2.
АИПС «ОПОЗНАНИЕ»
выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах,
неизвестных больных и детях – гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без
гражданства.
3.
АИПС «ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ»
обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и
организаций (государственных должников) или граждан (неплательщиков алиментов),
пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном
розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.
4.
АИПС «ОРУЖИЕ»
позволяет вести учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного
(изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие,
гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).
5.
АИПС «АВТОПОИСК»
содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах
отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными –
государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных
центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов,
мотороллеров и мотоколясок.
6.
АИПС «АНТИКВАРИАТ»
выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих
историческую, художественную или научную ценность. К ним относят
археологические находки, предметы древности, антропологические и
этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и
предметы искусства.
7.
АИПС «ВЕЩЬ»
информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также
документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с
совершенными преступлениями.
8.
АИПС «СЕЙФ»
позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при
совершении которых взламывались металлические хранилища.
В настоящее
время начато внедрение автоматизированных информационно-поисковых систем «ДОСЬЕ»
и «НАСИЛИЕ».
1.
АИПС «ДОСЬЕ»
позволяет подучить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах»
преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, место
жительства, связи, привычки и т.д.
2.
АИПС «НАСИЛИЕ»
обеспечивает такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях,
связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время
и способ совершения, описание изъятых следов и др.
Для учета
правонарушений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, разработана
и функционирует АИПС «КРИМИНАЛ-И», включающая пять подсистем:
1.
АИПС «Криминал-И
Аомпрактика» содержит сведения об иностранцах и лицах без гражданства,
совершивших административные правонарушения;
2.
АИПС «Криминал-И
Преступление» выдает сведения о происшествиях и преступлениях с участием
иностранцев и лиц без гражданства;
3.
АИПС «Криминал-И
ДТП» обеспечивает сведениями об иностранцах и лицах без гражданства, участниках
ДТП на территории России;
4.
АИПС «Криминал-И
Розыск» содержит данные о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;
5.
АИПС «Криминал-И
Наказание» содержит сведения об иностранцах и гражданах России, постоянно
проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или
отбывающих наказание на территории Российской Федерации.
Примерами
АИСС, применяемых для проведения оперативной и учетно-аналитической работы в
горрайорганах и МВД республик, являются:
1.
АИСС «СВОДКА»
– позволяет работать с базой данных, создаваемой по поступающей в органы
внутренних дел оперативной информации о происшествиях и преступлениях,
осуществлять поиск в БД по реквизитам, а также вести статистическую обработку
данных, составлять отчеты при поступлении запросов и после исполнения
документов;
2.
АИСС «ГАСТРОЛЕРЫ»
– предназначена для автоматизированной обработки оперативными подразделениями
УВДТ и ОВДТ информации о лицах, представляющих оперативный интерес для органов
внутренних дел на транспорте, и их связях; о похищенных на транспорте,
неразысканных или добровольно сданных вещах, имеющих индивидуальные номера или
характерные особенности;
3.
АИСС «Грузы-ЖД»
– разработана для автоматизированного сбора, хранения и выдачи информации о
фактах хищения груза и багажа на железнодорожном транспорте, по которым
возбуждены уголовные дела, а также о раскрытых хищениях грузов;
4.
АИСС «НАРКОБИЗНЕС»
– предназначена для сотрудников отдела по незаконному обороту наркотиков.
Использование системы межзадачных связей позволяет выявлять лица, их связи с
событиями, друг с другом, оружием и адресами, проходящими по разным видам
учетов;
5.
АИСС «Картотека-Регион»
– предназначена для работы с пофамильными учетами осужденных, разыскиваемых и
задержанных за бродяжничество лиц;
6.
АИСС «СПЕЦАППАРАТ»
– предназначена для работы со спецаппаратом и позволяет планировать
oпeративно-розыскные мероприятия на основе быстрого и качественного обеспечения
их необходимой информацей. Можно, например, быстро найти круг лиц, проходящих
по однотипным фактам из массива спецсообщений, способам совершения
преступлений, адресам и т.п.
Для
формирования грамотной информационной политики правоохранительными органами РФ,
выполнения приказов Министерства внутренних дел РФ оперативно-розыскная
деятельность по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий должна
осуществляться с учетом особой специфики этих преступлений.
Эффективность
борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной,
следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В
свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной
поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании,
раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением
необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система
информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в
настоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6
тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60
информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также
большое число предприятий и учреждений.
Расширился
и круг потребителей, заинтересованных в получении информации, имеющейся в
подразделениях ОВД. Если несколько лет назад ею пользовались, в основном,
оперативно – следственные работники МВД, службы безопасности, прокуратуры, то в
настоящее время ею пользуются сотрудники налоговой и таможенной служб,
финансовых и коммерческих структур, представители администраций республик,
краев, областей.
Сейчас
большинство регионов России приступило к созданию региональных информационных
систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер. Разрабатываемые
системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования данными, свои
потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и выбора технических
средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшем реализацию единого
информационного пространства. Очевидна необходимость единой, от уровня
горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ, стройной системы
информационного обслуживания массового пользователя.
В
целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с помощью ЭВМ
обрабатываются задачи оперативно – розыскного и справочного назначения с
количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а также задачи
учетно-статистического, управленческого и производственно-экономического
назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн.
документов.
Залог
успешного осуществления оперативно-розыскных мероприятий состоит, прежде всего,
в том, что стратегию и тактику выявления и раскрытия противоправных деяний
необходимо строить на основе хороших знаний специфики состава преступления.
Другими словами сотрудники правоохранительных органов должны обладать хорошими знаниями
в области компьютерных технологий, кибернетики, психологии, психолингвистики.
Понятно, что в настоящее время такой подход реализовать довольно трудно ввиду
слабой подготовки сотрудников МВД РФ в области современных информационных
технологий.
Учитывая
неотложность решения задачи по стабилизации преступлений в области
информационных технологий оперативно-розыскная деятельность в области высоких
технологий в настоящее время, на наш взгляд, должна базироваться на трех
дополнительных специальных принципах:
-
стратегия
и тактика ОРД в области информационных технологий должно строится на основе
самого широкого использования современных достижений в области данных
технологий;
-
на
этапе разработки стратегии и тактики ОРД в области высоких технологий гласно и негласно
должны привлекаться высококвалифицированные специалисты по информационным
технологиям;
-
необходимо
существенно пересмотреть качественный состав субъектов при установлении
конфиденциального сотрудничества (при осуществлении агентурной работы);
-
арсенал
оперативной техники необходимо пополнить современными техническими приборами и
устройствами (в т.ч. компьютерными программами), разработанными и успешно
применяемыми в информационно-технологической сфере народнохозяйственного
комплекса;
-
личному
составу специализированных оперативных подразделений необходимо пройти
соответствующую подготовку (переподготовку) по применению такой техники.
Без
использования самых современных технических средств эффективность
оперативно-розыскной деятельности в сфере высоких технологий резко снизиться.
В
деятельности подразделений органов внутренних дел может использоваться как
универсальное, так и специальное программное обеспечение.
Универсальные
программы (информационно-поисковой системы, редакторы, электронные таблицы и
т.п.) общего назначения не только повышают производительность труда и
эффективность работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, но и
поднимают ее на качественно новый уровень.
Специализированные
программы могут быть ориентированы на непосредственное их применение при
осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в направлении борьбы с
информационной (в т.ч. компьютерной) преступностью.
В
настоящее время существует программы, позволяющие:
-
контролировать
процесс попыток взлома компьютерной системы или сети;
-
определять
индивидуальный почерк работы программиста и идентификационных характеристики
разработанных им программ;
-
определять
перечень электронных адресов и сайтов Интернет, с которыми работал
пользователь;
-
негласно
регистрировать перечень программ, с которыми работает пользователь;
-
определять
путь, а в некоторых случаях и конкретный адрес, исходящей угрозы для
компьютерных систем;
-
осуществлять
негласный контроль над программистом, определяя характер разрабатываемых
продуктов;
-
обнаружить
латентную и закодированную информации в компьютерной системе;
-
проводить
идентификацию компьютерных систем по следам применения на различных
материальных носителях информации;
-
осуществлять
исследование следов деятельности оператора в целях его идентификации;
-
осуществлять
диагностику устройств и систем телекоммуникаций на возможность осуществления
несанкционированного доступа к ним;
-
исследовать
материальные носители с целью поиска заданной информации;
-
осуществлять
исследование компьютерных технологий для установления возможности решения
конкретных преступных задач (крекинг, хакинг, фрикинг и т.п.);
-
исследовать
программ для ЭВМ и базы данных для определения их возможного предназначения для
преступных действий (наличие программных закладок, подпрограмм класса
«троянский конь» и т.п.).
Это
далеко не полный перечень возможностей существующего программного обеспечения,
которое с успехом может использоваться при осуществлении ОРД.
Поисковые
программные средства могут найти широкое применение в оперативно-розыскной
деятельности (непроцессуальная форма), в том числе и до возбуждения уголовного
дела. Факт обнаружения объектов (программ закладок, программного обеспечения
для изготовления вирусов или для осуществления взлома компьютерных сетей и т.п.)
может послужить основанием для возбуждения дела и производства расследования. В
процессуальной форме поисковые программные средства могут найти применение при
проведении следственных действий, таких как следственный осмотр (все его виды),
выемка предметов, документов и электронной почтовой корреспонденции,
следственный эксперимент, выполняемый с целью опытной проверки показаний.
В
оперативно-розыскной деятельности в области расследования компьютерных
преступлений целесообразно применять криминологическое прогнозирование
индивидуального и преступного группового поведения. Определенную информацию
можно извлечь, анализируя сетевой трафик локальных и региональных компьютерных
сетей. Полезную информацию могут дать и анализ платежей клиентов за телефонные
услуги.
Прогнозирование
может успешно осуществляться в основе первичных материалов оперативного учета,
так как его банки информации создаются на основе прогноза вероятности
преступного поведения определенных криминогенных контингентов. Именно прошлое
их поведение (судимость, правонарушения, антиобщественные поступки, большие
успехи в области программирования), настоящее (поддержание криминальных связей,
паразитизм, склонность к антиобщественным занятиям, склонность создавать
программы «вандалы») дают основания для прогностических выводов о вероятном
противоправном поведении в будущем. Принимаются во внимание социальные оценки,
даваемы е лицу, представляющему оперативный интерес, роль для него мнения
представителей криминогенной и преступной среды. Все это в совокупности
является элементами методики криминологического прогнозирования, которое
вплетается в оперативно-розыскные мероприятия при реализации форм ОРД (поиске,
профилактике, разработке). Естественно, вопросы моделирования и прогнозирования
необходимо решать, используя современные информационные технологии в процессе
информационно-аналитической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|