на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Разделение властей как принцип организации и деятельности государства

Существование правового государства невозможно без системы разделения власти, где власть судебная выступает гарантом соблюдения права самим законодателем и правоприменителем, где конституционное судопроизводство является необходимой частью государственного механизма, позволяющего реально воздействовать на функционирование самостоятельных законодательной, исполнительной и судебной властей.

Отличительной чертой современной российской модели реализации принципа разделения властей является особая роль главы государства, выполняющего функцию своеобразного арбитра в координации взаимодействия между тремя ветвями власти. Строго говоря, это противоречит современным представлениям о либеральной демократии, но в условиях слабости политических институтов, их персонифицированности с конкретными личностями, контрактационного стиля взаимодействия парламента и Правительства, слабости судебной системы координирующая роль главы государства является оправданной;

- принцип разделения властей в конечном счете есть попытка правового разграничения функций отдельных частей государственного аппарата. В условиях современной России возможности этого строго правового разграничения ограничены. Реалии таковы, что принцип этот может работать лишь при координации со стороны Президента, что в какой-то степени ставит власть Президента за рамки правового регулирования.

Предложения по совершенствованию законодательства следующие:

1.  В Конституции РФ, а именно в ст. 117, либо в ином специальном законе нужно указать перечень оснований, по которым имеет право отправлять в отставку Правительство РФ Президент РФ. В перечень должны быть включены следующие основания: нестабильная работа Правительства, совершение членами Правительства тяжких преступлений против государства, не исполнение Правительством взятых на себя обязательств и др. Также следует ввести поправку, согласно которой отставка Правительства должна быть одобрена Парламентом. При этом количество голосов должно быть не менее 2/3 от общего числа депутатов и сенаторов в каждой палате соответственно.

2.  Следует законным способом обязать Президента РФ проверять издаваемые им Указы, на соответствие основным законам РФ (Конституция, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, Кодексы), и в случае издания Указа, не соответствующего действующему законодательству, должна быть применена определенная санкция. В виде санкции может выступать признание Указа не имеющим законную силу, возвращение Указа на доработку, в случае злостного издания подобных Указов возможна процедура импичмента.

Российская Федерация, исходя из исторического опыта других государств, своего опыта, теоретических изысканий, развивает собственную модель разделения государственной власти, отвечающую современным требованиям и вызовам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Нормативно-правовые акты

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //«Российская газета», N 237, 25.12.1993.

2.  Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) (в редакции от 10 декабря 1992 г.) (прекратила действие).

3.  Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года (в ред. от 02.06.2009 N 2-ФКЗ) // «Российская газета», 1994. N 138-139.

4.  Федеральный конституционный закон «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2010 N 3-ФКЗ) //«Российская газета», N 93, 16.05.1995.

5.  Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» (в ред. от 29.01.2010 N 1-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712.

6.  Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 N 9-ФКЗ) // «Российская газета», N 3, 06.01.1997.

7.  Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2010 N 3-ФКЗ) // «Российская газета», N 120, 29.06.1999.

8.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

9.  Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007) // «Российская газета», N 152, 08.08.2000.

10.  Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) // Сборник законодательных актов Российской Федерации. 1993. № 8. ст. 117.

11.  О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: Указ Президента РФ N 1400 от 21 сентября 1993 года от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 39. ст. 3597.

12.  О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения: Указ Президента РФ N 1597 от 7 октября 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. ст. 3918. (утратил силу).

2.  Судебная практика

13.  По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ № 28-П. от 11 декабря 1998 года.

14.  По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ № 15-П от 11 ноября 1999 года.

15.  По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела: Постановление Конституционного Суда РФ № 17-П от 1 декабря 1999 года.

16.  По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ № 11-П от 30 апреля 1996 года.

17.  По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ № 3-П от 1 февраля 1996 года.

3.  Литература

18.  Антология мировой и политической мысли: В 5 т. Т. 1. - М.: Мысль, 2000.

19.  Аннерс Э. История европейского права. - М.: Норма, 1996.

20.  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

21.  Блажич Н.И. Российское разделение властей в трактовке Конституционного Суда РФ// Законодательная власть. 2004. № 1.

22.  Булаков О.Н. Представительная власть в системе разделения властей// Законодательство и экономика. 2004. N 8.

23.  Баренбойм П.Д. Дух Конституции России и восточное происхождение "западной" доктрины разделения властей // Законодательство и экономика. 2004. N1

24.  Дряхлов С. Принцип разделения властей и мировая юстиция // Российская юстиция. 2004. N 4.

25.  Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999.

26.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Юристъ, 2003.

27.  Ковачев Д.А Конституционное право государств Европы. Волтерс Клувер, 2005.

28.  Косов Р. В. Теория разделения властей: Учебное пособие. - Тамбов: ТГТУ, 2005.

29.  Лазарев. В.В. Общая Теория государства и права. Юрист, 1999.

30.  Левакин И.В.,. Болдырев И.А. Философско-правовые и исторические основы разделения государственной власти // Законодательство и экономика. 2005.

31.  Лукашева Е.А. Права человека. - М.: Издательство Норма, 2003.

32.  Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Маличев А.Ю. Теория государства и права. – М: Феникс, 2010.

33.  Локк Дж. Сочинения в 3 т. - М.: Мысль, 1988.

34.  Марченко М.Н. Теория государства и права. М: Зерцало, 2009.

35.  Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Мысль , 1955.

36.  Мигранян А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления. - М. 1988.

37.  Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М.: Наука, 1984.

38.  Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь. – 2000. - №25

39.  Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Зерцало, 2007.

40.  Организация деятельности судов / под общ. ред. В. М, Лебедева. – М. : Норма, 2007.

41.  Перевалов В.Д. Теория государства и права. Норма, 2004.

42.  Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М.: Издательская фирма "Манускрипт", 1996.

43.  Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009.

Размещено на http://www.


[1]Косов Р.В. Теория разделения властей: Учебное пособие. - Тамбов: ТГТУ, 2005. - С. 11.

[2] Косов Р.В. Указ. Соч. - С. 13.

[3] Антология мировой и политической мысли: В 5 т. Т. 1. - М.: Мысль, 2000. - С. 45.

[4] О.А.  Жидков, Н.А.  Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма.  2004г. –  С. 237

[5]Лукашева Е.А. Права человека. - М.: Норма, 2003. - С. 40.

[6] Антология мировой и политической мысли: В 5 т. Т. 1. - М.: Мысль, 2000. - С. 107.

[7] Там же. С. 117.

[8] Аннерс Э. История европейского права. - М.:  Норма, 1996. - С. 217.

[9] Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Зерцало, 2007. - С 93.

[10] Омельченко О.А. Основы римского права.  2-е изд, М.: Статут,. 2000 - С 87.

[11]Косов Р.В. Указ. соч. - С. 38.

[12] Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. – М: Феникс, 2010. - С. 212.

[13] Гегель Г-В. Политические произведения. М., 1978. С.82.

[14] Локк Дж. Сочинения: в 3т. М., 1988. С.350.

[15] Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955. С. 290.

[16] Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969. С.260.

[17] Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М., 2000. С. 324.

[18] Проблемы теории государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. С. 214..

[19] Даниленко В.И. Современный политологический словарь. - М., 2002.

[20] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2009. С. 130.

[21] Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М.: Издательская фирма "Манускрипт", 1996. С.185.

[22] Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М.: БЕК, 1995. С.257.

[23] Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. С.119.

[24] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Белые альвы, 1996. С. 219.

[25] Там же. С.221.

[26] Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С.266.

[27] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 2009. С.387.

[28] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 553 стр.

[29] Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984. С. 4.

[30] Мигранян А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления // Иного не дано. М., 1988. С. 105.

[31] Лазарев Б.М. "Разделение властей" и опыт Советского государства // Коммунист. 1988. N 16. с 18-20.

[32] Энгель Е. Основы советской Конституции. М., 1923. С. 167; Трайнин И. Разделение властей // Советское строительство. 1937. N 7. с 6-9.

[33] Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 320.

[34] Независимая газета. 1993. 12 ноября. с 5-6.

[35] См.: Авакьян С. Создан прецедент. Неконституционная власть не имеет перспективы // Независимая газета. 1993. 15 октября. с 12-13.

[36]О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: Указ Президента РФ N 1400  от 21сентября 1993 года от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 39. ст. 3597.

[37] Там же. Ст. 10.

[38] Там же. Ст. 1.

[39] См. Конституционное совещание. 1993. N 2. с. 13-14.

[40] Известия. 1993. 24 сентября. с 9-10.

[41] Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.). М., 1997. С 161.

[42] Там же. С. 163.

[43] О Конституционном Суде Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 октября 1993 года. Ст. 1.

[44] О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.10.1993 N 1617(ред. от 16.08.1996) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. Ст. 4.

[45] Указ "О функционировании органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" от 27 сентября 1993 г.; Указ "Об образовании Комиссии законодательных предложений при Президенте Российской Федерации" от 26 сентября 1993 г. (N 1457); Указ "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" от 22 октября 1993 г. (N 1723) и др.

[46] См.: Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999.

[47] О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года ( в ред. от 02.06.2009 N 2-ФКЗ)

[48] Конституция Российской Федерации. Ст. 80 (п. 3); ст. 90 (п. 3).

[49] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010)  Часть первая. Ст. 3 (п. 5).

[50] Конституция Российской федерации. Ст. 118 (п. 3); ст. 120 (п. 1).

[51] Конституция Российской Федерации. Ст. 84, 107.

[52] Там же. Ст. 103 (п. 1 "б").

[53] Конституция Российской Федерации. Ст. 117 (п. 3).

[54] Там же. Ст. 111 (п. 4).

[55] Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3424.

[56] Лунеев В.В. Правовое регулирование общественных отношений - важный фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности (тезисы доклада) // Государство и право. 2001. N 5. С. 106 - 112.

[57] Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2004. С. 160 (автор главы - В.Е. Плешаков)

[58] Лопашенко Н.А. Криминологическая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Лекция 20. М.: Норма, 2003. С. 388.

[59] Гаухман Л.Д. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. N 12. С. 9.

[60] Тихомиров Ю. Преодолевать коррупциогенность законодательства // Право и экономика. 2004. N 5. С. 3.

[61] Кумунжиева М. Несвобода рук // Российская газета. 20.03.2008.

2 Куликов В. Власть в электронном режиме // Российская газета. 31.05.2008.

[62] Ильин А. Война объявлена (Д. Медведев подробно рассказал о национальном антикоррупционном плане) // Российская газета. 03.07.2008.

[63] Трикоз Е.Н., Цирин А.М. Правовые меры противодействия коррупции // СПС "КонсультантПлюс".

2 Малышева Т. Взятка размером с годовую зарплату // Российская газета. 09.08.2007.

[64] См.: Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. С. 569

 [65]  Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации».

[66] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации».

[67] Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела».

[68] Абз. I и 2 п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17—П.

[69] Абз. 1 п. 4 Постановления Конституционного суда от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом.

[70] Абз. 2 п. 4 мотив, части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П «По делу о проверке конституциионности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области».

[71] Постановление Конституционного суда от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.