на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ

Каждая группа перечисленных таможенных правонарушений в отдельности или в совокупности друг с другом при наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений таможенных правил.

Субъектами ответственности за нарушения таможенных пра­вил могут быть как российские так и иностранные:

- предприятия, учреждения, организации; лица, занимающие­ся предпринимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица (т.е. субъекты, объединяемые родовым обозначени­ем "юридическое лицо");

- физические лица (по достижении ими к моменту соверше­ния правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

- должностные лица (если в их служебные обязанности в мо­мент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых воз­ложен на таможенные органы Российской Федерации).

Говоря о субъектах ответственности, необходимо отметить, что Таможенный кодекс предусматривает две особенности, ранее неизвестные таможенному праву:

1. Двусубьектность ответственности, при которой за совер­шение одного таможенного правонарушения допускается при­влечение юридических лиц - к административной ответствен­ности и физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

Например, если при перемещении недекларированного груза абстрактного акционерного общества таможня выяс­нит, что недекларирование произошло по вине конкретного со­трудника этого юридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или поручения на совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административной от­ветственности сотрудника юридического лица по ст. 288 ТК РФ, допустившего нарушение, должно быть привлечено к ответ­ственности также юридическое лицо по ч.1 ст.279 ТК. РФ (нали­чие конкретного виновника не лишает таможенный орган права на возбуждение административного преследования против юри­дического лица).

В то же время, если имеются основания для возбуждения уго­ловного дела в отношении конкретного должностного лица или работника юридического лица по признакам ст.194 УК РФ, данное обстоятельство не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в так называемом торговом обороте.

2. Юридические лица в отличие от физических и должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нару­шение таможенных правил только при наличии умышленной или неосторожной вины, привлекаются к ответственности толь­ко при наличии признаков объективной стороны. Субъективная сторона здесь роли не играет и, следовательно, доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил не подлежит.

Единственным обстоятельством, исключающим ответствен­ность юридического лица, является совершение нарушения таможенных правил вследствие действий неопреодолимой силы.

Таможенный кодекс не дает определений форм вины и не­преодолимой силы. Они являются общеправовыми.

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправ­ный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее:

- предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчиты­вало на их предотвращение;

- не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под "непреодолимой силой" ("форс-мажор") понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие).

Непосредственную связь с субъективной стороной нарушения таможенных правил имеет состояние невменяемости лица, пред­усмотренное ст.235 ТК РФ.

Согласно данной статье лицо освобождается от ответствен­ности за нарушение таможенных правил, если оно совершило правонарушение в состоянии невменяемости.

Под невменяемостью понимается такое психическое состоя­ние субъекта, при котором оно не могло осознавать значение своих действий (бездействий) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстрой­ства психики, слабоумия или иного болезненного психического состояния.

Как свидетельствует таможенная практика, при нарушениях таможенных правил может иметь место соучастие, то есть уча­стие в правонарушении двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в ст.246 ТК РФ, предусматривающей соучас­тие, не указан такой субъект соучастия, как юридическое лицо, что является явным пробелом, который приходится исправлять в практической деятельности.

В соответствии со ст.246 ТК РФ соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, под­стрекатель, пособник.

Исполнитель - лицо, непосредственно совершившее наруше­ние таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совер­шившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших возраста ад­министративной ответственности; дипломатических представите­лей иностранных государств и т.п.).

Организатор - лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением.

Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил.

Пособник - лицо, содействовавшее совершению нарушения советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственны­ми объектами нарушения.

При наложении взыскания за совершенное нарушение тамо­женных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Применение мер воздействия за нарушение таможенных пра­вил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Россий­ской Федерации.

По общему правилу за нарушения таможенных правил насту­пает ответственность, если эти правонарушения по своему харак­теру не влекут за собой в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации уголовной ответственности.

Новым при решении вопросов административной ответствен­ности является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужа­щие согласно ТК РФ несут ответственность за нарушение тамо­женных правил на общих основаниях. К ним относятся: военно­служащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Погранич­ных и внутренних войск, иных воинских формирований, пере­чень которых предусмотрен законодательными актами Россий­ской Федерации, лица рядового и начальствующего состава орга­нов внутренних дел, сотрудники органов внешней разведки, Федеральной службы безопасности, а также призванные на военные сборы граждане. На общих основаниях несут ответственность за нарушение таможенных правил также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, а также формирования органов внутренних дел, внешней разведки, Федеральной службы безопасности.

Важную роль в практике привлечения лиц к ответственности играет правильное определение действия закона и других норма­тивных актов во времени.

Положения ст.234 ТК РФ регулируют вопросы пределов дей­ствия закона. Основные трудности здесь возникают при приме­нении норм материального и процессуального права к правона­рушениям, совершенным до введения в действие ТК РФ, а также при оценке вновь принятых нормативных актов, документов, инструкций, указаний, корректирующих в сторону смягчения или полной отмены, например, применение мер экономической политики, обложения таможенными пошлинами, (то есть регу­лирующих вопросы таможенного оформления, таможенного кон­троля, текущей экономической политики) - на предмет опреде­ления, являются ли такого рода документы актами, смяг­чающими или отменяющими ответственность за нарушение та­моженных правил.

Четкое понимание данного вопроса имеет большую практи­ческую значимость. Несмотря на то, что со дня введения в дей­ствие Таможенного кодекса Российской Федерации прошло до­статочно продолжительное время, до настоящего момента в практике таможенных органов встречаются случаи обнаружения фактов таможенных правонарушений, совершенных во время действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. Эти правонаруше­ния подлежат квалификации по статьям Таможенного кодекса СССР; лицо, совершившее нарушение таможенных правил, не­сет ответственность на основании законодательства, действую­щего во время совершения правонарушения.

В то же время к такого рода правонарушениям при исчисле­нии сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил, на мой взгляд, нельзя применять положения ч.4 ст.234 ТК РФ, устанавливающей, что производство по делам о наруше­нии таможенных правил и их рассмотрение ведутся на основа­нии законодательства, действующего во время производства по делу о правонарушении и его рассмотрения. Необходимо учитывать содержащееся в ч.3 этой же статьи указание на то, что акты, усиливающие ответственность за нарушение таможенных правил, обратной силы не имеют. Сравнительный же анализ ст. 122 ТК СССР и ст.247 ТК РФ, регулирующих вопросы о сроках наложе­ния взысканий соответственно в Таможенном кодексе СССР и ТК РФ, свидетельствует о том, что ТК РФ, предусматривающий новый, более жесткий подход к установлению исходного момен­та для исчисления сроков наложения взыскания и более дли­тельные сроки для возможного наложения взыскания, в данной своей части является актом, усиливающим ответственность за нарушение таможенных правил.

Что касается оценки документов, корректирующих в сторону смягчения либо полной отмены какой-либо меры регулирования, относящейся к экономической части Кодекса, то, как представ­ляется, такого рода документы к актам, отменяющим ответствен­ность за нарушение таможенных правил, не относятся. Однако их положения могут рассматриваться при определении меры взыскания (в зависимости от конкретной ситуации) как смяг­чающие ответственность за нарушение таможенных правил.

Таможенный кодекс предусматривает смягчающие и отяг­чающие обстоятельства, которые необходимо доказывать по делу в процессе производства и учитывать при принятии решений.

Перечень смягчающих обстоятельств дается в ст. 236 ТК РФ, отягчающих обстоятельств - в ст.237 ТК РФ.

Эти данные могут оказать существенное влияние на размер налагаемого за нарушение таможенных правил взыскания. При рассмотрении дела должностное лицо, установив обстоятельства, указанные в ст.236, 237 ТК РФ, отражает их в постановлении по делу.

Необходимо отметить, что если перечень смягчающих обстоя­тельств (ст.236 ТК РФ) является неограниченным (должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать в качестве смягчающего обстоятельство, не ука­занное в данной статье), то перечень отягчающих ответствен­ность обстоятельств (ст.237 ТК РФ) является исчерпывающим. Однако должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать в качестве отягчающего обстоятельства со­вершение правонарушения в состоянии опьянения.

Обстоятельства, изложенные в названных статьях, носят объ­ективный характер и должны быть подтверждены документально: справками, рапортами, объяснениями, другими материалами дела.

Применение положений названных статей на практике за­труднений не вызывает. Но некоторые положения ст.237 ТК РФ нуждаются в толко­вании:

- под "повторным в течение года совершением нарушения таможенных правил" (п.2 ст.237 ТК РФ) следует понимать новое нарушение таможенных правил, совершенное в течение года после принятия решения о наложении взыскания за таможенное правонарушение. Совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за нарушение таможенных правил, не может рассматриваться в качестве отяг­чающего обстоятельства, если наказуемость первоначального деяния устранена законом;

- при применении положений п.3 ст.237 ТК РФ ("совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим кон­трабанду или иное преступление, производство дознания по ко­торому отнесено к компетенции таможенных органов Россий­ской Федерации") следует учитывать, что совершение лицом контрабанды или иного преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Россий­ской Федерации, не может рассматриваться в качестве обстоя­тельства, отягчающего ответственность за нарушение тамо­женных правил, если в отношении такого рода преступления истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, снята или погашена в установленном порядке судимость либо законом устранена наказуемость деяния, которое лицо соверши­ло в прошлом. Так же следует рассматривать и ситуации, когда за совершенное ранее преступление в сфере таможенного дела лицо было освобождено от уголовной ответственности и наказания в порядке ст.43 Основ уголовного законодательства (исходя из положений п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29.06.79 г. "О практике применения судами общих начал наз­начения наказания").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.