Конституционное право на
тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
получило определенную детализацию в законодательстве о связи, которое ввело еще
одно правовое понятие - "тайна связи". Согласно ст. 15 Федерального
закона О почтовой связи это понятие включает в себя тайну переписки, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой
связи. К тайне связи здесь отнесены не только содержание писем, почтовых
отправлений, денежных переводов, телеграфных и иных сообщений, но также и
информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых
отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных
сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Получение
такой информации по смыслу данной статьи следует рассматривать как ограничение
тайны связи, которое допускается только на основании судебного решения.
Несколько по-иному раскрывается
содержание понятия тайны связи в Федеральном законе О связи. В ч.3 ст. 63 ФЗ О
связи установлены виды ограничений тайны связи, допускаемых только на основании
решения суда, к которым отнесены "осмотр почтовых отправлений... осмотр
вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией,
передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи". Под
ознакомлением с информацией и документальной корреспонденцией в данном случае
вполне определенно следует понимать изучение содержания писем, телеграмм,
телефонных переговоров, компьютерных файлов и иных, в том числе электронных,
отправлений. Нетрудно увидеть, что из содержания понятия тайны связи,
ограничение которой возможно только при наличии судебного решения, здесь
оказались исключены сведения о пользователях связи и оказанных им услугах.
Таким образом, указанная правовая норма заметно сузила границы права на тайну
связи, ограничение которого требует судебного решения, установленные
Федеральным законом О почтовой связи.
В решении проблемы
определения границ рассматриваемого конституционного права необходимо
руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который
в своем Определении от 2 октября 2003 г. N 345-О, разъяснил, что информацией,
составляющей тайну телефонных переговоров, "считаются любые сведения,
передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры,
включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов
конкретных пользователей связи". Для доступа к этим сведениям, как
следовало из этого разъяснения, необходимо получение судебного разрешения.
При определении пределов
конституционного права на тайну телефонных переговоров достаточно проблемным
представляется вопрос о субъектах такого права в ситуациях, связанных с
хищением сотовых телефонов. Как известно, такие преступления приобретают все
больший удельный вес в структуре современной российской преступности. В этих
случаях следует, прежде всего, дать ответ на вопрос о том, ограничиваются или
нет чьи-либо права при контроле переговоров по похищенному телефону? Если
телефон выбыл из правомерного владения, то его владелец уже не сможет
воспользоваться своим правом на тайну телефонных переговоров по этому аппарату,
а поэтому его в этом уже нельзя ограничить. Отсюда возникает следующий вопрос:
приобретает ли такое право человек, неправомерно завладевший мобильным
телефоном? Ответ на него может быть только отрицательным. В соответствии с
общеправовым принципом "jus ex injuria non uritur" право не может
возникнуть из правонарушения, а поэтому у похитителя мобильного телефона права
на тайну переговоров по этому аппарату быть не может. Таким образом, переговоры
по похищенному телефонному аппарату находятся за границами права на тайну
телефонных переговоров и не могут входить в объект конституционной защиты. В
связи с этим контроль похищенного мобильного телефона, включая запись и
прослушивание ведущихся по нему переговоров, не может ограничивать ничьих
конституционных прав, а поэтому судебного решения для этого не требуется. Такой
вывод представляется достаточно очевидным, однако он пока не имеет своего
законодательного признания.
При проведении
оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционное право граждан
на неприкосновенность жилища, немаловажное значение имеет правильное толкование
понятия жилища.
Понятие жилища
сформулировано в действующем уголовном и уголовно-процессуальном
законодательстве. В примечании к ст. 139 УК РФ под жилищем понимается
индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями,
жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и
пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или
строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного
проживания. Отсюда вытекает, что к жилищу относятся не только индивидуальные
дома, квартиры, но и номера в гостиницах, санаториях, дачи, садовые домики,
палатки для временных переселенцев, а также составные части жилья: балконы,
лоджии, застекленные веранды, кладовые и так далее.
В то же время УПК РФ в п.
10 ст. 5 дает несколько отличное от уголовно-правового определение жилища,
относя к нему кроме перечисленных выше также помещения и строения, фактически
используемые для проживания.
Проникновение в жилище
граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий с нарушением условий,
предусмотренных Законом Об ОРД, может повлечь уголовную ответственность по ст.
139 УК РФ.
Применение ОРМ,
ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой
связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не по всем
категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного
следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное
следствие, определен ст. 150 УПК РФ.
ГЛАВА
3. ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
3.1
Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные интересы граждан
Российской Федерации
Обследование помещений,
зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - ОРМ,
заключающееся в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств
изучении объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и
прочее, а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной
деятельности.
Мероприятие может
проводиться:
а) гласно, в рамках
официальной ревизии оперативными сотрудниками совместно с уполномоченными
инспекторами;
б) негласно или с
применением мер конспирации (легендирования):
- оперативными
сотрудниками,
- сотрудниками
оперативно-технических подразделений;
в) по поручению
оперативного сотрудника лицом, оказывающим конфиденциальное содействие органам;
г) по поручению
оперативного сотрудника представителями организаций, которым в силу их
служебных обязанностей предоставлено право входить на интересующую территорию
(сотрудники пожарного надзора и санэпидемнадзора, сантехники, электрики и
другие).
Учитывая, что проведение
ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на
неприкосновенность жилища, обследование жилых помещений допускается только на
основании судебного решения. Нарушение этого правила влечет уголовную
ответственность по ст. 139 УК РФ за незаконное проникновение в жилище,
совершенное против воли проживающего в нем лица, квалифицированный состав
которого предусматривает незаконное проникновение в жилище, совершенные лицом с
использованием своего служебного положения.
В остальных случаях
обследование производится на основании соответствующего постановления,
утвержденного руководителем подразделения.
Так, в соответствии с
Законом РФ «О милиции» (п. 25 ч. 1 ст. 11) при наличии данных о нарушении
законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую
и торговую деятельность, по мотивированному постановлению начальника органа
внутренних дел (органа милиции) или его заместителя сотрудникам милиции для
выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:
- производить в
присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица,
осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления,
а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в
настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей
органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр
производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест
хранения и использования имущества;
- изучать документы,
отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую
деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения
соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных
документов;
- изымать с обязательным
составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров,
необходимые для проведения исследований или экспертиз;
- требовать при проверке
имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного
проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой,
хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также
самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать
при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным
составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
В случае если изымаются
подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным
лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию,
и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае если
невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных
документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее
проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого
были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем
делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.
При проведении
обследования, как правило, производится фото- и видеосъемка, могут
устанавливаться химические ловушки и создаваться другие условия для
следообразования.
Результаты обследования
отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к
которым (при наличии) прилагаются фотографии и видеозаписи, протокол
обследования, опись изъятых предметов и документов, объяснения и заявления лиц,
участвовавших в мероприятии.
Контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений - ОРМ, заключающееся в осмотре и
вскрытии почтовых отправлений, осмотре вложений, ознакомлении с информацией и
документальной корреспонденцией, без ведома отправителя и адресата с
последующим восстановлением упаковки в прежнем виде, а также отслеживании
перемещения корреспонденции в целях обнаружения сведений о незаконной
деятельности лица, выявления его преступных связей и решения иных задач ОРД.
Указанное мероприятие
затрагивает конституционное право гражданина на тайну переписки, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, поэтому оно проводится на основании судебного
решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего
руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного
решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов (ст. 23 Конституции
РФ, ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД).
Контролю подлежит
(терминология в соответствии с ФЗ от 17 апреля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой
связи» и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. №221 и от 26 сентября 2000 г. №725):
- почтовые отправления
(бандероли, мелкие пакеты, мешки «М», письма, посылки, почтовые карточки,
прямые почтовые контейнеры, секограммы);
- телеграфные сообщения
(сообщения, передаваемые по сетям электрической связи);
- иные сообщения (например,
сообщения электронной почты, SMS сообщения, факсимильные сообщения и прочее).
В случаях обнаружения в
почтовых отправлениях оружия, боеприпасов, наркотических, психотропных,
сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых веществ, взрывных устройств
и других предметов, запрещенных к пересылке, указанные предметы и вещества
изымаются и по факту их обнаружения возбуждается уголовное дело.
Контроль может носить
разовый или неоднократный (длящийся) характер; контролю может подлежать
корреспонденция, адресованная определенному лицу и(или) направляемая в
определенный адрес. С корреспонденции могут сниматься копии, отбираться образцы
для сравнительного исследования, изыматься следы пальцев рук.
Цензура получаемой и
отправляемой осужденными корреспонденции, равно как и досмотр посылок, передач
и бандеролей не является ОРМ (ст. 90, 91 УИК РФ).
Мероприятие проводится
оперативными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, с использованием
оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности,
органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники
учреждений связи.
Результаты контроля
отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к
которым (при наличии) прилагаются фотографии и копии интересующих предметов и
документов.
Прослушивание телефонных
переговоров - ОРМ, заключающееся в негласном слуховом контроле и фиксации
телефонных переговоров лиц с использованием специальных технических средств, в
целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявления его
преступных связей и решения иных задач ОРД.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|