Дипломная работа: Система безналичных расчетов в РФ
Содержание
Введение
Глава
1. Понятие и значения безналичных расчетов
1.1
Возникновение и развитие безналичных расчетов в РФ
1.2
Значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ
1.3
Классификация, и инструменты безналичных расчетов
Глава
2. Анализ форм безналичных расчетов в РФ
2.1
Формы безналичных расчетов в соответствии с современным законодательством РФ
2.2
Проблема организации и развития безналичного расчета
2.3
Анализ кредитных переводов, как формы безналичных расчетов
в
РФ
Глава
3. Совершенствование форм безналичных расчетов в РФ
3.1
Основные направления совершенствования безналичных расчетов
3.2
Создание эффективной электронной платежной системы
3.3
Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов
Заключение
Список
литературы и другие источники информации
Введение
В современных условиях
деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки,
связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются
денежными расчетами. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и
безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных
денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку
достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению
безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также
заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с
целью изучения и регулировании макроэкономических процессов.
Безналичные расчеты
представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда
деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные
расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой
понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований,
предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями
хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними
документооборота. Безналичные расчеты – главная составляющая (90%) всех денежных
расчетов – являются жизненно важным элементом рыночной экономики.
Развитие рыночных
отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов,
в том числе принципов их организации.
Изменения происходят и
в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков;
изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск
оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных
финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое
банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа
развития.
В связи с этими фактами
выбранная тема «Система безналичных расчетов в РФ» видится весьма актуальной,
особенно в существующих рыночных условиях.
В данный момент ряд
аналитиков финансового рынка пытаются спрогнозировать состояние и развитие
финансово-банковского сектора на ближайшее время. Сделать это весьма сложно,
даже в условиях экономической стабилизации в стране.
Цель выпускной
квалификационной работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой
цели поставлены задачи:
–изучить
российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов
банков;
–ознакомиться с
основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов
юридических лиц;
–ознакомиться на
практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по
обслуживанию клиентов;
–провести анализ безналичных
расчетов;
–выявить ряд
проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.
Структура работы
представлена следующим образом:
–возникновение и
развитие безналичных расчетов;
–мировая практика
осуществления безналичных расчетов;
–правовая база
безналичных расчетов;
–основные формы
безналичных расчетов и их экономическая эффективность;
–недостатки в
организации безналичных расчетов;
–совершенствование
безналичных расчетов;
Выпускная
квалификационная работа состоит из трех основных глав. Первая глава посвящена
общим вопросам организации безналичных расчетов. Вторая глава дипломной работы
носит аналитический характер. В ней дана оценка эффективности осуществления
безналичных расчетов юридических лиц на исследуемом объекте. Количественные и
качественные показатели работы отдела были подвержены глубокому экономическому
анализу. В третьей главе освещены проблемы и недостатки осуществления
безналичных расчетов, а также предоставлен ряд мер по совершенствованию
платежно-расчетной системы, которые могут повысить результативность и качество
работы коммерческих банков в данном направлении.
При написании выпускной
квалификационной работы использовалась различная литература в форме
периодических изданий в банковской области, нормативных актов, как общего
характера (Гражданский кодекс), так и регулирующие банковскую деятельность, в
частности, безналичные расчеты коммерческих банков.
Следует отметить, что
проблема организации безналичных расчетов коммерческими банками достаточно
хорошо освещена в прессе. При ознакомлении с данной литературой, выявлен ряд
неоднозначных мнений специалистов по вопросам обслуживания клиентов, спектра
услуг, межбанковской конкуренции на рынке. Все вышеперечисленные аспекты
принимались во внимание при написании дипломной работы.
Глава
1. Понятие и значения безналичных расчетов
1.1
Возникновение и развитие безналичных расчетов
Существующая
в настоящее время система безналичных расчетов возникла не сразу, она сложилась
в результате многолетних трудов, как практиков, так и теоретиков в области
юриспруденции и экономики. Безналичные расчеты предполагают обязательное участие
экономических посредников – банков или иных видов кредитных организаций,
специализирующихся на осуществлении расчетов, поэтому было бы правильным
появление безналичных расчетов связывать с возникновением кредитно-банковской
системы.
После
Октябрьского переворота 1917 г. в нашей стране происходили глубокие
преобразования в экономической жизни общества. Была реформирована банковская
система; серьезные изменения затронули денежно-кредитную систему в связи с
гражданской войной, военной интервенцией и, позднее, переводом экономики на
мирные рельсы. В этот период, несмотря на сужение сферы товарно–денежных
отношений, все же применялись безналичные расчеты с использованием векселей,
чеков, выполнялись банковские переводы. Однако единой унифицированной системы
безналичных расчетов в стране не существовало.
В
России начало становления банковской системы необходимо связывать с вступлением
в действие Постановления ВСНХ от 30 августа 1918 г., когда были национализированы частные коммерческие банки и иные кредитные учреждения. Период
с 1920 по 1929 г.г. характеризуется целенаправленной деятельностью Госбанка по
проведению мероприятий, связанных с ограничением сферы применения
налично-денежного оборота, концентрацией в банке денежных резервов и с
одновременным развитием безналичных расчетов.
В
ходе проведения кредитной реформы 1930-1932 г г. коммерческий кредит и косвенный банковский кредит были заменены прямым банковским кредитом, и соответственно
использование векселей на территории страны было запрещено. Вместе с тем
впервые были введены такие формы безналичных расчетов как акцептная,
аккредитивная и расчеты по особым счетам. Последняя являлась своеобразной
разновидностью аккредитивной формы расчетов и предполагала возможность для
покупателя:
–рассчитываться
с несколькими поставщиками с одного особого счета, на котором предварительно
бронировались средства для расчетов;
–получать
наличные денежные средства с особого счета на оплату канцелярских расходов и на
выплату командировочных уполномоченному покупателя, осуществлявшему приемку
товара по качеству в пункте нахождения поставщика.
Кредитная
реформа 30-х гг. подвела определенные итоги в экономическом развитии страны и
была нацелена на создание экономических предпосылок для перехода от рыночной
экономики к плановой (административно-командной). Изучение кредитной реформы
30-х гг. имеет особое значение сегодня, поскольку в настоящее время в России
осуществляется обратное движение от административно-командной к рыночной
экономике, но на новом витке исторического развития. В частности, в сфере
расчетов с 1989 года в стране вновь стали использовать вексель для расчетных
операций.
В
период существования плановой социалистической экономики система безналичных
расчетов претерпела серьезные изменения, но главным ее преимуществом была
строгая унификация форм безналичных расчетов на территории всей страны и
жесткий контроль платежной дисциплины со стороны государственных банков [19, c.
19].
В 90-х гг. продолжилось
дальнейшее совершенствование платежной системы России, включающей как платежную
систему Банка России, так и платежные системы кредитных организаций, с целью
повышения эффективности и надежности расчетного обслуживания участников
расчетов.
Объемы
платежей, проводимых через различные системы расчетов, из-за сложившихся
экономических условий в течение года подвергались колебаниям. После роста в
первой половине 1998 года в августе платежи сократились и достигли своего
минимума в сентябре. В декабре 1998 года положение по осуществлению операций
улучшилось.
В
декабре 1998 года активизировалось внедрение электронного документооборота,
продолжалось формирование оптимальной сети расчетных подразделений банков,
создавалась современная автоматизированная система расчетов, работающая в
режиме реального времени. Внедрялась система передачи и обработки
учетно-операционной информации на принципиально новой программно-технической
платформе и телекоммуникационной среде.
В
1998 году отмечались позитивные изменения в общей структуре платежей,
осуществляемых через расчетные сети коммерческих банков.
В
1999 году значительное расширение сферы электронных платежей, позволяющих проводить
расчеты в более короткие сроки, было обеспечено за счет создания нормативной
базы и расширения круга территориальных учреждений и подразделений расчетной
сети банков – участников электронной системы межбанковских расчетов.
В
2000 году доля электронных платежей в общем объеме достигла 100% уровня.
Было
определено понятие аналога собственноручной подписи, применяемого для
подписания электронных платежных документов, что позволяет использовать при
проведении расчетов электронные документы наравне с платежными документами на
бумажных носителях, подписанных собственноручно.
Банк
России постоянно уделяет особое внимание совершенствованию и развитию
нормативной базы, обеспечивающей функционирование платежной системы России. В
2002 году утверждена новая редакция Положения Банка России «О безналичных расчетах
в Российской Федерации» №2-П, в которой уточнен порядок расчетов платежными
требованиями, оплачиваемыми с акцептом, а также дано определение
окончательности и безотзывности платежей, которое позволит исключить финансовые
риски участников и обеспечить еще более высокую степень надежности платежной
системы. Банком России, совместно с Министерством финансов Российской Федерации
и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, в 2002 году
подготавливались нормативные документы по унификации расчетных документов,
реализация которых позволит ускорить зачисление налоговых и других платежей в
федеральный бюджет, бюджеты других уровней бюджетной системы Российской
Федерации, государственные внебюджетные фонды, и их перечисление на финансирование
расходов бюджетов. В целях совершенствования организации наличного денежного
обращения и регулирования расчетов наличными деньгами в 2002 году Банком России
совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам давались
разъяснения, касающиеся установленного Банком России предельного размера
расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
Еще
в середине прошлого века Госбанк СССР отмечал, что «безналичные расчеты
позволяют контролировать движение материальных средств, то есть способствуют
лучшей организации учета и распределения продуктов». В оптовых и
межрегиональных хозяйственных операциях безналичные расчеты эффективнее и
распространены больше наличных. Для розничных и внутрирегиональных расчетов
характерна противоположная картина. Конкуренция, использование различных форм
денег не позволяет в полной мере проявиться преимуществам безналичных расчетов,
является основой неполного учета и искажения отчетности. Поэтому задача
расширения безналичных расчетов всегда выдвигалась на первый план, как
государством, так и экономической наукой.
Вплоть
до 1990-х г.г. эта задача решалась путем совершенствования форм расчетов и
способов платежа, усиления контроля кассовой дисциплины. Однако, несмотря на
все усилия специалистов в области банковского дела и денежного обращения,
кардинально повысить эффективность или более успешно навязывать безналичные
расчеты не удавалось. Такие расчеты требовали определенных бухгалтерских
навыков, собственных усилий и времени на взаимодействие с банком. Для обычных
людей они были более сложными и менее привычными по сравнению с наличными
расчетами.
Развитие
электронных технологий в середине 1990-х г.г. открыло новые большие возможности
по автоматизации бухгалтерского учета. Безналичные расчеты стали
распространяться на розничные операции благодаря более простому формированию
платежных документов и их передачи в банки. Кардинально сократились время и
трудозатраты банков на проведение безналичных расчетов. Специалисты больше не
обсуждают перспективы той или иной формы расчетов или способа платежа. Научный
и практический поиск переместился в область повышения эффективности учетных
систем банков и предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|