Перед российской экономикой в настоящее время стоит задача
восстановления крупных эффективных предприятий, определяющих уровень
научно-технического прогресса и способствующих развитию малого бизнеса в сфере
высоких технологий. Именно от развития этого процесса зависят темпы роста
экономики России. Не менее важную роль в проблемах становления малого бизнеса
играет и макроэкономическая политика государства, особенно политика
заимствования.
Еще одной особенностью малого бизнеса является его
ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от
общего объема закупок и сбывается более 80% произведенных товаров и услуг.
Таким образом, малый бизнес, который в основном концентрируется в строительстве
и сфере услуг, производит большую часть не экспортируемых товаров в экономике
страны.
Спрос и предложение на данную группу товаров па внутреннем
рынке должны быть равны (заметим, что по экспортируемым товарам не равновесие
на внутреннем рынке компенсируется экспортом или импортом); внутренние цены
могут отличаться от мировых, не приводя к изменению мирового спроса.
Длительное внешнее заимствование положительно влияет на
объем внутреннего потребления, но, в силу отрицательного торгового баланса,
сокращает объем производства в секторе экспортируемых товаров и увеличивает его
в секторе не экспортируемых товаров (в России доля сферы услуг с 1996 по 2001 гг. увеличилась
более чем в 2 раза).
Переход к положительному торговому балансу сокращает внутреннее
потребление, в основном за счет снижения доли сферы услуг происходит перелив
капиталов и рабочей силы в сектор экспортируемых товаров с последующим
сокращением числа предприятий (в основном малого бизнеса), изменением их
отраслевой структуры в секторе не экспортируемых товаров. Часто это приводит к
сокращению среднего класса в стране в переходный период.
Изменилась и отраслевая структура малого
бизнеса – сократилась доля малых предприятий в строительстве, науке и научном
обслуживании, в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования
рынка, но увеличилась доля предприятий торговли и общественного питания (См.
рисунок 1.1).
То есть переход от заимствования к
обслуживанию долга ведет к соответствующим изменениям в структуре внутреннего
производства. Для того чтобы этот процесс проходил менее болезненно, необходимо
заранее принять пакет мер по структурной перестройке экономики. Такой пакет
должен включать реформы государственного сектора, принятие современного законодательства
и осуществление контроля за его выполнением, либерализацию
условии внешней торговли, изменение структуры экспорта в сторону увеличения
продукции обрабатывающей промышленности, жесткую макроэкономическую политику.
Рисунок 1.1 - Распределение числа малых
предприятий по отраслям экономики (на конец года; в процентах)
В промышленных организациях основными
факторами, ограничивающими рост производства являются, недостаточный спрос на
внутреннем рынке и высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий, а
в торговых организациях, к факторам, препятствующим нормальной работе относят
высокий уровень налогов и недостаточный платежеспособный спрос.
По данным Госкомстата Республики Татарстан
на конец 2004 года в Республике Татарстан осуществляли свою деятельность, т.е.
были экономически активными, 24319 малых предприятий (всего зарегистрировано
малых предприятий – 45948). По сравнению с началом года число экономически
активных малых предприятий увеличилось на 32,8%. Наибольшее их количество
традиционно функционирует в торговле и общественном питании – 37,2% от общего
числа. По сравнению с началом года их количество увеличилось на 27,1%.
Увеличение числа экономически активных малых предприятий отмечалось практически
во всех отраслях экономики, за исключением науки и научного
обслуживания, где их количество сократил ось на 5,9%.
Численность всех работающих на малых
предприятиях (без совместителей) в январе-декабре 2004 года составила 133,4
тысячи человек, или 10.5% среднесписочной численности работников всех
предприятий республики. При этом наибольшее количество работает в строительстве
и торговле – соответственно, 37,9 и 35,6 тысячи человек, что составляет в
строительстве – 42,4% среднесписочной численности всех предприятий
строительства, в торговле – 58,1%.
Сформировалась устойчивая тенденция
увеличения численности работающих на малых предприятиях. По сравнению с началом
2004 года она возросла на 43,6 тысячи человек, или на 48,6%. При этом в
сельском хозяйстве численность занятых на малых предприятиях снизилась на 33,6%,
что связано с реорганизацией структуры сельскохозяйственной отрасли и ростом
числа фермерских хозяйств. В большинстве других отраслей экономики произошло
увеличение числа работающих на малых предприятиях, связанное с процессом
перехода предприятий из крупных и средних в разряд малых.
Всеми малыми предприятиями за
январь-декабрь 2004 года было выпущено товаров и услуг по всем видам
деятельности (без НДС и акцизов) на сумму 41,9 млрд. рублей, что в действующих
ценах превышает уровень соответствующего периода 2003 года на 60%. Наибольший
вклад в этот объем вносят малые строительные предприятия (34,4%). Ими
выпущено продукции на сумму 14,4 млрд. рублей (29,7% работ,
выполненных собственными силами всех предприятий республики по договорам строительного
подряда). Крупные объемы работ производятся малыми промышленными предприятиями. Доля их также возросла с 20,6% до 21,4%. За
2004 год ими произведено работ на 9,0 млрд. рублей 2,4 (% от объемов производства всех промышленных предприятий). Около
17% в общем, объеме выпуска составила доля малых предприятий, осуществляющих
деятельность в сфере торговли и общественного питания. Ими реализовано товаров
на сумму 7,0 млрд. рублей, что составляет 13,4% от оборота розничной торговли и
общественного питания всех торговых предприятий республики.
По оценке, осуществленной в ходе
обследования, в структуре добавленной' стоимости малых предприятий республики,
промежуточное потребление па 7–8% ниже, чем на крупных и средних предприятиях.
Доля оплаты труда более чем на 10% выше, чем доля оплаты труда в добавленной
стоимости крупных и средних предприятий.
Для проведения сравнительного анализа
показателей деятельности малых предприятий важны также относительные данные.
Так, по показателю производительности труда (выпуск товаров и услуг в расчете
на одного работающего) за январь-декабрь 2004 г. среди субъектов малого
предпринимательства с большим отрывом лидировали организации науки и научного
обслуживания – 430,1 тыс. рублей, при том, что средняя производительность по
всем малым предприятиям составила за тот же период 314,0 тыс. рублей (за
январь-декабрь 2003 года – 291,6 тыс. рублей). Более 380,0 тыс. рублей
приходилось на одного работающего, на предприятиях промышленности, 380,6 тыс.
рублей – строительства, 270,9 тыс. рублей – в организациях здравоохранения,
196,9 тыс. рублей – в торговле и общественном питании, 194,4 тыс. рублей – в
общей коммерческой деятельности, 162,4 тыс. рублей – на транспорте. Наименьшее
значение производительности в сельском хозяйстве – 120,6 тыс.
рублей на одного работающего, или чуть более трети от среднего значения по всем
малым предприятиям.
Выделим основные особенности малого
бизнеса в России на современном этапе:
1. Отдельные механизмы, доставшиеся в
наследство от советских времен и продолжающие действовать на сегодняшний день,
вступают в противоречие с новыми, рыночными, которые еще недостаточно хорошо
успели развиться. Например, механизм свободной конкуренции в России практически
не функционирует.
2. Отсутствуют четкие и адекватные
хозяйственные правила, реальная имущественная ответственность собственников.
При этом достаточно часто нарушаются законы, а
судебная система не в состоянии защитить собственника в силу своей слабости.
3. Развитие малого бизнеса в финансовом
секторе, в торгово-посреднических сферах, где возможен быстрый оборот капитала
и нет необходимости в крупных капиталовложениях, в ущерб производственному
сектору.
4. Недостаточно высокий уровень
образования и культуры управленческого персонала.
5. Пассивное включение и участие
бизнесменов в союзах, ассоциациях, обществах взаимного кредитования и других
формах самоорганизации бизнеса.
6. Вынужденная диверсификация деятельности
– наряду с производственной деятельностью занимаются торговлей для того, чтобы
оставаться на плаву и не обанкротиться.
7.Низкая инновационная активность.
8. Низкая обеспеченность малого бизнеса
собственными финансовыми ресурсами.
9. Недостаточно
широко используются эффективные формы интеграции малого и крупного бизнеса,
такие как лизинг и франчайзинг.
Проблемы, с которыми приходится
сталкиваться малому бизнесу:
1. Состояние ресурсных рынков.
2. Малые предприятия сталкиваются с
проблемой отсутствия широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях
доступа к ним, это ограничивает конкуренцию и создает благоприятные условия для
«теневых» структур. Примером неравного доступа к ресурсам может служить
проведение открытых инвестиционных торгов, где имеет место льготное
предоставление объектов недвижимости отдельным структурам, находящимся в тесном
контакте с органами власти. С множеством проблем сталкиваются представители
малого российского бизнеса и на финансовом рынке, который характеризуется
высокой ценой крупных ресурсов, краткосрочностью кредитов, концентрацией
капиталов в крупных городах.
3. Характер взаимоотношений важнейших рыночных институтов с
агентами малого бизнеса. Государство не осуществляет необходимые
протекционистские меры по защите малого бизнеса от иностранных конкурентов и
отечественных монополистов. Существуют административные барьеры, связанные со
сложностью и высокой стоимостью регистрации малого бизнеса и несовершенством
системы лицензирования. За деятельностью малого бизнеса следят несколько
десятков органов, выполняющих контрольно – ревизионистские функции. Например, в
РФ действуют 55 контролирующих организаций. Главное управление внутренних дел,
департамент государственного и муниципального имущества, департамент
потребительского рынка и услуг и т.д., в РТ – 28 организаций различного
уровня. Такое их наличие вводит бизнесменов в состояние постоянного стресса в
связи с нескончаемыми проверками, критикой, штрафами.
4. Нестабильность законодательной базы, регулирующей
функционирование малого бизнеса.
Наблюдается процесс постоянного изменения правил
деятельности предприятий, особенно, это, касается внешнеэкономических связей и
налогообложения. Также здесь встает проблема произвола и некомпетентности
чиновников, «чиновничьего рэкета».
5. Бухгалтерская отчетность и налогообложение малого
бизнеса.
Хозяину малого предприятия трудно вести бухгалтерию в том
же объеме, что и крупной компании со штатом бухгалтеров. В то же время
необходимо заполнять огромное количество отчетности, которая сдается в разное
время и в разные организации. Также здесь встает вопрос с проблемами,
возникающими при определении размера единого вмененного налога, связанными с
трудностями оценки доходности и с самой процедурой подачи налоговых деклараций.
Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В
последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое
значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных
малых и средних предприятий. Основная масса их – это микро предприятия с
численностью работающих не более 20 человек. Малые предприятия эффективны не
только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых
механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства
конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это
обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли
малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются
большие резервы, которые можно поставить и на службу в России.
Однако основное
направление деятельности малого бизнеса – сфера
услуг, устойчивому экономическому росту в разных странах присущи некоторые
общие черты, главная из которых – резкое увеличение доли сферы услуг при
сокращении доли сельского хозяйства и достаточно стабильной доли промышленности
в ВВП и связанный с этим рост доли малого бизнеса в ВВП.
Таблица 1.2 – Взаимосвязь среднедушевых доходов, доли сферы
услуг и предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП
Страна |
Среднедушевой ВВП, дол. |
Доля сферы услуг в ВВП,
% |
Доля малого бизнеса в
ВВП, % |
США |
27840 |
73,7 |
51 |
Великобритания |
19533 |
62,6 |
58 |
Германия |
21330 |
63,4 |
64 |
Россия |
6724 |
53,0 |
9,5 |
Такое изменение структуры производства обусловлено реакцией
спроса на рост среднедушевого дохода. Известный закон Эйнгеля гласит, что с
ростом доходов спрос на товары первой необходимости (в основном продукты
питания) падает, на товары второй необходимости (большая часть промышленных
товаров) – растет так же, как и доходы, а спрос на предметы роскоши, большую
часть которых составляют товары сферы услуг, неограниченно растет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|