з)
представление администрации учреждения с характеристикой осужденного,
содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время
отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
Копия
представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему
надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется
наказание.
К ходатайству
о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие
существенное значение для решения вопроса о помиловании.
-
администрация
учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в
территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего
сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не
допускается;
-
ходатайство
о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в
комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по
месту жительства заявителя;
-
территориальный
орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о
помиловании представляет его в комиссию;
-
Министерство
юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за
отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные
сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы
юстиции и направленных в соответствующие комиссии;
-
комиссия
не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании
представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в
отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
-
высшее
должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со
дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту
Российской Федерации представление о целесообразности применения акта
помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом
наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации прилагаются ходатайство о помиловании,
заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего
Положения;
-
список
лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к
помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации
соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия
такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и
инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание
на статью уголовного закона, по которой он осужден может также обнародовать
мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения);
-
в
случае перевода осужденного в другое учреждение, исполняющее наказание,
администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган
юстиции, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а
также Администрацию Президента Российской Федерации;
При
рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимании:
а) характер и
степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного
во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок
отбытого наказания;
г) совершение
осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока
условного осуждения;
д) применение
ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного
освобождения от наказания;
е) возмещение
материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о
личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное
положение, возраст;
з) другие
обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения
ходатайства.
– при
рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации или комиссия вправе запросить от администрации учреждения,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для
подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны
направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.
Субъектом
преступления в соответствии со ст. 20 – 21 УК РФ может быть вменяемое
лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Поскольку амнистия и
помилование распространяются на лиц, совершивших преступления, то и субъектом
амнистии и помилования должно быть это же лицо.
На лиц, не
достигших возраста уголовной ответственности и невменяемых, не являющихся
субъектами преступления, амнистия и помилование не должны распространяться. К
первым следует применять принудительные меры воспитательного характера, ко
вторым – принудительные меры медицинского характера.
Аналогичным
образом следует разрешить вопрос о круге субъектов амнистии и помилования в
административном, гражданском и трудовом законодательстве. В административном
праве субъектом амнистии и помилования может быть только вменяемое лицо,
достигшее возраста административной ответственности и привлеченное к этой
ответственности.
Субъектом амнистии и помилования в трудовом праве может быть вменяемое лицо,
достигшее возраста ответственности по трудовому законодательству, допустившее
дисциплинарный проступок и привлеченное к дисциплинарной ответственности.
Однако, по нашему мнению, амнистию и помилование нецелесообразно применять в
трудовом законодательстве. Наложение дисциплинарного взыскания происходит в
рамках трудового правоотношения, сторонами которого являются должностное лицо и
лицо, подчиненное ему по службе. Поскольку такое взыскание налагается не
органами государства в порядке осуществления государственно – властных
полномочий, то и право освобождения от этих мер входит в компетенцию конкретных
должностных лиц, его наложивших. Применение амнистии за дисциплинарные
проступки нецелесообразно и потому, что администрация вправе досрочно снимать
взыскания с лиц, совершивших дисциплинарные проступки. Это право администрации
имеет некоторое сходство с актом помилования.
Субъектом
амнистии и помилования в гражданском праве может быть дееспособное лицо,
нарушившее нормы гражданского законодательства и привлеченное к гражданско-правовой
ответственности. Вопрос о возможности амнистии и помилования в отношении
гражданско-правовых нарушений давно вызывает споры.
Помилованию
может подлежать лицо, осознавшее общественную опасность совершенного им
преступления и раскаявшееся в его совершении. Прощение лица, не признавшего
своей вины в совершении преступления, представляется неправомерным, поскольку
правонарушитель может быть не согласен с привлечением его к уголовной
ответственности, и тогда только суд вправе рассмотреть этот вопрос по существу,
либо не желать встать на путь исправления и раскаяния в содеянном.
Особого
внимания требует вопрос о помиловании при осуждении к высшей мере наказания.
Все дела, по которым вынесен смертный приговор, направляются в Комиссию по
вопросам помилования, созданную при Президенте Российской Федерации, для
решения вопроса о возможности применения к осужденному помилования.
При получении
отрицательного ответа с ходатайством о помиловании к Президенту РФ можно
обратиться через год, в случае же возникновения неожиданных обстоятельств,
имеющих существенное значение для применения акта помилования, и раньше.
Заключение
В заключение можно сказать, что проблема амнистии и помилования
очень широка, в уголовно-правовой науке разрабатывается сравнительно давно, по
этой теме писал целый ряд авторов, и поэтому охватить все это в таком сжатом
объеме нелегко. Однако, следует заметить, что несомненно эта тема еще будет
обсуждаться многими исследователями, и появится немало интересных работ,
содержащих какие-нибудь новые, свежие взгляды на проблематику помилования и
амнистии, а сам уголовно-правовой институт амнистии и помилования будет освещён
в необычном ракурсе. Хотя, скорее всего, дальнейшие работы в этом направлении
будут посвящены более тщательной разработке юридико-технической стороны
амнистии и помилования, а также взаимосвязи уголовных и уголовно-процессуальных
норм, регулирующих институт помилования и амнистии, с нормами других отраслей
права.
Амнистия и помилование применялись и в Киевской Руси, и в царской
России, и в советский и постсоветский периоды и исторически оправдали свое
назначение. Амнистия и помилование относятся к видам государственного прощения.
Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в
меньшей – амнистии, которое появилось значительно позже.
Амнистия и
помилование – это разные понятия, хотя они и имеют общие черты. Однако, по
мнению большинства исследователей, основным отличием амнистии от помилования
является нормативный характер первой. С этим мнением нельзя согласиться, о чем
неоднократно утверждалось и ранее. Очевидна необходимость принятия специального
закона об амнистии и помиловании, что может послужить дополнительным аргументом
в пользу утверждения о не нормативности положений амнистии. Именно этот закон
наряду с конституционными положениями, нормами УК и УПК должен содержать
нормативные предписания о порядке, процедуре, форме издания и применения
амнистии и помилования. Сама амнистия выступает в виде государственного организационного
мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовно-правовой политики на
основании нормативных положений.
Основным
существенным отличием амнистии от помилования является то, что первая
распространяется на неограниченное количество индивидуально не определенных
лиц. Акты ее не указывают конкретных лиц, а распространяются на всех,
подпадающих под перечисляемые признаки.
До настоящего
времени законодательством не определен круг субъектов, подлежащих амнистии и
помилованию. Действующий уголовно – правовой закон исходит из того, что
амнистии подлежит лицо, в отношении которого осуществляется уголовное
преследование, или имеется материал, свидетельствующий о совершенном им
преступлении. Помилование по действующему УК РФ возможно только в отношении осужденных.
При решении
вопроса о применении амнистии не требуется жесткого индивидуального подхода к
личности виновного и оценка совершенного им преступления. Помилование носит
личный, а амнистия – объективный характер: первое основывается на индивидуальных
особенностях данного случая, вторая – на общественном значении
инкриминированных деяний.
Амнистия и
помилование отличаются друг от друга также процедурой их принятия, субъектами,
имеющими право на их издание. Несмотря на широкое применение на практике амнистии
и помилования, действующим российским законодательством не регламентированы
порядок и основания их применения, хотя новый УК основательнее рассматривает
эту проблему, чем прежний. Множество вопросов, связанных с их применением,
настоятельно требуют незамедлительного законодательного решения.
Изложенное
позволяет рассматривать амнистию и помилование как межотраслевые институты. При
этом их декларативность в уголовном законе находит конкретное содержательное
воплощение в нормативных правовых актах, принимаемых Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации.
В них предусматриваются конкретные виды облегчения участи лиц, совершивших
преступления, определяются уголовно-правовые последствия их применения.
Проблема
гуманизации в направлении снижения уровня репрессивности норм Уголовного
кодекса приобрела в последнее время особую актуальность, особенно в связи с
выявившейся неспособностью уголовно-исполнительной системы удовлетворительно
решать задачи по реализации охранительной и предупредительной функций
уголовного права. Не последнюю роль в создании этой ситуации сыграло
определенное несовершенство действующего уголовного законодательства.
Необходима
четко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация
воздействия на преступников, сочетающая в себе как меры уголовно-правового
принуждения, так и меры уголовно-правового поощрения за позитивное поведение
лиц, отбывающих наказание. Это может выразиться в совершенствовании
общероссийских и локальных законодательных и исполнительных правовых актов об
амнистии и помиловании, порядке их применения, социальных и других аспектах
целесообразности мер гуманизации.
Список
литературы
1.
Конституция
РФ.
2.
Уголовный
кодекс РФ.
3.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ.
4.
Указ
Президента Российской Федерации от 28.11.2001 №1500 «О комиссиях по вопросам
полмилования на территориях субъектов Российской Федерации».
5. Постановление
Государственной Думы РФ «О порядке применения постановления Государственной
Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии» №2039-II ГД от 24
декабря 1997 г.
6.
Приказ
Министерства юстиции Российской Федерации от 11.02.2002 №47 «О мерах по
реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2001 №1500 «О
комиссиях по вопросам полмилования на территориях субъектов Российской
Федерации».
7.
Айвар
Л. Казнить нельзя, помиловать Огонек №45, 2008. – С. 27.
8.
Алихаджиева И.С.,
Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. Уголовное право: история и
современность. Вопросы Общей части: Учебное пособие. – Саратов: ПАГС, 2001. – С. 218.
9.
Антонцев В.,
Прошу помиловать Н.И. Ветров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный
мир, 2001. – 215 с.
10. Гришко А.Я., Потапов А.М. Амнистия.
Помилование. Судимость. http отв. ред. А.В. Наумов. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: Юристъ, 2004. – 829 с.
11. Комментарий к Уголовному
кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой Государство
и право №1. 2009. – С. 35–36.
|