Общей установкой в плане противодействия террористическим проявлениям
являлась организация работы по недопущению хищения и розыск похищенного оружия и
боеприпасов, их незаконного оборота на территории СССР, которая ставилась перед
всеми подразделениями органов КГБ.
Одной из первых акций террора после создания КГБ стал расстрел
присутствовавших на трибуне на демонстрации в Архангельске 1 мая 1955 г.
Следующей акцией стал обстрел В. Ильиным кортежа автомашин с
космонавтами в декабре 1968 г. у Боровицких ворот Кремля[6].
Необходимо отметить, что именно в этот период времени приходится
появление и активизация террористической деятельности за рубежом различных террористических
организаций (ЭТА в Испании, "Красных бригад" в Италии, "Фракции Красной
армии" в ФРГ, КАЯ в Японии и т.д.), призывы и воззвания которых, по оценкам
советского руководства, могли негативно сказаться на политических взглядах в нашей
стране.
Для обеспечения предупреждения террористических акций 25 июля
1967 г. был создан пятый отдел, на который возлагались следующие задачи[7]:
оказание практической помощи местным органам КГБ по предотвращению
массовых антиобщественных проявлений;
розыск авторов анонимных антисоветских документов - листовок,
"воззваний", "обращений", инструкций и т.п., - содержащих угрозы
или призывы к совершению государственных преступлений, насильственных противоправных
действий;
проверка и организация работы по сигналам о вынашивании террористических
намерений.
Позднее, в августе 1969 г. на базе "антитеррористического" отделения пятого отдела был образован независимый седьмой отдел, функции
которого были определены как "выявление и проверка лиц, вынашивающих намерение
применить взрывчатые вещества и взрывные устройства в антисоветских целях"[8].
В его составе имелось отделение по розыску авторов анонимных
документов, содержавших угрозы осуществления террористических акций, отделение проведения
непосредственного противодействия реализации преступных замыслов, а также контроля
за организацией этой работы в территориальных управлениях и отделах органов КГБ.
В седьмом отделе сосредотачивалась вся база данных, поступавших
в КГБ по различным каналам относительно террористических намерений и действий. Однако
следует отметить, что масштаб его работы значительно уступает тому объему террористической
угрозы, который пришелся на Россию, начиная с 1992 г.
Наибольшее количество сигналов о террористических намерениях
появилось в преддверии проведения летом 1980 г. в Москве XXII летних олимпийских игр.
Например, накануне Олимпиады УКГБ по г. Москве и Московской области
в Подмосковье усилено велся розыск "взрывника", подбрасывавшего взрывные
устройства в Клину, Химках и других районах области.
Жертвой этого террориста, более полугода терроризировавшего Подмосковье
в канун предстоящей Олимпиады, стал один человек, а еще несколько были ранены[9].
В 80-е годы, в связи с изменением социально-политической и оперативной
обстановки в стране и мире количество сигналов и дел с террористической окраской
стало возрастать. Именно в этот период стали создаваться объективные предпосылки
для проявления массового терроризма во многих точках Советского Союза. В январе
1988 года события в Нагорном Карабахе, провозгласившим выход из состава Азербайджана
- Азербайджанской ССР, стали катализатором вспышки кровавого национализма в Баку
и Сумгаите, где погибли сотни граждан армянской национальности, тысячи людей вынуждены
были покинуть республику. Затем последовали кровавые события на националистической
почве в Фергане и Коканде, в Ошской области (Киргизская ССР), военные конфликты
правительства Грузии с Юго-Осетинской республикой и республикой Абхазия, Молдавско-Приднепровский
конфликт, образование криминального режима в Чечне и развертывание массового террора
против местного "некоренного" населения и, как ответная реакция со стороны
Федеральных властей - применение вооруженных сил против боевиков и мирного населения
республики, в результате чего погибло более 100 тысяч человек[10].
Поворотным моментом в развитии противодействия терроризму можно
назвать 1992 г., когда следствие распада Советского Союза в Российской Федерации
начались важные и крупные подвижки почти тектонического характера и масштаба. В
июне 1992 г. Министерство безопасности Российской Федерации организовало первую
межведомственную конференцию по проблемам противодействия терроризму с участием
представителей ГРУ и министерства обороны, Генеральной прокуратуры, Главного управления
охраны РСФСР и МВД.
Напряженная ситуация в стране, которая обострялась в связи с
нестабильностью в ряде пограничных регионов и последствиями войны в Афганистане,
стала поводом к всплеску террористических актов.
Летом 1995 г. указом президента РФ на базе УБТ был образован
Антитеррористический центр ФСБ России.
Одновременно в 1998-1999 г. в ФСБ существовало Управление конституционной безопасности (УКБ), при очередном реформировании Антитеррористического
центра в 1999 г. вошедшее в состав Департамента ФСБ по борьбе с терроризмом (с августа
2000 г. - Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом
- ДЗКСБТ, 2-й Департамент ФСБ).
Уголовная ответственность за совершение террористических актов
получила окончательное оформление с принятием Уголовного кодекса в 1996 г. Согласно ст. 205 УК РФ под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных
действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения
ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в политических целях, а также угроза
совершения указанных действий в тех же целях[11].
В 1998 году был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом".
Закон впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы
с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе
с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности,
на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как
террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм
и ряд других[12].
Первые радикальные изменения в антитеррористическое законодательство
последовали после теракта на Дубровке. В результате был принят Федеральный закон
"О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах
массовой информации" о недопущении использования средств массовой информации
"для распространения сведений о технологии изготовления оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ и взрывных устройств"[13].
Очередная волна реформ антитеррористического законодательства
началась после теракта в Беслане.30 ноября 2004 года в Государственную Думу на первое
чтение был внесен законопроект "О противодействии терроризму". Согласно
ст.3 данного закона под терроризмом понимается "идеология насилия и практика
воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного
самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения
и (или) иными формами противоправных насильственных действий"[14].
16 февраля 2006 года Президент подписал Указ "О мерах по
противодействию терроризму", согласно которому был создан Национальный антитеррористический
комитет, который возглавляет директор ФСБ. Таким образом, был определен ответственный
за борьбу с терроризмом - ФСБ.
В настоящий момент основой правовой базы по проблемам противодействия
любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации,
запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную
или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных
объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности
государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни (ст. ст.13, 29) [15].
Федеральный закон "О противодействии терроризму" определяет
правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок
координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов
и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую
деятельность.
В Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности"
закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам
экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной
и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление
комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.
[16]
Также согласно Указу Президента Российской Федерации "О
стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" особо
подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению
политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных,
межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма[17].
Помимо этого в некоторых республиках Российской Федерации приняты
законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому
и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций
за политический и религиозный экстремизм.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что сложившаяся
в ходе исторического развития система российского законодательства в отношении противодействия
терроризму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих
эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и его профилактику. Тем не менее, имеющийся
потенциал мер правового противодействия терроризму не всегда используется в полной
мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также
в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса,
что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного
опыта законодательного регулирования противодействия терроризму.
1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых
категорий
Рассматривая проблему терроризма как уголовного преступления
нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма и смежных с ним преступлений.
Наиболее важным представляется разграничение терроризма с убийством
лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности
или выполнением общественного долга или совершенным общеопасным способом (п.
"б", "е", ч.2 ст.105 УК РФ) [18].
Для разграничения составов преступлений в случаях, когда лишаются
жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, необходимо проанализировать
субъективные признаки преступления, а именно - в цели совершаемых действий, создающих
опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.
Когда мы говорим о терроризме, речь идет о действиях, суть которых
- нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия
на властные структуры. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используются
как средство достижения поставленной задачи, но не являются самоцелью.
При убийстве, подпадающем под п. "б" ч.2 ст.105 УК
РФ, цель - навредить конкретному лицу, в то время как в случае терроризма жертвой
может оказаться любое случайное лицо, в том числе и выполняющее свой служебный или
общественный долг.
Что касается вида вины по отношению к смерти жертвы, то согласно
п. "е" ч.2 ст.105 УК РФ речь идет об умысле, косвенном или прямом, а по
ч.3 ст. 205, в случае смерти речь идет о неосторожной вине[19].
Также сложным представляется разграничение диверсии и терроризма,
поскольку внешнее проявление данных преступлений практически совпадает. Согласно
ст.281 УК РФ под диверсией понимается совершение взрыва, поджога или иных действий,
направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств
сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической
безопасности и обороноспособности Российской Федерации[20].
Однако, если в ст.281 УК РФ, говорящей об ответственности за
диверсию, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то перечень действий,
относящихся к терроризму, гораздо шире, чем представленный в ст. 205 УК РФ. Иные
действия могут состоять в устройстве аварий, катастроф и крушений на транспорте,
разрушении зданий, культурных или религиозных сооружений, в радиоактивном, химическом,
бактериологическом или ином заражении местности и т.д. Кроме того, в диспозиции
ст. 205 УК РФ предусмотрено не только действие, но и угроза совершения таких действий[21].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|