на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Формы и источники права

-  если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;

-  если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

-  по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

-  в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;

-  на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Пределы действия нормативного акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федерального государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства – на территории района, префектуры, города, земли и т. п.. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и др.). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, попадающих под их действие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

 В мировом юридическом пространстве, существуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы. Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников права. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, от специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от способа участия государства в правотворчестве. Все когда-либо имевшие место формы права трудно перечислить, они сохранились и дошли до нас с древнейших времен, претерпев значительную эволюцию. Многие же со временем утратили свое значение и остались лишь в истории (например, труды римских юристов, таких как Цицерон, Ульпиан), но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это – правовой обычай – санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового и некоторых других отраслей права. Юридический прецедент – решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в странах так называемой англосаксонской системы права (Великобритания, США). Здесь в обоснование решения юридических дел ссылаются, как правило, не на законы и подзаконные акты, а на ранее состоявшиеся по аналогичным делам решения верховных судов. В странах романо-германской правовой системы, к которым относятся, прежде всего, государства континентальной Европы, юридический прецедент играет роль вспомогательного источника права. Нормативный акт – особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы. Нормативные акты являются основным источником права в странах романо-германской правовой системы, в том числе и в России. В странах англосаксонской системы растет удельный вес нормативных актов как источников права, но они, по-прежнему, менее значимы, чем судебные прецеденты. В странах с сильным влиянием религии на государство, основными источниками права могут служить религиозные тексты. Так, в мусульманских странах основными источниками права являются Коран, акты его толкования учеными знатоками ислама - иджмы, акты применения Корана по аналогии норм к сходным случаям - киясы.

Источники права на территории Республики Беларусь практически идентичны источникам права континентальной Европы и Российской Федерации. Отличие заключается лишь в наделении Президента Республики Беларусь правом издания декретов, имеющих силу закона. И определенной правовой соподчиненностью и приоритетом федеральных законов и других актов Российской Федерации над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, что обусловлено ее федеративным устройством.

В российском праве действует принцип верховенства Конституции и федерального конституционного закона и соответствия им всех остальных актов. Большое значение имеет также положение о приоритете федеральных законов и других актов над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, актов субъектов федерации – над актами местного самоуправления; наконец, действует принцип повышенной юридической силы актов представительных органов власти перед актами подотчетных им исполнительных органов.

Система нормативно-правовых актов каждой страны достаточно разветвленная и отражает особенности ее развития и традиций. На ее верхних ступеньках стоят конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие нормативно-правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными. В отличие от нормативно-правового акта, юридический прецедент имеет возможность более быстро реагировать на меняющиеся общественные отношения и восполнять пробелы в праве, что позволяет судить о нем как о наиболее прогрессивном источнике права.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1.  в. – век;

2.  г. – год;

3.  гл. – глава;

4.  др. – другой;

5.  изд-во – издательство;

6.  М. – Москва;

7.  Мн. – Минск;

8.  п. – пункт;

9.  проф. –профессор;

10.  РБ – Республика Беларусь;

11.  РГ – Российская газета;

12.  ред. – редакция;

13.  РФ – Российская Федерация;

14.  С. – страница;

15.  СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации;

16.  см. – смотри;

17.  ст. – статья;

18.  Т. – том;

19.  т. д. – так далее;

20.  т. п. – тому подобное;

21.  ч. – часть.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1.  Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993. – М.: Юридическая литература. – 1993.

2.  Конституция РБ 1994 г. – Мн.: «Беларусь» – 2000.

3.  Федеральный закон от 24 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания»//СЗ РФ. – 1994. - № 8, ст. 801.

4.  Федеративный конституционный закон от 31 декабря 1996г. - № 1 – ФКЗ//Собрания законодательства РФ. – 1997. - № 1.

5.  Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001г. – № 136 – ФЗ (в редакции ФЗ от 22.07.2005. –№ 117 - ФЗ).

6.  Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. – № 81 – ФЗ. (в редакции ФЗ от 20.12.2005. - № 168 – ФЗ).

7.  Кодекс торгового мореплавания РБ // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №90, 2/96.

8.  Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента РФ от 16 декабря 1993. № 2171 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993, № 51.

9.  Устав ООН // Международное право в документах. – М. – 1997.

10.  Правила подготовки ведомственных нормативных актов. Утверждены Постановлением Совета министров РФ № 792 от 23 июля 1993. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993, № 31. Ст. 2857.

Научная литература

11.  Webster's New Universal Unabridged Dictionary. – N. Y. – 1993.

12.  Аксенов В. К единому правовому пространству // Юрист. – 1997. – №1.

13.  Алексеев С. С. Общая теория права. – М.: Юрид. лит. – 1982.

14.  Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М. – 2003.

15.  Василевич Г.А. Нормативно-правовые акты государственных органов Республики Беларусь. – Мн. – 1999.

16.  Давид Рене. Основные правовые системы современности / Перевод с фр. В. А. Туманова. – М.: Прогресс. – 1988.

17.  Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты РФ // Государство и право. – 1996. – № 11.

18.  Зивс С.Л. Источники права. – М. – 2001.

19.  К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. Трудовое право России. – М. – 1999.

20.  Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М. – 1991.

21.  Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. – М.: НОРМА. – 2001.

22.  Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА. – 2001.

23.  Конституция РФ.: Энциклопедический словарь. – М.: Юристь. – 1997.

24.  Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. – 1995. – № 2.

25.  Медведев А.М. Правовое регулирование действия Закона во времени // Государство и право. – 1995. – № 3.

26.  Мицкевич А.В. Закон и Указ Президента РФ // Труды Российской правовой академии. – 1994. – № 4.

27.  Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. – 1992. – № 2.

28.  Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева. – М. – 1994.

29.  Общая теория права./Отв. ред. А. С. Пиголкин. – М. – 1994.

30.  Общая теория права: Учебник для юридических вузов./Под общей редакцией А. С. Пиголкина. – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана. – 1998.

31.  Руководство к толкованию и применению законов. М. – 1997.

32.  Сiльчанка М.У. Агульная тэорыя права. Гродна. – 1997.

33.  Состояние и проблемы развития российского законодательства: Сб. ст. / Под ред. Воловича В.Ф. Томск. – 1998.

34.  Теория государства и права./Отв. ред. А. И. Денисов. – М. – 1972.

35.  Теория государства и права./Под общ. ред. Профессора М. Н. Марченко. Т.1. – М.: Зерцало. – 2000.

36.  Теория государства и права./Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА·М – НОРМА. – 1997.

37.  Теория права и государства./Под редакцией В.В. Лазарева. – М. – 1996.

38.  Тихомиров Ю.Я. Курс сравнительного правоведения. – М. – 1996.

39.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М. – 1998.

40.  Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М. – 1985.

Материалы судебной практики

41.  Статут Международного суда ООН//Действующее международное право. – М. – 1999. – Т 1.


[1] Теория  государства и права/Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: ИНФРА·М – НОРМА, 1997 г. С. 230.

[2] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М. – 1985. – С. 368

[3] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М. – 1985. – С. 369.

[4] Webster's New Universal Unabridged Dictionary.  N. Y. – 1993. – P. 720.

[5] Теория государства и права/Под общ. Ред. Профессора М. Н. Марченко. – М.: Зерцало. –

2000. – С. 475.

[6]  Теория государства и права/Отв. Ред. А. И. Денисов. – М. – 1972. – С. 108-109.

[7] Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под  общей ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998. – С 166. также см. гл. XXIII.

[8] Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: Прогресс. 1988. – С. 358 и посл.

[9] Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: Прогресс. 1988. – С. 366.

[10] Статут Международного суда ООН//Действующее международное право. – М. – 1999. – Т 1. – С.13.

[11] Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. – № 81 – ФЗ. (в редакции ФЗ от 20.12.2005. - № 168 – ФЗ).

[12]  Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001г. –  № 136 –  ФЗ  (в редакции ФЗ от 22.07.2005. –№ 117 - ФЗ).

[13] Федеративный конституционный закон от 31 декабря 1996г. - № 1 – ФКЗ//Собрания законодательства РФ. – 1997. - № 1. С. 1. 

[14] К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. Трудовое право России. – М. – 1999. С. 144.

[15] Алексеев С. С. Общая теория права. – М.: Юрид. Лит., 1982. – С 166., также см. гл. XXIII.

[16] Устав ООН // Международное право в документах. – М. – 1997. – С. 13

[17] Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под  общей ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998. – С 168., также см. гл. XXIII.

[18] Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под  общей ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998. – С 168., также см. гл. XXIII.  

[19] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993. – ст. 76, п.6.

[20] Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ Под общ. ред. проф. В.А.Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002. – С. 614.

[21]  Кодекс торгового мореплавания РБ. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. – №90, 2/96.

[22] Сiльчанка М.У. Агульная тэорыя права. Гродна, 1997. – С. 75.

[23] Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и  права. М.: НОРМА, 2001. – С. 170.   

[24] Конституция РБ 1994 г. – Мн.: «Беларусь» 2000. – ст. 138, 139, 140.

[25] Конституция РБ 1994 г. – Мн.: «Беларусь» 2000. – ст. 85.

[26] Василевич Г.А. Нормативно-правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Мн. – 1999. –С. 141.

[27] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1985. – С. 369.

[28] Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М.: Юрид. лит. – 1982. – С. 219.     

[29] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М. – 1998. –  С. 182.

[30] Общая теория права/Отв. Ред. А. С. Пиголкин. М. – 1994. – С. 181.

[31] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1985. – С. 381.

[32] Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: Прогресс. – 1988. – С. 320. 

[33] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993. – ст. 115.  п. 2.

[34] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993.  –  ст. 115.  п. 3.

[35] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993г. – ст. 83.

[36] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1998 г. с 244 - 245.

[37] Федеральный закон от 24 мая 1994 г. «О порядкеопубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. – 1994. - № 8, ст. 801. 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.