Дипломная работа: Институты амнистии и помилования как поощрительные нормы уголовного права России
Введение
В последние
годы ни один правовой институт в России не привлекал столько внимания, сколько
институт амнистии и помилования. С одной стороны это можно объяснить глобальным
мировым стремлением к гуманизации права и власти, с другой – несовершенством
системы отечественного уголовного и уголовно-исполнительного права.
В системе
существующих в российском законодательстве различных видов освобождения от
ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления,
амнистия и помилование имеют немаловажное значение. Сущность их заключается в
смягчении наказания, полном или частичном освобождении от ответственности и
наказания определенных категорий лиц, совершивших правонарушения.
Специфика
амнистии и помилования заключается в том, что они являются комплексными
институтами, различным образом смягчающими положение виновных. Поэтому следует
отметить, что в условиях так называемого «кризиса наказания» созрела
необходимость повышения роли уголовно-правового поощрения как формы уголовно-правового
воздействия. Любое наказание имеет свой предел, который в уголовном праве
измеряется человеческой жизнью. Нельзя дважды казнить человека, бессмысленно
приговаривать его к сверхдлительным срокам лишения свободы, исчисляемым сотнями
лет, нельзя конфисковать у него имущества больше, чем у него есть, и т.д.
Поэтому необходимо подключать иные способы воздействия на человека в целях
коррекции его будущего поведения. Без уголовно-правового поощрения уголовное
право является неполным, и уголовная юстиция без него не может выполнять все
возложенные на неё функции.
Для
написания дипломного исследования автором были использованы различные правовые
и социально-правовые источники с различными точками зрения на целесообразность
и эффективность амнистии и помилования для предупреждения преступности.
Существующие законодательные, а также иные нормативно-правовые источники не
восполняют пробелов законодательства в отношении рассматриваемых институтов,
более того, в отдельных из них имеются противоречия, а закрепленные позиции не
отражают, по мнению исследователя, их сути.
Анализ
российского законодательства свидетельствует о том, что амнистию и помилование
не всегда можно обозначить как поощрительные нормы.
Такая
социальная и уголовно-правовая дилемма вызвала необходимость более детально
рассмотреть институты амнистии и помилования на российском и зарубежном опыте и
обусловила актуальность темы исследования.
Существует ещё один аспект: современные процессы и связанные с
ними социальные изменения противоречивы, они могут неоднозначно влиять на
политику применения помилования и амнистии. Например, провозглашённый переход к
рыночной экономике, усиление экономических методов стимулирования поведения
граждан привели к большему социальному расслоению, повысили остроту противоречий
между различными социальными группами и их интересами. Естественно это повлекло
за собой рост преступности, увеличение числа и «профессиональных» и «случайных»
преступников. Это ещё больше усиливает потребность в учёте социальных изменений
при формировании исследовательской проблемы амнистии и помилования.
Таким образом, амнистия и помилование, выступая в качестве
деятельности социального института, средства уголовной политики, проявления
правовой природы государства и осуществляемого им принуждения, а также
некоторой суммы последствий и объекта социального внимания, должны
исследоваться комплексно, всесторонне, с применением различных методов и
методик.
Весомый
вклад в исследование общетеоретических проблем поощрения внесли Ю.В. Голик,
Н.А. Гущина, В.Н. Кудрявцев, А.В. Малько, А.Ф. Сизый, И.А. Тарханов
и др. В.В. Нырков исследовал поощрение и наказание как парные юридические
категории.
В
целом, как показывает анализ, несмотря па значимость институтов амнистии и
помилования и их влияния на поощрительную политику государства, на
общетеоретическом уровне данная проблема в достаточной мере не разработана, и в
отечественной науке ей не уделено должного внимания.
Объектом
исследования являются поощрительно-правовые отношения, возникающие в результате
применения актов амнистии и помилования.
Предмет
исследования составляют институты амнистии и помилования как поощрительные
нормы уголовного права России, предпосылки и условия их формирования и пути
оптимизации их во всех сферах и на всех уровнях ее проявления.
Цель
и задачи исследования – Основная цель настоящей работы заключается в
комплексном теоретическом исследовании институтов амнистии и помилования,
раскрытии их поощрительной функции в уголовном законодательстве России,
исследовании их отличительных признаков, а также определении места и роли
данных институтов как особой разновидности и важного инструмента поощрительной
политики общества.
В
соответствии с намеченной целью в работе ставятся следующие задачи:
– изучить
метрические этапы становления институтов амнистии и помилования в уголовном
законодательстве России, их сущность и назначение в различные периоды развития
российского государства;
– рассмотреть
применение амнистии и помилования на примере зарубежных стран;
– раскрыть
уголовно-правовую характеристику амнистии и помилования на современном этапе;
– рассмотреть
особенности и процедуру помилования в Российской Федерации в связи с
упразднением Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ и передаче
полномочий по рассмотрению ходатайств о помиловании субъектам РФ;
– изучить
основания и порядок применения амнистий в России и определить их влияние на
поведение лиц, совершивших преступления, и общество в целом;
– показать
характерные особенности институтов амнистии и помилования, их взаимосвязь и отличительные
особенности от реабилитации и досрочного освобождения.
институт
амнистия помилование поощрительный
1. Историческое
развитие институтов амнистии и помилования
1.1
История амнистии и помилования в российском праве
Место
амнистии и помилования как правовых институтов невозможно определить без
рассмотрения исторической их ретроспективы. Без знания истории, без глубокого
ретроспективного анализа любого правового, социального института невозможно
представить себе пути его дальнейшего совершенствования.
В
юридическом знании новое возникает лишь на основе старого как познавательно
более глубокая, более содержательная и более адекватная норма постижения и
понимания. Не является исключением и рассматриваемая в настоящей работе
проблема.
Амнистия и
помилование – старейшие правовые институты. Есть мнение, что право амнистии и
помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики амнистия
применялась по решению народных комиций и сената, а во время империи это право
перешло к императорам. Другие юристы ссылаются на исторический факт,
относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хаммурапи нет
упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя
Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако, имеются
сведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше.
Самое раннее упоминание о помиловании относится к XX в. до нашей эры и
содержится в Египетских папирусах. В них, в частности, идет речь о египтянине
Синухе, который служил в армии фараона и затем дезертировал. Он сбежал за
границу, долго скитался, скрываясь в Сирии. Когда он захотел вернуться на
родину, фараон не только разрешил беглому воину вернуться, но и простил его,
хотя за подобный проступок полагалось суровое наказание.
История
амнистии и помилования в зарубежных странах и России до начала XIX в.
достаточно подробно изложена в книге П.И. Люблинского «Право амнистии:
историко-догматическое и политическое исследование»; в постсоветское время
– в работах других ученых.
В
России история рассматриваемых институтов берет начало с династии Рюриковичей в
период, когда публичная власть была недостаточно централизованной. Каждый из
князей мог осуществлять помилование в пределах своей территории.
Помилование
применялось в Киевской Руси и царской России, в советское и постсоветское
время. Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие
помилования и в меньшей – понятие амнистии, которое появилось значительно
позже. В дореволюционном законодательстве вообще не существовало термина
«амнистия», в нем употреблялись термины «помилование» и «прощение».
Помилование
и прощение применялись не только в случаях освобождения от ответственности и
наказания индивидуально определенных лиц, но и в отношении многих, персонально
не установленных лиц, совершивших преступления. Помилование как форма монаршей
милости использовалось самодержцами на протяжении всей истории Российского
государства.
Из
актов, приближающихся к амнистии, заслуживает внимания амнистия, дарованная
новгородцам 27 июля 1471 г. Вот как она описывается Н.М. Карамзиным:
«Через несколько дней Иоанн дозволил послам стать перед лицом своим. Феофил вместе
со многими духовными особами и знатнейшие чиновники новгородские, вступив в
шатер великокняжеский, пали ниц, безмолвствовали, проливали слезы. Иоанн,
окруженный сонмом бояр, имел вид грозный и суровый. «Господь князь
великий, – сказал Феофил, – утоли гнев свой, утешь ярость, пощади
нас, преступников, не для моленья нашего, но для своего милосердия угаси огонь,
палящий страну новгородскую, удержи меч, льющий кровь ее жителей». Иоанн взял с
собой из Москвы одного ученого в летописях дьяка, именем Стефана Бородатого,
коему надлежало исчислить пред новгородскими послами все древние их измены; но
послы не хотели оправдываться и требовали единственного – милосердия. Тут
братья и воеводы Иоанновы ударили челом за народ виновный, молили долго,
неотступно. Наконец, государь изрек слово великодушного прощения, следуя, как
уверяют летописцы, внушениям христианского человеколюбия и совету митрополита
Феофила помиловать новгородцев, если они раскаются.
Мы
видим здесь действия личного характера, осторожной политики сего властителя.
Через несколько дней, 11 августа, после посвящения Феофила в Москве в
архиепископы он на амвоне смиренно преклонил колено пред Иоанном и молил его
умилосердиться над знатными новгородскими пленниками, Василием-Казимиром и
другими, которые еще сидели в московских темницах, великий князь даровал им
свободу, и они беспрепятственно вернулись в Новгород».
В
приведенном описании амнистии новгородцев обращает на себя внимание поведение
князя, заставляющего новгородцев вымаливать себе прощение. Своими действиями он
проявляет власть, останавливающуюся только перед глубоким раскаянием.
Практика
массового освобождения преступников, содержащихся в тюрьмах, возникла на
религиозной почве, под влиянием идеи о том, что милость, оказываемая
преступникам, есть известная религиозная жертва Богу, требующему благодарности.
Тесный
союз церкви и государственной власти создал теократическую форму прощения
преступников.
Амнистии
применялись по поводу праздника Пасхи, Масленицы, перед началом Великого поста,
накануне Светлого воскресения и т.д.
После
распада Древнерусского государства право помилования было сосредоточено в руках
государя. Длительное время оно не было закреплено законодательно. Первым
законодательным актом, в котором нашло отражение помилование, стал Судебник
1550 г., в нем устанавливалось, что лицо остается в опале до определения
наказания или до наступления помилования.
Чисто
в династических целях амнистия впервые применяется Борисом Годуновым при его
короновании в 1598 г. Лжедмитрием было объявлено помилование почти всем
опальным князьям и боярам, подвергшимся гонению Бориса Годунова.
Кроме
коронования, поводами для амнистии служили и другие события в царской семье.
Так, в царствование Василия III была объявлена амнистия в связи с рождением
сына Иоанна. Иван Грозный в своем завещании от 10 марта 1584 г. предписал
освободить после своей смерти всех узников.
Подводя
итоги истории московской эпохи развития амнистии, П.И. Люблинский
заключает, что, с одной стороны, мы имеем дело с применением общей милости под
влиянием религиозно-политических тенденций, с другой – при политических
неурядицах она использовалась в целях призыва к общему примирению.
Юридические
формы права общего помилования и амнистии не были определены. Деление
помилования на самостоятельные виды, более или менее точно описанные с
юридической точки зрения, не встречается. Выросшее на почве неограниченной
власти, это право не нуждалось в точном формальном закреплении. Эта юридическая
неопределенность, несомненно, сильно сказалась и на позднейшей истории
рассматриваемого права.
Упоминание
о праве государя на помилование имелось и в Соборном уложении 1649 г.
Принципиально
новые тенденции в области амнистии отмечаются в начале XVIII в., в эпоху
Петра Великого. Он решительно порывает связь права помилования с религиозными
основаниями, при этом исчезает практика пасхальных помилований. В Манифесте о
милостях осужденным от 4 ноября 1721 г. по случаю мира со Швецией его
действие характеризуется как «генеральное прощение и отпущение вин».
Особо
значим для развития института амнистии период правления Екатерины II. В
манифестах того времени полностью исчезает религиозная мотивировка амнистии,
«вместо прежнего свободного усмотрения выставляются уже разумные соображения,
стесненные известными обязанностями по отношению к правосудию, требующему
прочности репрессии».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|