общественные отношения и восполнять пробелы в праве, что позволяет судить о нем
как о наиболее прогрессивном источнике права.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права
имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом
государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от
уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов
юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить
пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело
реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно
функционирующей системы источников права. От качества этой системы права
зависит прочность законности в государстве.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
1.
в. – век;
2.
г. – год;
3.
гл. – глава;
4.
др. – другой;
5.
изд-во –
издательство;
6.
М. – Москва;
7.
Мн. – Минск;
8.
п. – пункт;
9.
проф. –профессор;
10.
РБ – Республика
Беларусь;
11.
РГ – Российская
газета;
12.
ред. – редакция;
13.
РФ – Российская
Федерация;
14.
С. – страница;
15.
СЗ РФ – Собрание
законодательства Российской Федерации;
16.
см. – смотри;
17.
ст. – статья;
18.
Т. – том;
19.
т. д. – так
далее;
20.
т. п. – тому
подобное;
21.
ч. – часть.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1.
Конституция
Российской Федерации от 12.12. 1993. – М.: Юридическая литература. – 1993.
2.
Конституция РБ
1994 г. – Мн.: «Беларусь» – 2000.
3.
Федеральный закон
от 24 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных
конституционных законов, актов палат Федерального Собрания»//СЗ РФ. – 1994. - №
8, ст. 801.
4.
Федеративный
конституционный закон от 31 декабря 1996г. - № 1 – ФКЗ//Собрания
законодательства РФ. – 1997. - № 1.
5.
Земельный Кодекс
РФ от 25 октября 2001г. – № 136 – ФЗ (в редакции ФЗ от 22.07.2005. –№ 117 -
ФЗ).
6.
Кодекс торгового
мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. – № 81 – ФЗ. (в редакции ФЗ от 20.12.2005.
- № 168 – ФЗ).
7.
Кодекс торгового
мореплавания РБ // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
1999. №90, 2/96.
8.
Общеправовой
классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента РФ от
16 декабря 1993. № 2171 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993,
№ 51.
9.
Устав ООН //
Международное право в документах. – М. – 1997.
10.
Правила подготовки
ведомственных нормативных актов. Утверждены Постановлением Совета министров РФ
№ 792 от 23 июля 1993. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993, №
31. Ст. 2857.
Научная литература
11.
Webster's
New Universal Unabridged Dictionary. – N. Y. – 1993.
12.
Аксенов В. К
единому правовому пространству // Юрист. – 1997. – №1.
13.
Алексеев С. С.
Общая теория права. – М.: Юрид. лит. – 1982.
14.
Богдановская И.Ю.
Прецедентное право. – М. – 2003.
15.
Василевич Г.А.
Нормативно-правовые акты государственных органов Республики Беларусь. – Мн. – 1999.
16.
Давид Рене.
Основные правовые системы современности / Перевод с фр. В. А. Туманова. – М.:
Прогресс. – 1988.
17.
Жевакин С.Н.
Ведомственные нормативные акты РФ // Государство и право. – 1996. – № 11.
18.
Зивс С.Л.
Источники права. – М. – 2001.
19.
К.Н. Гусов, В.Н.
Толкунова. Трудовое право России. – М. – 1999.
20.
Керимов Д.А.
Культура и техника законотворчества. – М. – 1991.
21.
Комаров С. А.,
Малько А. В. Теория государства и права. – М.:
НОРМА. – 2001.
22.
Комаров С.А.,
Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий
учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА. – 2001.
23.
Конституция РФ.:
Энциклопедический словарь. – М.: Юристь. – 1997.
24.
Максимов А.А.
Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. –
1995. – № 2.
25.
Медведев А.М.
Правовое регулирование действия Закона во времени // Государство и право. –
1995. – № 3.
26.
Мицкевич А.В.
Закон и Указ Президента РФ // Труды Российской правовой академии. – 1994. – №
4.
27.
Муромцев Г.И.
Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. – 1992. – №
2.
28.
Общая теория
права и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева. – М. – 1994.
29.
Общая теория
права./Отв. ред. А. С. Пиголкин. – М. – 1994.
30.
Общая теория
права: Учебник для юридических вузов./Под общей редакцией А. С. Пиголкина. –
М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана. – 1998.
31.
Руководство к
толкованию и применению законов. М. – 1997.
32.
Сiльчанка М.У. Агульная тэорыя права.
Гродна. – 1997.
33.
Состояние и
проблемы развития российского законодательства: Сб. ст. / Под ред. Воловича
В.Ф. Томск. – 1998.
34.
Теория
государства и права./Отв. ред. А. И. Денисов. – М. – 1972.
35.
Теория
государства и права./Под общ. ред. Профессора М. Н. Марченко. Т.1. – М.: Зерцало. – 2000.
36.
Теория
государства и права./Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА·М
– НОРМА. – 1997.
37.
Теория права и
государства./Под редакцией В.В. Лазарева. – М. – 1996.
38.
Тихомиров Ю.Я.
Курс сравнительного правоведения. – М. – 1996.
39.
Хропанюк В.Н.
Теория государства и права. – М. – 1998.
40.
Шершеневич Г. Ф.
Общая теория права. – М. – 1985.
Материалы судебной практики
41.
Статут
Международного суда ООН//Действующее международное право. – М. – 1999. – Т 1.
[1] Теория государства и права/Под ред.
В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: ИНФРА·М – НОРМА, 1997 г. С. 230.
[2] Шершеневич Г.Ф. Общая
теория права. М. – 1985. – С. 368
[3] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М. – 1985. – С. 369.
[4] Webster's New Universal Unabridged
Dictionary. N. Y. – 1993. – P. 720.
[5] Теория государства и права/Под общ. Ред. Профессора
М. Н. Марченко. – М.: Зерцало. –
2000. – С. 475.
[6] Теория государства и
права/Отв. Ред. А. И. Денисов. – М. – 1972. – С. 108-109.
[7] Общая теория права:
Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ,
1998. – С 166. также см. гл. XXIII.
[8] Давид Р. Основные
правовые системы современности. – М.: Прогресс. 1988. – С. 358 и посл.
[9] Давид Р. Основные
правовые системы современности. – М.: Прогресс. 1988. – С. 366.
[10] Статут Международного
суда ООН//Действующее международное право. – М. – 1999. – Т 1. – С.13.
[11] Кодекс торгового
мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. – № 81 – ФЗ. (в редакции ФЗ от 20.12.2005.
- № 168 – ФЗ).
[12] Земельный Кодекс РФ от
25 октября 2001г. – № 136 – ФЗ (в редакции ФЗ от 22.07.2005. –№ 117 - ФЗ).
[13] Федеративный
конституционный закон от 31 декабря 1996г. - № 1 – ФКЗ//Собрания
законодательства РФ. – 1997. - № 1. С. 1.
[14] К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова.
Трудовое право России. – М. – 1999. С. 144.
[15] Алексеев С. С. Общая теория права. – М.: Юрид. Лит.,
1982. – С 166., также см. гл. XXIII.
[16] Устав ООН //
Международное право в документах. – М. – 1997. – С. 13
[17] Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А.
С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998. – С 168., также см. гл. XXIII.
[18] Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А.
С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998. – С 168., также см. гл. XXIII.
[19] Конституция Российской
Федерации от 12.12. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993. – ст. 76, п.6.
[20] Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ Под
общ. ред. проф. В.А.Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002. – С. 614.
[21] Кодекс торгового мореплавания РБ. //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. – №90, 2/96.
[22] Сiльчанка М.У. Агульная тэорыя права. Гродна, 1997. – С.
75.
[23] Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и
права. М.: НОРМА, 2001. – С. 170.
[24] Конституция РБ 1994 г. – Мн.: «Беларусь» 2000. – ст. 138, 139,
140.
[25] Конституция РБ 1994 г. – Мн.: «Беларусь» 2000. – ст. 85.
[26] Василевич Г.А.
Нормативно-правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Мн. – 1999. –С. 141.
[27] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1985. – С.
369.
[28] Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М.: Юрид.
лит. – 1982. – С. 219.
[29] Хропанюк В. Н. Теория
государства и права. – М. – 1998. – С. 182.
[30] Общая теория права/Отв.
Ред. А. С. Пиголкин. М. – 1994. – С. 181.
[31] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1985. – С.
381.
[32] Давид Р. Основные правовые системы современности. –
М.: Прогресс. – 1988. – С. 320.
[33] Конституция Российской
Федерации от 12.12. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993. – ст. 115. п.
2.
[34] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. –
М.: Юридическая литература, 1993. – ст. 115. п. 3.
[35] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. –
М.: Юридическая литература, 1993г. – ст. 83.
[36] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1998
г. с 244 - 245.
[37] Федеральный закон от 24
мая 1994 г. «О порядкеопубликования и вступления в силу федеральных конституционных
законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. – 1994. - № 8, ст. 801.
|