Дипломная работа: Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
(ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА)
Условия
обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе
ВВЕДЕНИЕ
ценностное
ориентационное единство воинский коллектив
Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования
ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в условиях
реформирования Вооруженных Сил теоретически актуальна и практически значима по
ряду причин.
Во-первых, изменения в
общественной жизни, сложность современного этапа в развитии страны и армии
привели к переоценке ценностей, отразились на социальном самочувствии
военнослужащих, ослабили сплоченность воинских коллективов. Боевые действия на
Северном Кавказе подтвердили возросшее значение ценностно-ориентационного
единства воинских коллективов, обозначив современные проблемы его формирования
и развития.
Во-вторых, переход к
новой системе комплектования войск по призыву и контракту, изменение мотивации
военной службы, снижение её престижа, недостаток офицеров первичных звеньев
управления, бытовые трудности ослабили служебную активность военнослужащих и
сплоченность воинских коллективов.
В-третьих, новое оружие,
развитие информационно-психологических технологий еще более обострили проблему
формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов,
потребовав информационной защиты войск и населения.
Исследование механизмов формирования
ценностно-ориентационного единства, его повышения в условиях реформирования
Вооруженных Сил связано с научным анализом потенциала личности военнослужащего
и воинского коллектива как субъектов, действующих в новых
социально-психологических условиях.
Состояние научной
разработанности проблемы. Особенности формирования ценностно-ориентационного единства трудовых,
учебных, научных, воинских коллективов привлекали внимание многих
исследователей. Ученые рассматривали различные аспекты формирования психологии
личности, коллектива управления, но акмеологический аспект формирования
ценностно-ориентационного единства в условиях реформирования вооруженных сил не
анализировался.
Многоуровневые связи,
межличностные отношения рассмотрены в динамике, но акмеологические проблемы формирования
ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в них не анализируются.
Социально-психологические проблемы формирования и развития воинских коллективов
исследованы в ряде коллективных трудов военных авторов. В работах: А.В. Барабанщикова,
В.И. Варварова, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкина, В.И. Ковалева, С.Л. Кандыбовича,
Я.В. Подоляка, В.Ф. Перевалова, Н.Ф. Феденко проанализированы актуальные
проблемы психологии. С учетом особенностей военной сферы обоснован
коллективно-личностный подход к управлению, изложены некоторые критерии
зрелости воинских коллективов и пути преодоления неуставных взаимоотношений.
Анализируя сущность,
воспитательные возможности психологии коллектива, авторы рассматривают и
проблему ценностно-ориентационного единства. Научная ценность многих работ
несколько снижена преувеличением роли коллектива в воздействии на личность и
излишней идеологизацией выводов о развитии психологических процессов. Я.В. Подоляк
рассмотрел проблемы практической психологии сплочения воинских коллективов и
управления ими, обобщил опыт психологического отбора военнослужащих ведущих
специальностей и кандидатов на командные должности. Исследуя этапы формирования
взаимоотношений, роль микрогрупп и их лидеров, он обосновал уровни и критерии
зрелости воинских коллективов. Командиры ориентированы на осуществление
воспитания во всех сферах воинской деятельности и применение активных форм
воздействия, обеспечивающих эффективную обратную связь.
Учитывая актуальность,
теоретическую и практическую значимость проблемы, недостаточную степень
разработки её современных аспектов, я вижу необходимость исследовать условия
формирования ценностно – ориентационного единства воинского коллектива на
современном этапе.
Цель исследования: выявить основные условия
обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе.
Объект исследования: процесс формирования ценностно-ориентационного
единства воинского коллектива.
Предмет исследования: условия формирования ценностно-ориентационного
единства воинского коллектива в условиях реформирования Вооруженных Сил.
Гипотеза работы: психологические условия формирования
ценностно-ориентационного единства воинских коллективов определяются общностью
задач, технической оснащенностью ратного труда, требующего особой
согласованности действий. Ценностно-ориентационное единство воинских
коллективов развивается под воздействием решения социальных проблем, реальной
организации боевой учебы и ведения боевых действий, их морально-психологического
обеспечения.
Я предполагаю, что
основными условиями, определяющими формирование ценностно-ориентационного
единства в условиях реформирования Вооруженных Сил, выступают: общественный
статус, управляемость, субординация во взаимоотношениях, функциональная,
правовая, организационная определенность коллективов.
Успешное формирование
ценностно-ориентационного единства может быть обеспечено решением социальных
проблем военнослужащих, активизацией морально-психологического обеспечения и
оптимизацией организационно-управленческих условий.
Предложенный алгоритм
психологической адаптации молодого пополнения к армейским условиям и его
продуктивная психологическая подготовка должны заложить базу ценностно-ориентационного
единства, совершенствование которого должно осуществляться на каждом занятии,
обеспечивая единство действий.
Как высшая форма интеграции
ценностных, профессионально- деятельностных и эмоциональных компонентов, единство
развивается и совершенствуется при преобладающей роли профессиональной составляющей.
Оптимальный уровень формирования ценностно-ориентационного единства достигается
не только воспитанием, а требует всестороннего морально-психологического
обеспечения и устойчивого управления с ориентацией на боевую действительность с
учетом повышения профессионализма и психологической устойчивости военнослужащих
и подразделений и обеспечения безопасности в условиях накала
информационно-психологического противоборства.
Ценностно-ориентационное
единство обеспечивает повышение всех форм активности военнослужащих:
деятельности, поведения, общения, согласуя действия воинского коллектива,
направленные на продуктивную служебную деятельность.
Психологические
особенности формирования ценностно-ориентационного единства воинского
коллектива в условиях реформирования Вооруженных Сил и ведения боевых действий
характеризуются рядом тенденций. Изменения ценностных, профессионально-деятельностных
и эмоциональных установок породили напряженность в воинских коллективах.
Общественный статус, управляемость, субординация во взаимоотношениях,
функциональная, правовая, организационная определенность воинских коллективов
были ослаблены.
Изменение содержания
компонентов ценностно-ориентационного единства и форм его проявления,
ослабление мотивации воинского труда, стимулирования добросовестной службы,
снижение качества деятельности и усиление эмоционального накала межличностных и
межгрупповых отношений в коллективах ослабили согласованность их действий.
Личностно-профессиональное развитие и наращивание потенциала личности военнослужащего
в условиях повышенной социально-психологической напряженности, в ситуациях
преобладания факторов и условий, тормозящих развитие субъектов деятельности,
проявлялись противоречиво.
В условиях реальной
военной угрозы, осознанной военнослужащими и населением страны, и необходимости
вооруженного отпора агрессии международного терроризма, временные рамки формирования
ценностно-ориентационного единства воинских коллективов существенно
сокращаются.
Обострилось противоречие
между возросшей необходимостью сплочения и ослаблением функционирования
нормативно-правовых актов и морально-психологических факторов регулирования
деятельности коллективов.
Анализ путей повышения
сплоченности в условиях модернизации армии позволяют выделить
морально-психологическое обеспечение и оптимальное управление коллективами как
механизм сплочения. Их единство определяет становление, развитие и
регулирование сплоченности с учетом возрастания профессионально-психологической
составляющей.
Ключевой проблемой
исследования является анализ проблем формирования ценностно-ориентационного
единства воинских коллективов в сложных условиях реформирования Вооруженных
Сил, обоснование факторов, условий и механизма его формирования. Человек - не
производная общественных явлений, а субъект деятельности, и как личность,
способен решать личные и общественно-значимые проблемы. Он является главной
силой на войне и проблемы личностно-профессионального развития военнослужащего
важны для развития общества и для обеспечения национальной безопасности страны
В обычных условиях
функционирования коллектива интеграционные процессы скрыты и проявляются в
условиях помех, сложных ситуаций. Напряженность в обществе и армейских
коллективах актуализировала эти процессы, вызвала переоценку сложившихся
стереотипов деятельности, межличностных отношений, ценностных суждений. Всё это
отражается на уровне ценностно-ориентационного единства воинских формирований.
За 4 года (1996-1999) количество преступлений в силовых ведомствах составляет 28
тысяч ежегодно, из них почти половину составляют уклонения от военной службы».
Но в стране уровень преступности еще выше.
Изучая, учитывая и
развивая степень ценностно-ориентационного единства подразделения, боевого
расчета, экипажа, командиры создают условия для эффективного руководства
подчиненными, для предупреждения и преодоления межличностных конфликтов, для
качественного выполнения личным составом профессионального долга.
Методологической основой данной работы явились труды: Амелин В.Я., Немов Р.С.,
Сыромятников И.В., Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г., Галкин М.С., Донцов А.И., Калюжный
А.С.,
Глава 1. Теоретические
аспекты проблемы ценностно-ориентационного единства воинского коллектива
1.1
СУЩНОСТЬ
ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
Несмотря на то, что термин
" ценностно-ориентационное единство " имеет достаточно древнее
происхождение, он широко используется в войсковой практике, в научных и
художественных источниках. Разные авторы неоднозначно толкуют это понятие.
Определенному разночтению способствует и рассмотрение сущности этого явления с
позиций разных наук, что на практике ведет к преимущественному выделению
процессуального, сущностного, структурного или результирующего компонентов.
Например, для педагогов естественный интерес представляет разработка направлений
формирования ценностно-ориентационного единства. Философско-социологический
подход в большей степени ориентирован на выявлении характерного для конкретного
времени и конкретной социальной популяции среза уровня развития ценностно-ориентационного
единства и тенденций ее динамики. Специфично толкование медиками и биологами,
которые в основу своего понимания этого явления кладут морфологические и
физиологические признаки (рост, возраст, вес, физическая сила, выносливость,
состояние здоровья человека, его половые и физиологические возможности,
особенности нервной системы и т.д.). В историческом смысле термин "ценностно-ориентационное
единство" получил достаточно широкое хождение и семантически может
трактоваться в русском языке как единение, общность, единомыслие и едино действие
группы людей. Но более древней может считаться военная предтеча сплоченности -
понятие сплотить ряды бойцов, т.е. прижаться плечами друг к другу, стать как бы
одним целым организмом перед лицом опасности. На базе такого физического
сплочения возникало и особое состояние психики или, как тогда говорили,
состояние морального духа сражающихся воинов.
Подлинное ценностно-ориентационное
единство, по сути дела, является тем, практически никогда недостижимым, результатом
развития взаимоотношений между воинами, которые принято называть
коллективистскими. Обычно считается, что подобные взаимоотношения реализуются в
трех основных, тесно связанных между собой сферах совместной деятельности -
морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой. Ценностно-ориентационное
единство реализуется в этих сферах на объективном и субъективном уровнях.
Следует также учитывать,
что наиболее практично, на наш взгляд, рассматривать это явление применительно
к небольшим первичным воинским коллективам, какими в полной мере можно считать
экипажи и боевые расчеты.
Субъективно
морально-политическое единство актуализируется во взаимном доверии членов
экипажа как единомышленников, сознательно сотрудничающих во имя достижения
общей цели.
В военно-профессиональной
сфере ценностно-ориентационное единство проявляет себя как боевая сработанность
(слаженность, сплоченность, слетанность). Выполнение функциональных
обязанностей в составе экипажа способствует уменьшению числа
социально-психологических различий. В результате улучшается взаимопонимание,
снижается процент неожиданных в совместной деятельности действий и решений,
появляется уверенность в партнере, его мастерстве и надежности, а
следовательно, повышается эффективность совместной боевой деятельности. У
членов экипажа вырабатываются одни и те же навыки и умения, у них формируются
одинаковые привычки, да и внешне они во многом копируют друг друга.
Но боевая сработанность
может достигаться также за счет взаимного дополнения недостающих психологических
качеств, своеобразного их симбиоза. Так, осмотрительность и основательность
командира танка может дополняться быстротой исполнения механика-водителя, а
физические данные подносчика снарядов - тактической хитростью наводчика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|