на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Методика расследования уголовных дел, возбужденных по факту дорожно-транспортных происшествий

Анализ основных видов и причин ДТП Несмотря на то, что обстоятельства, при которых возникают и протекают дорожно – транспортные происшествия, разнообразны, при их анализе выявляются сходные черты, что дает возможность составить перечень основных видов нарушения Правил дорожного движения:

1.  нарушение правил проезда перекрестков

2.  несоблюдение правил обгона

3.  превышение скорости движения

4.  невыполнение требований дорожных знаков

5.  выезд на левую сторону дороги

6.  управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии

7.  нарушение правил перевозки пассажиров

8.  нарушение правил перевозки грузов

9.  нарушение правил буксировки транспортных средств

10.  эксплуатация технически неисправных транспортных средств

Из этих видов наиболее распространены нарушения правил обгона и превышение скорости.


Глава 2. Этапы процесса расследования преступлений (традиционная и ситуационная характеристики)

2.1 Исследование обстановки дорожно-транспортного происшествия

На начальном этапе планирование заключается, как правило, в определении круга неотложных следственных действий и оперативно следственных мероприятий. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за оставление места ДТП лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим соответствующие правила движения или эксплуатации транспортных (ст. 265 УК).[11] Если это лицо скрылось с места ДТП на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллельно с осмотром места происшествия. Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства. Одним из первых следственных действий является осмотр места происшествия.[12] Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета и корректировки в ходе осмотра. При подготовке к нему до выезда на место происшествия следует, позаботится, чтобы пострадавшим была оказана помощь, полностью или частично остановлено движение. В соответствии с установленными правилами, работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения.[13] Если движение затруднено, необходимо наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт); устанавливает очевидцев; налаживает движение транспорта и ожидает приезда оперативно следственной группы. До выезда на место дорожно транспортного происшествия следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (автоинженер, криминалист, судебный медик и др.). Если известно, что водитель скрылся с места ДТП то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника. Выезжающая группа должна иметь с собой необходимые технические средства осмотра и фиксации, а в ночное время – осветительные приборы.[14] На начальной стадии осмотра места происшествия следователь должен получить представление и зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку, указав:

а) тип и состояние дорожного покрытия;

б) ширину и разметку дороги, ее обустройство;

в) характеристику прилегающих участков;

г) наличие дорожных знаков;

д) обзорность;

е) видимость;

ж) освещенность;

з) интенсивность и плотность движения;

и) наличие помех движению и дефектов дороги. Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Общими задачами этого следственного действия является:

а) установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;

б) предположительная квалификация ДТП;

в) направленность движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации;

г) местонахождение и действия участников в момент самого ДТП;

д) положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП;

е) состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

По прибытии на место происшествия следователь проверяет эффективность организации охраны и заградительных мероприятий и приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы происшествия. У очевидцев выясняются их анкетные данные, место, с которого они наблюдали происшествие.[15] Им задаются вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производилось ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения); о месте и положении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия. Если в происшествии участвовал пешеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило. У свидетелей, обнаруживших следы происшествия, выясняется откуда и куда они следовали, какой транспорт при этом видели, кого из пешеходов встречали, обгоняли. Им также задаются вопросы об изменении положения отдельных объектов на месте происшествия, кто проходил или проезжал неподалеку от него и т. п. На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра. Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на котором находилась машина во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Важным элементом дорожного участка являются: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходные дорожки, а за городом так называемый подрез (т.е. та часть полосы отвода дороги, которая расположена над кюветом при отсутствии пешеходной дорожки). Если выявить эту точку не представляется возможным (в силу отсутствия очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия. В процессе непосредственного исследования места происшествия изучается его особенности, взаимное расположение, состояние имеющихся на месте объектов, следов. По ходу движения следователь должен производить необходимые измерения проезжей части дороги и окружающей местности, выставлять сигнальные обозначения в местах обнаружения следов. Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер. Обязательно фиксируются дорожные знаки, их место нахождение; светофоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки; наличие подземного пешехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия. Выявленные следы необходимо осматривать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием, и точно зафиксировать место их расположения. В ходе осмотра крупных объектов – узлов места происшествия фотографирование осуществляется с применением масштабной линейки.

В результате исследования анализа отдельного следа воссоздаётся мысленная модель механизма его образования и следообразующего объекта, что облегчает поиски последнего в ходе осмотра места происшествия и дальнейшего расследования.[16] Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия его (завершающей стадии). Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры транспортного средства.[17] Определенным видам дорожно – транспортных происшествий (наезд, столкновение, выпадение пассажиров и т.д.) присущи определенные типичные следы. При выпадении человека проверяется исправность дверных замков. Эти сведения отражаются в протоколе. При наездах на неподвижные препятствия на них, остаются частицы краски, стекла, части груза, смазки и топлива, отделившиеся узлы автотранспорта. При наезде на пешехода основное внимание при осмотре следователь обращает внимание на детали передней части транспортного средства, которыми чаще всего травмируются пешеход: облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение волокон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды. В результате наезда на потерпевшего на дорожном полотне образуется, кроме вышеназванных, следы крови, трассы от волочения пострадавшего. Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, антифриза, масла.[18] От вращения машин после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес. Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образованием следов заноса скольжения транспорта, отпечатков ударов бампера, от которого произошло продольное опрокидывание. Если транспортное средство опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее поперечный профиль. Для всех видов дорожно – транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путём фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу, видеозапись. Хорошие результаты дает применение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстояний между объектами. Производят ориентирующую, обзорную и узловую фото либо киносъемку. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги. Ориентирующую фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия. Во время общего осмотра места происшествия производится узловая фотосъемка, в процессе которой фотографируются следы транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки. Отмечается зона распределения, следов и объектов, размеры единичных следов, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столб на обочине, осевая линия, бордюрный камень). Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюрному камню). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину. При участии в происшествии нескольких транспортных средств (ТС) уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы. Осмотр начинают с контактировавших поверхностей. При этом учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью одного ТС оставлены следы на другом, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали. При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека (при переезде). Наряду с наружными поверхностями осматривают часть салона (кабины); обращают внимание на ветровое стекло, его проемы, если стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, рукоятку переключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра. Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированным как ДТП.[19] Определяется и фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия. Осматривая труп, отмечают его место положение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге.[20] Одежда трупа должна рассматриваться вся и в такой последовательности: пальто, пиджак, майка, брюки, трусы, обувь, носки. Одновременно с одеждой должен быть осмотрен головной убор, место его нахождения, повреждения на нем, загрязнения и следы других наложений. При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: разорвана, скручена, имеются следы волочения, отпечатки протектора, наличие наложений краски, грязи и т.п. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму повреждения, размеры, расстояние от подошвы стопы. В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия в месте с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска. Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия. Существуют признаки, по которым можно определить направление движения: 1) при проезде лужи на большой скорости брызги воды и жидкой грязи летят вперед и в стороны. 2) капли воды из радиатора, масла и других жидкостей, упав при движении, на поверхности дороги имеют вытянутую форму, обращенную узким концом в сторону движения транспортного средства. 3) на мягком грунте ветви растений ломаются в точке переезда. При дальнейшем движении колеса изломанная часть проворачивается в противоположную движению сторону, а концы указывают в направлении движения. 4) при движении по мягкому грунту, особенно, на подъеме, на дне следа образуются уступы, пологие стороны которых направлены в сторону движения. 5) на рыхлой почве между углублениями рисунка протектора попадают кусочки земли. В результате вращения колеса с большой скоростью создается центробежная сила, которая отбрасывает их в сторону, противоположную движению. 6) при переезде камня он вдавливается в мягкий грунт. То поскольку сила давления на камень вначале действует не сверху, а сбоку то около вдавленного камня со стороны, противоположной направлению движения, образуется ямка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.