на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Особенности расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в условиях Дальневосточного региона

Результаты проведенных ОРМ фиксируются и передаются в органы предварительного следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых материалах, должны позволять сделать основной вывод о наличии события и о его противоправности. Результаты ОРД должны содержать сведения об изобличаемых лицах, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, а также иные сведения, позволяющие сделать вывод об объёме и последовательности проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом и к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства источники доказательств, сформированных на их основе.

Начальником оперативно-розыскного подразделения, проводившего разработку, материалы передаются начальнику следственного подразделения. Однако, как показывает практика, зачастую оперативным работником, проводившим разработку, материалы передаются непосредственно следователю, специализирующемуся на расследовании преступлений в сфере НОН. В перечень документов, предоставляемых оперативно-розыскными подразделениями органам предварительного следствия, как правило, входят:

1)  Уведомление начальника следственного подразделения о проведении ОРМ, подписанное начальником соответствующего оперативно - розыскного подразделения.

2)  Постановление о предоставлении результатов ОРД.

3)  Постановление о рассекречивании результатов ОРД, подписанное начальником соответствующего оперативно-розыскного подразделения.

4)  Постановление о проведении ОРМ, подписанное начальником оперативно-розыскного подразделения.

5)  Протокол досмотра вещей, принадлежащих участнику проверочной закупки, при необходимости - его автомобиля.

6)  Протоколы вручения денежных средств, предметов, ценностей.

7)  Протоколы вручения технических средств видео- и звукозаписи.

8)  Протоколы выдачи приобретенных средств и веществ.

9)  Протоколы выдачи технических средств.

10)  Справки специалистов о качестве изъятых объектов - их принадлежности к наркотикам (на практике они, как правило, называются «справками эксперта»).

11)  Объяснения понятых, «закупщика», очевидцев преступной деятельности и изобличаемых лиц.

12)  Рапорта сотрудников полиции (милиции) о ходе и результатах проведённых ОРМ.

13)  Рапорт сотрудника полиции (милиции) об обнаружении признаков преступления.

Постановление о предоставлении результатов ОРД, согласно Приказу ФНСП, ФСБ, МВД ФСО, ВПС, ГТК, СВР России № 175/226/336/201/286/410/56 от 13 мая 1998 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд», выносится в одном экземпляре и хранится в деле оперативного учета.

При проведении ОРМ «проверочная закупка», результаты которого впоследствии служат одним из основных источников доказательств по уголовному делу, необходимо приглашать незаинтересованных лиц, которые будут наблюдать за ходом и результатами действий участников оперативно-розыскных мероприятий. При этом данным лицам разъясняются права и обязанности, предусмотренные ч. 3, 4 ст. 60 УПК РФ, то есть фактически права и обязанности понятых. Впоследствии указанные незаинтересованные лица допрашиваются в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известными в ходе проведения ОРМ.

Перед началом проведения проверочной закупки необходимо произвести досмотр «закупщика», с тем чтобы убедиться в отсутствии при нем, в его вещах или в его автомашине наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ. Досмотр производится в присутствии двух незаинтересованных лиц того же пола, результаты его фиксируются в протоколе, который составляется в соответствии со ст. 166 УПК РФ. В случаях, когда такой досмотр не проводится, сторона защиты зачастую высказывает сомнения в том, что добровольно выданный впоследствии наркотик «закупщик» приобрел именно у изобличаемого лица, а не принес с собой.

Подлежащие вручению денежные купюры или предметы предварительно обрабатываются специальными химическими веществами: люминесцентным карандашом или фломастером на них делается надпись «закупка»; делаются пометки люминесцентными порошками, оставляющими следы. Образцы специальных химических веществ в виде пометок на листах бумаги отбираются, упаковываются в бумажный конверт, опечатываются и на конверте делаются пояснительные надписи. С денежных купюр посредством технических средств делаются копии, которые заверяются оттисками печати правоохранительного органа, а также подписями двух незаинтересованных лиц, сотрудников полиции (милиции) и «закупщика». Об этом делаются соответствующие отметки в протоколе вручения денежных средств, конверт с образцами специальных химических веществ и копии денежных купюр приобщаются к материалу предварительной оперативной проверки.

При вручении технических средств в протоколе делаются отметки об их технических характеристиках. При вручении диктофона аудиокассета предварительно должна быть прослушана. В начале одной из сторон, которую планируется использовать, незаинтересованными лицами делается голосовая запись о том, что соответствующая сторона ими прослушана и никаких записей она не содержит. После этого кассета укладывается в кассетоприемник, который опечатывается и подписывается незаинтересованными лицами. Об этом делается запись в протоколе вручения технических средств. После окончания ОРМ и выдачи диктофона сделанная запись прослушивается. По её окончании делается голосовая запись незаинтересованных лиц, которые указывают, что имеющаяся на соответствующей стороне аудиокассеты запись ими прослушана, сколько голосов было ими услышано, временную продолжительность записи с точностью до секунды. При этом печать на кассетоприемнике не нарушается, диктофон упаковывается и опечатывается. Об этом делаются отметки в протоколе.

После выдачи средств и веществ, полученных от предполагаемого сбытчика наркотиков, лицо, их выдавшее, сообщает, при каких обстоятельствах, у кого, где, под видом чего они были приобретены (вид вещества, похожего на наркотик). Данные объекты упаковываются вместе с той упаковкой, в которой они были приобретены, опечатываются и делается пояснительная надпись. Об этом делаются отметки в протоколе.

В рапорте сотрудники полиции (милиции) указывают, когда, где и какие мероприятия были проведены, что в их результате было выявлено, данные о задержанных и изъятых объектах.

Все результаты ОРД, используемые в качестве доказательств по делам в сфере НОН, требуют оформления в полном соответствии с УПК РФ. Для этого все лица, участвовавшие в ходе проведения ОРМ, допрашиваются в качестве свидетелей (понятые, сотрудники полиции (милиции), «закупщики» и пр.). Суды не признают допустимыми доказательствами результаты ОРМ, проведенные без участия понятых (представителей общественности). Поэтому их участие во всех ОРМ, направленных на изобличение виновных и подлежащих рассекречиванию, обязательно.[20]

§ 2. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению

После предоставления следователю всех материалов предварительной оперативной проверки и производства следственных действий до возбуждения уголовного дела следователь проверяет и оценивает полученные материалы. Придя к выводу о том, что в них содержатся достаточные сведения о признаках состава преступления, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела.

Первым этапом деятельности при возбуждении любого уголовного дела является получение необходимой информации. Именно на этом этапе следователи впервые узнают о том, что определенное лицо или группа лиц участвуют в операциях по незаконному обороту наркотиков. Так как исходная информация может поступить из разнообразных источников, она подлежит оценке с учетом этого источника и обстоятельств её поступления.

После того как информация получена и ей была дана предварительная оценка, следователь и оперативный сотрудник должны принять меры к тому, чтобы проверить и сопоставить эту информацию со сведениями из других источников. Для этого осуществляется наблюдение за действиями лиц, подозреваемых в незаконных операциях с наркотиками; используется помощь сотрудников, которые смогут в определенной степени подтвердить или опровергнуть информацию, проводятся иные ОРМ.

Иными словами, перед тем как возбудить уголовное дело, необходимо систематически и целенаправленно накапливать соответствующую информацию, документировать незаконную деятельность оперативно-розыскными и иными методами.

Совместное обсуждение следователем и оперативным работником вопросов о том, какой направленности и какие ОРМ и следственные действия необходимо провести, как тактически правильно использовать имеющуюся оперативно-розыскную информацию, создает возможность успешного проведения дальнейшего расследования.

Оперативное сопровождение деятельности следователя желательно как в период проведения первоначальных следственных действий, так и до окончания расследования уголовного дела.

Таким образом, совместная работа следователей и оперативных сотрудников по выявляемым фактам незаконного оборота наркотических средств должна начинаться, как правило, до возбуждения уголовного дела и продолжаться вплоть до направления его в суд.[21]

Основным доказательством, подтверждающим факт совершения незаконных действий с наркотическими средствами, является их обнаружение и изъятие, которые должны осуществляться с точным соблюдением всех требований федерального законодательства.

Для того чтобы избежать случаев необоснованного возбуждения уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотиков, в ходе проверки необходимо устанавливать:

-  принадлежит ли обнаруженное вещество к наркотическим;

-  являются ли действия с ними незаконными;

-  не совершены ли незаконные приобретение или хранение наркотических средств без цели сбыта в небольших размерах, подлежащих ответственности в административном порядке.

При решении первого вопроса в соответствии с требованиями ст.145 УПК РФ, следователь (орган дознания) должен воспользоваться помощью лиц, обладающих специальными познаниями. Выводы специалиста по вопросу о принадлежности предъявленного ему вещества к наркотическим средствам оформляется справкой.

Отсутствие медицинских показаний к употреблению наркотического средства или соответствующего законного разрешения свидетельствует о незаконном его обороте.

Для решения третьего вопроса необходимо точно определить вес наркотического средства, руководствуясь при этом Сводной таблицей заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков.

Рекомендуется, чтобы уже на стадии проверки следователь знал, является ли лицо, действия которого проверяются, наркоманом, лицом, не употребляющим наркотические средства вообще или только недавно приобщился к употреблению наркотиков. Эти сведения необходимы для выдвижения версий, выбора тактических приемов и для принятия решения по существу проверяемого факта.

Кроме того, получив материалы проверки, проведенной органом дознания, следователь должен установить, нет ли в данном случае оснований, освобождающих от уголовной ответственности лицо, занимающееся незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо для отказа в возбуждении уголовного дела.

Оснований освобождения от уголовной ответственности за совершение незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами всего два. Они указаны в примечании 1 к ст. 228 УК РФ.

Первое основание - лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 228 УК РФ, добровольно сдало наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 27 мая 1998 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» разъясняется, что «добровольная сдача наркотических средств или психотропных веществ означает выдачу лицом этих средств или веществ представителям власти при реальной возможности распорядиться ими иным способом»[22].

В примечании 1 к ст.228 УК РФ по этому поводу сказано в более категоричной форме: «Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.