Кроме того, в
соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ О
государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства суд может принимать решение и о государственной защите
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства с
вынесением мотивированного постановления (определения). Таким образом, суды
могут обращаться в органы, осуществляющие ОРД, с целью обеспечения безопасности
субъектов уголовного процесса. В связи с этим представляется вполне оправданным
рассматривать определение суда в качестве одного из оснований проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Абзац 1 п.4 ст. 7 ФЗ РФ
Об оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для проведения ОРМ
предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД. Данное основание,
однако, не может рассматриваться в качестве самостоятельного, поскольку
законодатель указал на необходимость при этом наличия других оснований,
указанных в данной статье.
Взаимные обязанности по
выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в
межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями
этих органов.
Запросы других
оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть
оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего
уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения
оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия
необходимо провести.
Если ОРМ требует
вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного
решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом
(ст. 8 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности).
Абзац 1 п. 5 ст. 7 ФЗ РФ
Об оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для проведения ОРМ предусматривает
постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
В отношении защищаемых
лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную
охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в
безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод
на другую работу, смену места жительства, замену документов. Для реализации
этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные
мероприятия, предусмотренные Законом Об ОРД.
На органы внутренних дел
возлагается осуществление мер безопасности судей, присяжных заседателей,
прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов и органов
внутренних дел.
Поводом для применения
мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение
председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение
оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица. Фактическим
основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности
угрозы безопасности защищаемого лица.
Проведение ОРМ,
ограничивающих конституционные права защищаемых лиц на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на
неприкосновенность жилища, допускается без судебного решения при наличии их
письменного согласия.
Порядок обеспечения
органами внутренних дел государственной защиты судей и должностных лиц
правоохранительных органов регламентирован Временной инструкцией, утвержденной
Приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. № 483. В соответствии с этим
нормативным актом до создания специальных подразделений в обеспечении
безопасности защищаемых лиц принимают участие все службы и подразделения
органов внутренних дел, а также подразделения внутренних войск в пределах своей
компетенции. Координация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск
по обеспечению мер безопасности лиц, подлежащих государственной защите,
возлагается на подразделения по организованной преступности ОВД и главный штаб
внутренних войск. Личную (физическую) охрану защищаемых лиц осуществляют отряды
милиции специального назначения (ОМСН), отряды специального назначения
внутренних войск. Охрану жилища и имущества осуществляют подразделения
вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы с привлечением при
необходимости сотрудников других служб. Замену документов и обеспечение
конфиденциальности сведений осуществляет паспортно-визовая служба,
Государственная инспекция безопасности движения (ГИБДД) и другие подразделения,
выполняющие регистрационные функции.
Рассматриваемое основание
проведения ОРМ касается и другой категории защищаемых лиц, определенной
Федеральным законом О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства. В этом законодательном акте к органам,
принимающим решение об осуществлении государственной защиты, отнесены суд
(судья), начальник органа дознания или следователь, в производстве которых
находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.
Постановление о применении мер безопасности в день его вынесения направляется в
орган, осуществляющий меры безопасности, и будет выступать юридическим
основанием (поводом) для осуществления в случае необходимости
оперативно-розыскных мероприятий.
Данная норма может также
рассматриваться в качестве основания для проведения ОРМ, осуществляемых в
соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ О государственной
охране.
Под государственной
охраной в этом Законе понимается функция федеральных органов государственной
власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны,
осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных,
режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Федеральные органы
государственной охраны в целях решения возложенных на них задач осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в полном объеме в соответствии со ст. 13
Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Самостоятельным
основанием для проведения ОРМ в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 7 ФЗ РФ «Об
оперативно-розыскной деятельности» являются запросы международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств. Выполнение таких запросов является обязанностью органов,
осуществляющих ОРД. В соответствие с п. 3 ст. 14 Закона «Об ОРД запросы
международных правоохранительных организаций» должны выполняться "на
основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской
Федерации". Отсюда следует, что юридическим основанием для проведения ОРМ
могут выступать запросы только тех международных правоохранительных
организаций, членом которых Россия является либо признает юрисдикцию, которых в
установленном международным правом порядке.
К числу наиболее
известных организаций такого рода относится Международная организация уголовной
полиции (Интерпол), которая имеет в России свое отделение - Национальное
центральное бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России. Запросы могут поступать
непосредственно из Генерального секретариата Интерпола, из национальных бюро
Интерпола либо от представителей правоохранительных органов, аккредитованных
при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных
государств в Российской Федерации.
По запросам международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств, поступающих через НЦБ Интерпола, могут, как правило, проводиться
только те ОРМ, которые не требуют судебного решения.
В случае необходимости
проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а
также на неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном ст. 9
Закона Об оперативно-розыскной деятельности, получить решение судьи по месту
проведения мероприятия.
Запросы о проведении
оперативно-розыскных мероприятий должны содержать: наименование органа, от
которого исходит запрос, и наименование органа, к которому он обращен;
наименование дела или материала, по которому направляется запрос; фамилии
подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их адреса и анкетные данные;
описание правонарушения; подпись руководителя и печать органа внутренних дел.
К запросу должны
прилагаться надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения
санкционированных действий.
При исполнении запросов
используется русский язык. К документам, прилагаемым к запросам, составленным
на государственном языке запрашивающей стороны, приобщается надлежаще
заверенный перевод на русский язык. При выполнении запроса документы,
составленные на государственном языке исполняющей стороны, переводятся ею на
русский язык, а переводы удостоверяются печатью компетентного учреждения и
подписью должностного лица.
В соответствии с
договоренностями должны выполняться запросы, направленные в безотлагательных
случаях и в устной форме, но с условием немедленного письменного подтверждения,
в том числе с использованием технических средств передачи текста.
В ст. 7 ФЗ РФ Об
оперативно-розыскной деятельности определяет основания для проведения ОРМ,
которые направлены на решение задач, прямо не указанных в ней, но выполняющих
вспомогательную, обеспечивающую функцию. Из смысла данной нормы вытекает, что к
таким обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к
государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в
оперативно-розыскной деятельности, лиц, желающих получить лицензию на частную
детективную и охранную деятельность, а также обеспечение безопасности органов,
осуществляющих ОРД.
Под сбором данных,
необходимых для решений, следует понимать установление с помощью
оперативно-розыскных мероприятий обстоятельств, препятствующих их принятию.
Закон не оговаривает объема и вида этих данных, ограничивая правоприменителя
лишь в способах сбора информации.
При сборе таких данных
вводится запрет на осуществление четырех оперативно-розыскных мероприятий,
которые в наибольшей степени ограничивают конституционные права граждан. В
соответствии с Законом РФ Об оперативно-розыскной деятельности в некоторых
случаях не могут применяться обследование помещений, контроль почтовых
отправлений, прослушивание телефонных переговоров, а также снятие информации с
технических каналов связи.
Указанное ограничение не
распространяется на решение задач по обеспечению безопасности органов,
осуществляющих ОРД, для чего может осуществляться весь комплекс ОРМ.
Сбор данных, необходимых
для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну,
а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих
повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды,
осуществляется подразделениями ФСБ.
В соответствии со ст. 21
Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»
от лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо
получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных
мероприятий. В период оформления такого допуска на основании ст. 24 Закона РФ О
государственной тайне, допускается временное ограничение права на
неприкосновенность частной жизни проверяемого лица.
При оформлении допуска к
государственной тайне могут собираться сведения о наличии психических
заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников,
правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий,
создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые в соответствии со
ст. 22 Закона РФ О государственной тайне, являются основаниями для отказа в
выдаче допуска.
Исходя из принципа
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе проверки
лица должна собираться только такая информация, которая необходима с точки
зрения обеспечения государственной тайны, а не информация о личной жизни
вообще.
Данные, на основании
которых будет принято решение о допуске к участию в оперативно-розыскной
деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а
также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными
подразделениями правоохранительных органов.
Сбор данных, достаточных
для принятия таких решений, организуется независимо от того, в какой форме это
сотрудничество предполагается - гласной или негласной. Объем и виды собираемой
информации определяются ведомственными нормативными актами.
В качестве
самостоятельного основания для проведения ОРМ абз.2 п. 5 ст. 7 ФЗ РФ Об
оперативно-розыскной деятельности определил необходимость обеспечения
безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция
правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной
безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их
деятельность.
Под обеспечением
безопасности (собственной безопасности) следует понимать целенаправленный
комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей
криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений,
составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных
преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками
правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников
оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на
конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь,
здоровье и имущество.
Организация системы
обеспечения собственной безопасности закреплена в качестве одной из функций МВД
в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №927. Эти меры
осуществляются специально созданными подразделениями собственной безопасности,
чья деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|