на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Особенности уголовно-правовой ответственности за провокацию взятки либо коммерческий подкуп

Дипломная работа: Особенности уголовно-правовой ответственности за провокацию взятки либо коммерческий подкуп

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности уголовно-правовой ответственности за провокацию взятки либо коммерческий подкуп

1.1  История регламентации ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа в российском уголовном законодательстве

1.2  Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа

1.3  Субъективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа

Глава 2. Основные проблемы борьбы с провокацией взятки либо коммерческого подкупа

2.1 Виды и содержание провокационных действий в процессуальной деятельности

2.2 Основные проблемы борьбы с провокацией взятки либо коммерческого подкупа

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

На сегодняшний день уровень преступности в сфере провокации взятки либо коммерческого подкупа резко возрос. Подобное положение дел вызвано, прежде всего, тем, что наша страна, к сожалению, входит в число лидеров в отношении роста коррупции, и использование методов провокации зачастую продиктованы как меркантильными, так и карательными соображениями.

Говоря о проблеме взяткодательства и коммерческого подкупа, необходимо разграничивать эти понятия. Определения «взятка» чаще относят к совершению подкупа государственного служащего, тогда как для обозначения подкупа сотрудника коммерческой структуры принято использовать термин «коммерческий подкуп». Общее понятие получения взятки дано в ч. 1 ст. 290 УК РФ как «получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе»[1].

Что касается коммерческого подкупа, то согласно статье 204 УК РФ он представляет собой передачу любого вида имущества лицу, исполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Актуальность нашего исследования вызвана небывалым ростом преступлений, связанных с провокацией взятки либо коммерческого подкупа. Современное российской общество настолько привыкло к взяткам в той или форме, что уже априори считает себя обязанным выделять определенную сумму денежных или иных имущественных средств на оплату вознаграждения, независимо от того, о какой сфере деятельности идет речь: о получении образования, медицинских услуг или об обращении к органам государственной власти.

Необходимо осознать, что подкуп во всех его проявлениях представляет собой серьезную угрозу российскому обществу, поскольку дискредитирует власть и подрывает сложившуюся систему общественного порядка. Нарушители уверены в своей безнаказанности, понимая, что любой щекотливый вопрос можно решить с помощью подкупа или взятки, общество теряет уверенность в справедливости существующего строя и всё меньше доверяет органам власти, подвергая сомнению их неподкупность. Ситуацию усугубляет тот факт, что российское законодательство не является совершенным в отношении данного вопроса, зачастую нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда при однозначной виновности отдельных лиц в даче подкупа или взятки им удается избежать правовой ответственности. В этих условиях правоохранительным органам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы выявить и доказать конкретные факты передачи денежных или иных средств неправомерного вознаграждения.

В ходе подготовки данной дипломной работы мы прибегли к изучению широкого спектра литературы, посвященной интересующей нас тематике, среди которой можно выделить работы Рейсмана В.М., Ляпунова Ю.И., Абросимова С. и др. Однако работы данных авторов в основном рассматривают проблемы взяточничества до принятия Уголовного кодекса Российской Федерации в 1996 году, поэтому вопросы, связанные с ответственностью за коммерческий подкуп, ответственность за который появилась только в действующем законодательстве, ими не могли быть исследованы в достаточной степени.

Среди современных исследователей, работавших над данным вопросом, следует выделить Аслаханова А.А., посвятившего ряд работ проблемам квалификации взяточничества и борьбы с ним, Лопашенко Н.А., Гребенюк Н.А. и др. Также представляют интерес исследования Ивановой Е.Н. и Егоровой Н.А., также работавшими в указанном направлении.

В качестве источников в работе широко использованы законы и другие нормативно-правовые акты современной России: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, специальное уголовное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, актуальная судебная практика, а также постановления Конституционного суда РФ.

Объектом исследования являются организационно-правовые отношения, складывающиеся в сфере применения уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за провокацию взятки либо коммерческий подкуп.

Предметом исследования является регламентация ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкуп, а также проблемы, связанные с противодействием взяточничеству и коммерческому подкупу.

Целью дипломного исследования является изучение исторического опыта регламентации уголовной ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа, разрешение вопросов, связанных с проблемами в уголовно-правовом регулировании ответственности, а также определение условий привлечения к уголовной ответственности виновных в коммерческом подкупе или даче взятки, выявление проблем в проведении борьбы с вышеуказанным преступлением, разработка предложений и рекомендаций по усовершенствованию уголовного законодательства об ответственности за названное преступление.

Для достижения вышеназванной цели поставлены следующие задачи: изучить историческое развитие уголовной ответственности за совершение вышеуказанного преступления; провести анализ действующего законодательства об ответственности за коммерческий подкуп и взаткодательство; определить эффективность уголовно-правовых мер борьбы с данным видом преступления и выявить проблемы, препятствующие её осуществлению; сформулировать предложения по модернизации уголовного законодательства, регулирующего ответственность за коммерческий подкуп и взяткодательство.

Анализ литературы и нормативных актов, проведенный при подготовке данной дипломной работы, показал, что уровень изученности данной проблемы следует признать недостаточным. Проблема провокации взятки либо коммерческого подкупа не получила достаточного освещения в юридической литературе. Федеральная и региональная статистика не содержит указания на наличие обвинительных приговоров по данной категории уголовных дел. Причинами этого являются: невысокое качество дознания в делах о провокации взятки либо коммерческого подкупа, нарушение уголовного и уголовно-процессуального законодательства при возбуждении и расследовании уголовных дел в интересующей нас области.

Методологическую основу дипломной работы составили диалектический, исторический, логический, сравнительный, системный, статистический и социологический методы исследования законодательства, литературных источников, эмпирического материала.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты представляют особый интерес при решении ряда проблем усовершенствования российского уголовного законодательства об ответственности за дачу взятки или совершения подкупа. Научные выводы и предложения, могут служить основанием для дальнейших научных исследований и могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства в сфере борьбы со взяткодательством, в практической работе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с этим видом преступлений.

Структура дипломной работы определена с учетом специфики темы, а также степени разработанности затрагиваемых в ней проблем. Работа состоит из введения, двух глав, в которых рассматривается исторический аспект регламентации ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа, рассматриваются объективные и субъективные признаки данных явлений, изучаются проблемы борьбы с преступлениями данной категории. Также структура работы включает заключение, где подводятся итоги и формулируются выводы, списка использованных источников и литературы и приложения.

Помимо этого в работе представлены предложения по оптимизации деятельности российских правоохранительных органов с целью проведения эффективной борьбы по предупреждению преступлений, связанных с провокацией взятки или коммерческого подкупа.


Глава 1. Особенности уголовно-правовой ответственности за провокацию взятки либо коммерческий подкуп

1.1 История регламентации ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа в российском уголовном законодательстве

Прежде чем мы приступим к рассмотрению уголовно-правовой ответственности за провокацию взятки или подкуп, следует ознакомиться с данным явлением в контексте его исторического развития. Это объясняется тем, что уголовно-правовая система за время своего существования претерпела значительные изменения. Изменилась и структура социальных отношений, возникают новые типы социального взаимодействия и соответственно появляются новые способы их регулирования. Государство подобающим образом реагирует на такого рода изменения в обществе, модернизируя имеющиеся нормы права или применяя новые. Надо отметить, что уголовная ответственность за провокацию взятки является относительно молодым явлением, в то время как само явление взяточничества уходит своими корнями далеко в прошлое.

Ответственность за взяточничество имела место еще в Древней Руси. Впервые о взяткодательстве как о наказуемом деянии стали говорить ещё в XIV в., а именно, в 1397 в Псковской судной грамоте упоминалось, что при отправлении суда «...тайных посулов не имати ни князю, ни посадскому»[2]. В данном случае речь идет о должностном преступлении, кстати говоря, именно в данном документе было впервые введено понятие «преступление», которое рассматривалось как причинение ущерба человеку либо государству. Посул согласно Псковской судной грамоте представлял собой преступление, совершаемое против порядка управления.

На основании этого мы можем сделать вывод, что дача взятки в то время являлась преступлением, только если речь шла о сфере публичной власти, разумеется о понятии «коммерческий подкуп» тогда не могло быть и речи. Собственно, такое положение дел сохранялось вплоть до конца XX века.

Говоря о взяточничестве, следует отметить определенную особенность понимания этого явления, которое сохранялось многие столетия, а именно: взяточничество рассматривалось в двух аспектах:

- лихоимство – получение вознаграждения за действие (бездействие) чиновника с нарушением обязанностей по службе;

- мздоимство – получение вознаграждение за действие (бездействие) чиновника без нарушения служебных обязанностей[3].

С развитием российского права данные понятия исчезли из юридического языка, и теперь мы говорим только о даче и получении взятки, вне зависимости от того, имело ли место нарушение должностях обязанностей или нет. Однако при изучении каждого подобного преступления берется в расчет наличие или отсутствия вымогательства.

Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану ІІІ. А уже при Иване Грозном было введено наказание за взяточничество государственных служащих, что было закреплено в судебнике Ивана Грозного в 1550 г. При этом учитывалось, в каких пределах осуществлялось взяточничество, и если по рассмотрению дела было установлено, что нарушитель не имел меры в получении вознаграждения, то его казнили. Первая казнь в России за взятку была приведена в исполнение в отношении дьяка, принявшего помимо положенного ему еще и начиненного монетами жареного гуся. Дьяка вывели на торговую площадь и четвертовали.[4]

Дальнейшая история показывает, что взяточничество неизменно оставлялось острой проблемой Российского государства, и все руководители государства принимали меры по борьбе со взяточничеством. Эта борьба велась более или менее успешно, однако пик расцвета взяточничества пришелся на правление императора Николая ІІ.

К началу XIX века основным законом, отражающим состояние уголовно-правовой системы, являлось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Данный документ охватывал и вопросы, связанные со взяточничеством.

Ст. 401 говорила об ответственности чиновника или иного лица, состоящего на службе государственной или общественной, который «по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином».

Ст. 402 предусматривала ответственность за принятие в дар денег, вещей или чего иного «для учинения или допущения чего-либо противного обязанностям службы».[5]

Здесь мы как раз и видим подтверждение тому, как разграничивалось понятие взяточничества, в зависимости от того, при каких условиях происходит данное деяние. В первом случае мы сталкиваемся с мздоимством, во втором – с лихоимством.

Следующим документом, регламентирующим ответственность в отношении взяточничества, стало Уголовное уложение 1903 г. И уже согласно данному документу, взяточничество включало в себя мздоимство, лихоимство и вымогательство.[6]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.