Аналогично проводятся
показатели и других социометрических индексов. Но для этого используются другие
показатели социоматрицы. Например, анализ взаимных выборов позволяет оценить
психологическую совместимость военнослужащих. Для этого применяется следующая
формула:
|
Исм = |
К++ - К -
|
|
Н - 1 |
где: |
Исм |
- индекс совместимости
военнослужащего; |
|
К++
|
- количество взаимных
положительных выборов; |
|
К --
|
- количество взаимных
отрицательных выборов. |
|
|
|
|
|
|
Другие обозначения
аналогичны ранее приведенной формуле.
Весьма важным для офицера
является возможность методики определить индекс групповой сплоченности (Игс)
подчиненного подразделения. Она представляет собой разницу между индексами
группового единства (Иге) и групповой разобщенности (Игр).
Для расчета группового
единства используется формула:
|
Исм |
= |
СК++
|
|
Н(Н – 1) |
где: |
СК++
|
- сумма количества взаимных
положительных выборов. |
|
|
|
|
|
|
|
Расчет индекса групповой
разобщенности производится аналогично, но с применением другой формулы:
|
Игр |
= |
СК --
|
|
Н(Н – 1) |
Где:: |
СК
|
- количество взаимных
отрицательных выборов. |
|
|
|
|
|
|
|
После проведения
необходимых расчетов и получения показателей группового единства и групповой
разобщенности определяется индекс групповой сплоченности подразделения. Для
этого применяется формула:
|
Игс |
= |
Иге - Игр |
|
где: |
Игс |
- индекс групповой сплоченности. |
|
|
|
|
|
|
Как уже отмечалось,
рассмотренная методика позволяет проводить расчеты еще целого ряда
социально-психологических явлений. Для этого необходимо лишь знать
последовательность проведения опроса, обработки полученных результатов и
соответствующую формулу расчетов. Следовательно, применение методики
социометрического опроса создает условия для более точной диагностики офицером
внутриколлективных отношений в подчиненном подразделении и, как следствие,
повышения эффективности управленческой деятельности командира.
Методика оценки
психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)
Ключевые слова:
вербальный, взрослым, группа, психосемантический, тест, школьникам
Тестируем: Отношения
внутри группы · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный,
Психосемантика
Просмотров: 128 ·
Комментарии: написать
Назначение теста
Методика используется для
оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического
дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а
это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими
методиками (например, социометрией).
Инструкция к тесту
В предложенной таблице
приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать
атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в
каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем
коллективе.
Тестовый материал 1 2 3 4 5 6 7 8
Дружелюбие Враждебность
Согласие Несогласие
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Продуктивность Непродуктивность
Теплота Холодность
Сотрудничество Несогласованность
Взаимная поддержка Недоброжелательность
Увлеченность Равнодушие
Занимательность Скука
Успешность Безуспешность
Обработка и анализ
результатов теста
Ответ по каждому из 10
пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак
*, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по
мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее
положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании
индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует
психологическую атмосферу в коллективе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ
ГРУППЫ.
Связи с подержанием
боевой готовности в подразделении главную роль в этом играет сплочение воинского
коллектива
Необходимый материал Данные опыта, т.е. результаты
регистрации симпатий, антипатий и безразличных выборов, сведённые в таблицу.
Ход выполнения задания
и обработка полученных данных: Руководствуясь таблицей опыта, вычислите
следующее:
% - процентное соотношение положительных, отрицательных и нулевых выборов при заданной численности группы
(она всегда равна: n(n-1), где n -
численность группы).
Руководствуясь таблицей
опыта 2, подставляйте значения:
количество «+» выборов
%% полож. выб. =
-----------------------------
численность группы
%% отрицат. выборов
%% (безразличных) нулевых
выборов
Наглядное изображение
уровня сплоченности группы может дать диаграмма. Вычертить её на основании
полученных данных опыта, обозначая симпатии красных цветом, антипатии - синим,
безразличные выборы - зеленым.
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО
ЕДИНСТВА ГРУППЫ
Цель: Определить степень
и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.
Необходимый материал: Анкета, включающая 35 качеств
личности, проявляющихся в основных сферах деятельности учащихся:
1. Дисциплинированность |
18. Прилежание |
2. Эрудированность |
19. Требовательность к себе |
3. Сознание общественного долга |
20. Критичность |
4. Сообразительность |
21. Духовное богатство |
5. Начитанность |
22. Умение объяснить задачу |
6. Трудолюбие |
23. Честность |
Идейная убежденность |
24. Инициативность |
8. Умение контролировать работу |
25. Внимательность |
9. Моральная воспитанность |
26. Чувство ответственности |
10. Самокритичность |
27. Принципиальность |
11. Отзывчивость |
28. Самостоятельность |
12. Общественная активность |
29. Общительность |
Умение работать с книгой |
30. Рассудительность |
14. Любознательность |
31. Скромность |
15. Умение планировать работу |
32. Осведомленность |
16. Целеустремленность |
33. Справедливость |
Коллективизм |
34. Оригинальность |
35. Уверенность в себе |
|
Ход выполнения
задания:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|