на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель (услугодатель) (в нашем случае - приемные родители или родитель) обязуется по заданию заказчика (здесь - органа опеки и попечительства) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в интересах приемного ребенка), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, некоторые из которых материального результата не имеют: в рамках оказания приемными родителями услуги по воспитанию осуществляется представление интересов приемных детей в отношениях с любыми лицами, организация питания, отдыха, обучения приемных детей.

В свете гражданско-правовой квалификации отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства, чрезвычайно важным представляется вопрос о вознаграждении приемных родителей: недопустимо применение к гражданско-правовым отношениям положений трудового права о заработной плате. Данное вознаграждение, его размер, порядок выплаты должны зависеть от реальных рыночных цен на данный вид услуг.

Таким образом, по нашему мнению, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью следует признавать непоименованным видом договора возмездного оказания услуг. Кроме того, его следует рассматривать как срочный, взаимный, возмездный, фидуциарный и каузальный[48].

В Республике Татарстан существует закон, который устанавливает размер оплаты труда приемных родителей (родителя) и льготы, предоставляемые приемной семье в Республике Татарстан, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Размер оплаты труда приемных родителей

Оплата труда приемных родителей исчисляется в размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (далее - Единой тарифной сетки), установленной федеральным законом. Оплата труда производится независимо от образования, стажа и места работы, дохода приемных родителей.

Размер ежемесячной оплаты труда приемных родителей зависит от количества принятых на воспитание детей.

Совокупная ежемесячная оплата труда приемных родителей устанавливается в следующих размерах:

за воспитание одного приемного ребенка - одна ставка первого разряда Единой тарифной сетки;

за воспитание двух приемных детей - две ставки первого разряда Единой тарифной сетки;

за воспитание трех приемных детей - три ставки первого разряда Единой тарифной сетки;

за каждого последующего приемного ребенка - по 0,5 ставки первого разряда Единой тарифной сетки.

За каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением указанный размер оплаты труда увеличивается на 30 процентов.

По желанию приемных родителей причитающаяся сумма оплаты труда может выплачиваться одному из родителей либо обоим в определяемой ими пропорции. Согласованное родителями распределение оплаты труда фиксируется в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Финансирование расходов на оплату труда приемных родителей и содержание приемных детей

Расходы на оплату труда приемных родителей и на содержание приемных детей производятся за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов устанавливать доплату к ежемесячному размеру оплаты труда приемных родителей (родителя).

Льготы, предоставляемые приемной семье

Приемной семье, количество детей в которой не менее трех с учетом родных и приемных, предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан для многодетных семей.

К ним относятся:

- ежемесячное денежное пособие неработающим матерям, имеющим детей до 16 лет (учащихся, не получающих стипендии, - до 18 лет), в размере 100 рублей (при условии, что дети дошкольного возраста не посещают детские дошкольные учреждения);

- бесплатное обеспечение детей в возрасте до 16 лет лекарственными средствами по рецептам врачей;

- право на внеочередное обеспечение жилым помещением;

- освобождение от оплаты за пользование жилой площадью и коммунальными услугами в размере: 30 процентов для семей с тремя и более детьми до 18 лет; 50 процентов для семей с пятью и более детьми до 18 лет; 100 процентов для семей с десятью и более детьми до 18 лет;

- освобождение от оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях в размере 50 процентов;

- преимущественное право на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей (родителя) с детьми.

Органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции самостоятельно за счет средств местных бюджетов предоставлять дополнительные льготы приемным семьям[49].

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

2.4 Фактическое воспитание и патронат

До введения в действие Семейного кодекса РФ в российском законодательстве не существовало единого понятия "устройство детей, оставшихся без попечения родителей". Кодекс о браке и семье РСФСР лишь закреплял положения об усыновлении и опеке (попечительстве), а различного рода подзаконные акты упоминали об устройстве в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о передаче ребенка "на воспитание в семьи граждан" - без указания на правовое оформление такой передачи. Теперь ст.123 СК РФ устанавливает несколько известных форм устройства, разрешая, однако, субъектам Федерации своими законодательными актами предусмотреть иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ законодательства субъектов Федерации показал, что в современном региональном законотворчестве в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наметились следующие тенденции. Многие субъекты Федерации (Республики Алтай, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский, Красноярский, Алтайский края, Воронежская, Владимирская, Калининградская, Тамбовская области и т.д.) в своих законодательных и иных актах употребляют термины "патронат", "патронатная семья", "патронажная семья", "семья патронатных воспитателей". Сразу отметим, что термин "патронат" в данном случае не имеет ничего общего с термином "патронаж над дееспособными гражданами", который используется в ст. 41 ГК РФ для обозначения формы охраны прав дееспособных граждан. Как правило, употребление названных понятий имеет место в законодательных актах, посвященных деятельности органов опеки и попечительства. Эти термины встречаются и в актах органов местного самоуправления.

В течение 2001 года количество региональных правовых актов, устанавливающих возможность устройства детей в формах, не предусмотренных федеральным законодательством, резко возросло, и все эти формы носят одинаковое название "патронат". В субъектах Федерации принят целый ряд специальных законов "О патронатном воспитании" или с аналогичным названием.

Во многих регионах такая форма устройства детей, как патронат, реально используется на практике, однако не легитимирована региональным законодательством, в связи с чем в этих областях намечено скорейшее принятие соответствующих актов о патронате. В некоторых регионах предполагается "внедрение" патронатных семей даже без предварительного правового обеспечения (так, п. 4.2 распоряжения администрации Сахалинской области говорится: "Внедрять и расширять новые формы устройства осиротевших детей в семьи, в том числе замещающие семьи или семьи патрональных воспитателей").

Содержание, которое вкладывается региональными актами в понятие "патронат", существенно различается. Можно выделить следующие модели.

1. Нормы о патронате не отличаются от положений о приемной семье (Закон "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области").

2. Патронатный воспитатель состоит в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства, при этом устанавливается разграничение функций по защите интересов ребенка между кровными родителями, законным представителем ребенка, патронатным воспитателем и уполномоченным органом. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в семье воспитателя.

3. Патронат "на базе детского дома" - в Новгородской области, в г. Уфе и в ближайшей перспективе - в Архангельской области, в Республике Саха (Якутия), Владимирской области, Республике Татарстан. Такой патронат возникает на основании договора, но его стороной является не орган опеки и попечительства, а детское учреждение (детский дом и т.п.). Характер правоотношений этого учреждения с воспитателем из этих документов не ясен, хотя в то же время воспитателю причитается "оплата за труд". Однако, например, соответствующий Закон Пермской области прямо называет данные правоотношения трудовыми, хотя и предусматривает еще один вид патроната - передача ребенка на каникулы или на выходные желающему лицу по договору, без оплаты труда (такое оформление возможно и для передачи ребенка усыновителям на период вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления). Орган опеки и попечительства при этом сохраняет весь набор прав по защите и представительству интересов ребенка, а учреждение, где содержатся дети, должно осуществлять "подготовку детей к помещению на воспитание в семьи, а также поиск, отбор патронатных воспитателей". Весьма оригинален в этом смысле Закон Курганской области, уточняющий трудовую функцию патронатного воспитателя: "Выполнение работы по воспитанию ребенка (детей) у себя на дому личным трудом и с использованием материальных средств и оборудования, выделенных учреждением, представляющим патронат, либо приобретаемых за счет средств данного учреждения". За патронатным воспитателем закреплено при этом 11 обязанностей[50].

4. Патронат как такая договорная форма, которая предусматривает передачу ребенка на условиях "двустороних обязательств об условиях содержания и воспитания детей" - встречается только в Законе Алтайского края "О порядке передачи детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан". К нему прилагается типовой договор, из которого следует, что воспитатель должен обеспечить обучение, воспитание, а также "полноценное питание и содержание" ребенка. При заключении договора необходимо оговорить некий материальный "вклад" воспитателя в содержание ребенка. В свою очередь, орган опеки и попечительства обязуется "осуществлять материальную поддержку патронатной семьи", оказывать ей помощь, обеспечивать защиту прав и интересов детей. На деле такая материальная поддержка обычно выражается в предоставлении семье топлива, детской одежды и т.д. Мизерные средства для оказания помощи "патронатным" семьям были заложены в Законе края о бюджете на 2002 год. Кроме того, в этом субъекте Федерации "родители - воспитатели наравне с органами местного самоуправления исполняют функции опекуна (попечителя)".

5. Патронат как форма, при которой воспитатели не исполняют обязанностей опекунов, но имеют право на "заработную плату". При этом из текста законов отраслевую принадлежность их правоотношений с органами опеки и попечительства определить невозможно.

В региональном нормотворчестве имеет место еще один совершенно удивительный факт. Повсеместно, в подавляющем большинстве регионов в связи с очередной перезакладкой похозяйственной документации и подготовкой ко Всероссийской переписи населения 2002 года были утверждены формы похозяйственных книг, где со слов взрослых в соответствующих графах "для патронируемых детей, находящихся на воспитании в хозяйстве" записывается "патронат". Подобная формулировка присутствует практически во всех региональных актах.

Таким образом, определяя круг членов крестьянского хозяйства, глава хозяйства без предъявления каких - либо документов вправе указать тех или иных несовершеннолетних лиц, что не исключено, поскольку трудиться в хозяйстве в соответствии со ст. 63 Трудового кодекса РФ можно с 16 лет (а при определенных обстоятельствах - с 14 лет), и что может создать для ребенка соответствующие правовые последствия (в основном имущественного характера). Интересно, что термин "патронируемые дети" появился в такого рода актах даже тех субъектов Федерации, где сам патронат вообще не предусмотрен.

Небывалый всплеск законодательной активности регионов можно объяснить следующим обстоятельством. Министерством образования РФ и благотворительной организацией Международная Христианская Солидарность (Великобритания) в свое время было достигнуто соглашение о сотрудничестве в деле создания так называемых "фостерных семей", а в 1994-1995 гг. Министерство уже предложило органам исполнительной власти ряда субъектов Федерации начать проведение эксперимента по этой новой модели. "Фостерная семья" - временная, ребенок должен пребывать в ней с момента отобрания от родителей до решения его дальнейшей судьбы (однако, возможно - и до совершеннолетия). "Фостерный воспитатель" - как бы "родитель на зарплате". Приверженцы этой модели отмечают, что основная цель такой семьи - поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. В то же время признается, что патронатная семья - это та же "фостерная семья", только на российский лад и с привычным слуху названием. Размещение ребенка в "фостерной" (патронатной) семье обходится значительно (в 10 раз) дешевле его устройства в специальное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, в основном из-за отсутствия необходимости содержать огромное жилое помещение и штат сотрудников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.