В состав временной администрации не могут входить:
единоличный исполнительный орган кредитной организации, заместители
руководителей кредитной организации, лица, входящие в состав Совета директоров и
коллегиальный исполнительный орган, а также главный бухгалтер, руководитель ревизионной
комиссии и члены ревизионной комиссии, руководитель и работники службы внутреннего
контроля кредитной организации, в том числе освобожденные от исполнения своих обязанностей
в течение 12 месяцев, предшествовавших назначению временной администрации.
единоличный исполнительный орган кредитной организации, заместители
руководителей кредитной организации, лица, входящие в состав Совета директоров и
коллегиальный исполнительный орган, а также главный бухгалтер, руководитель ревизионной
комиссии и члены ревизионной комиссии, руководитель и работники службы внутреннего
контроля юридического лица, которое является основным или дочерним по отношению
к кредитной организации в соответствии с гражданским законодательством, в том числе
лица, освобожденные от исполнения в течение 12 месяцев, предшествовавших назначению
временной администрации, своих обязанностей в указанной выше организации;
заинтересованные лица, определенные п.2 ст. 19 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)";
лица, являющиеся кредиторами кредитной организации;
лица, имеющие задолженность перед кредитной организацией;
лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики;
лица, совершившие в течение последних 12 месяцев, предшествовавших
назначению временной администрации, административное правонарушение в области финансов,
налогов и сборов, рынка ценных бумаг, установленное вступившим в законную силу постановлением
органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
лица, с которыми в течение последних 2-х лет, предшествовавших
назначению временной администрации, были расторгнуты трудовые договора по инициативе
работодателя по основаниям, предусмотренных п. п.3, 5-7, 9-11 ст.91 и п.1 ст.278
ТК РФ;
лица, по вине которых кредитной организации были допущены нарушения
федеральных законов и нормативных актов Банка России, зафиксированные в соответствующей
базе данных Банка России;
При назначении временной администрации полномочия исполнительного
органа кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В
зависимости от этого различаются правовые последствия назначения временной администрации
и ее функции. Четкого законодательного закрепления основания, по которым необходимо
ограничивать или приостанавливать деятельность органов исполнительной власти кредитной
организации при назначении временной администрации, нет. Этот вопрос решается Банком
России в каждой конкретной ситуации.
Органы управления кредитной организацией, если их полномочия
ограничены, вправе только с согласия временной администрации совершать отдельные
виды сделок. Такое согласование сделок временной администрации регистрируется в
реестре согласования сделок.
Временная администрация в случае ограничения полномочий исполнительных
органов кредитной организации:
проводит обследование кредитной организации;
устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление
банковских операций;
участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации и контролирует их реализацию;
контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в
установленных пределах;
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной
организации они не вправе принимать решения по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.
Решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу только после
согласования с временной администрацией. Временная администрация в случае приостановления
полномочий исполнительных органов реализует их полномочия в полном объеме.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной
организации временная администрация выполняет следующие функции:
реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
проводит обследование кредитной организации;
разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной
организации, организует и контролирует их исполнение;
принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации
кредитной организации;
принимает меры по обеспечению сохранности имущества, не принадлежащего
кредитной организации и находящегося у нее в связи с осуществлением ею профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, и документации, оформляющей операции кредитной
организации как профессионального участника рынка ценных бумаг;
устанавливает дебиторов и кредиторов кредитной организации, размеры
их требований и обязательств;
обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория
на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.
При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной
организации руководитель временной администрации:
осуществляет предусмотренные учредительными документами кредитной
организации полномочия единоличного исполнительного органа кредитной организации;
действует от имени кредитной организации без доверенности;
выдает доверенность сотрудниками кредитной организации и иным
лицам;
обеспечивает проведение инвентаризации имущества кредитной организации,
а также имущества, не принадлежащего кредитной организации и находящегося у нее
в связи с осуществлением ею профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
распоряжается имуществом кредитной организации, а также имуществом,
не принадлежащим кредитной организации и находящимся у нее в связи с осуществлением
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в пределах, установленных федеральным
законодательством;
Временная администрация при приостановлении полномочий исполнительных
органов кредитной организации:
получает от руководителя и других работников кредитной организации
необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
представляет от имени кредитной организации иски в суды;
назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной
организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;
согласовывает решения Совета директоров или общего собрания учредителей
кредитной организации в пределах, установленных федеральными законами;
вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации
от работы и приостановить им выплату заработной платы;
вправе созывать собрание учредителей кредитной организации;
вправе обратиться от имени кредитной организации в суд с требованиям
о привлечении к ответственности членов Совета директоров кредитной организации,
единоличного исполнительного органа кредитной организации и членов коллегиального
исполнительного органа кредитной организации, если их виновными действиями (бездействиями)
кредитной организации были причинены убытки в размере причиненных убытков, если
иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами;
обращается в суды от имени кредитной организации с требованиями
о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение 3-х лет со дня
назначения временной администрации, недействительными, если указанные сделки отвечают
признакам недействительности сделок, указанные в ст.28 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
имеет беспрепятственный доступ во все помещения кредитной организации;
вправе при необходимости опечатывать помещения кредитной организации;
Решения, принятие которых относится к компетенции Совета Директоров
и общего собрания учредителей кредитной организации, могут приниматься только с
согласия временной администрации.
Временная администрация только с согласия Совета Директоров или
общего собрания учредителей кредитной организации в пределах их компетенции, установленной
федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершает
сделки, связанные с:
передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду,
в залог, с внесением в него в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а
также с распоряжением таким имуществом иным образом;
распоряжение иным имуществом кредитной организации, балансовая
стоимость активов кредитной организации, в том числе - с получением и выдачей кредитов
и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом
и прощением долга, новацией, отступным, а также учреждением доверительного управления.
Совет директоров вправе расширить полномочия временной администрации
по распоряжению имуществом кредитной организацией, в пределах установленных федеральными
законами, за исключением права заключать крупные и другие сделки, согласование которых
отнесено исключительно к компетенции указанных органов управления.
Временная администрация представляет в Департамент по организации
банковского санирования Банка России отчет о своей работе ежемесячно - до 15 числа
месяца, следующего за отчетным, ежедекадно - на четвертый рабочий день декады. Отчет
за весь период действия временная администрация представляет в течение 10 рабочих
дней с даты прекращения деятельности.
Деятельность временной администрации прекращается с истечением
срока ее действия.
Досрочное прекращение деятельности временной администрации возможно
по решению Банка России в случаях:
устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
в случае невозможности обеспечения личной безопасности руководителей
временной администрации, его заместителей, членов и представителей временной администрации.
Решение о прекращении деятельности временной администрации принимается
по ходатайству территориального учреждения Банка России или структурного подразделения
Банка России, а также по поручению Совета директоров или Председателя Банка России
либо непосредственно по инициативе Комитета Банковского надзора Банка России и оформляется
приказом Банка России.
Приказ Банка России о прекращении деятельности временной администрации
доводится в установленном порядке до территориального учреждения Банка России и
кредитных организаций и в течение 15 дней с даты его подписания публикуется в
"Вестнике Банка России".
Временная администрация может быть назначена в кредитную организация
и после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
В этом случае временная администрация совершает следующие действия:
определяет наличие признаков преднамеренного банкротства, а так
же уведомляет кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании кредитной
организации банкротом путем опубликования в течение 10 календарных дней за счет
средств кредитной организации сведений в "Вестнике Банка России" и в периодическом
печатном издании по месту нахождения кредитной организации;
раскрывает в установленном Банком России порядке информацию о
финансовом состоянии должника в течение 10 календарных дней после принятия арбитражным
судом заявления о признании кредитной организации банкротом;
при рассмотрении арбитражным судом заявления Банка России о признании
кредитной организации банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника,
составе кредиторов и наличии признаков преднамеренного банкротства;
рассматривает заявления кредиторов банка о включении их требований
в реестр требований кредиторов, вносит требования кредиторов в реестр.
Таким образом, видно, что меры, применяемые к кредитной организации
для восстановления ее платежеспособности, выведены за рамки действующего федерального
законодательства и почти полностью отданы регулированию нормативным актам Банка
России. В связи с чем, можно проследить следующую тенденцию - увеличение роли Банка
России в предупреждении несостоятельности кредитных организаций. Что в свою очередь
имеет как ряд положительных моментов, поскольку предупреждением несостоятельности
кредитной организации занимается специальный государственный орган, и в то же время
отрицательных, поскольку кредиторы практически не имеют возможности оказывать влияние
на ход предупредительных процедур, а, как привило, именно они заинтересованы в восстановлении
платежеспособности кредитной организации. Кроме того, Банк России в своем лице,
совмещает несколько функций, таких как контролирующую, решает вопрос об отзыве лицензии,
и в то же время занимается предупреждением банкротства, что, концентрирует в лице
одного органа, весьма противоречивые функции, что не всегда может приводить к их
эффективной реализации. В связи с вышеизложенным хотелось бы привести пример зарубежной
практики признания банков банкротами. Так в ряде зарубежных стран, таких как, США,
Норвегия, Финляндия, Германия были созданы специальные органы, которые занимались
управление нестабильных банков, а также оказывали им финансовую поддержку, причем
фонд для оказания финансовой поддержки банков создавался на основе вложений как
государственных банков этих стран, так и взносов коммерческих кредитных организаций,
функционирующих на территории данных государств.
2.3 Порядок возбуждения дела о признании кредитной
организации банкротом
Дела о признании банкротом кредитной организации рассматриваются
арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, Федеральным законом
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и в неурегулированных
им случаях Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании
кредитной организации банкротом обладают:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|