Судебный
порядок усыновления детей в России долгое время не применялся. До принятия
действующего СК РФ вопросы усыновления решались в административном порядке. При
отсутствии сложившейся практики у судов возник ряд вопросов, требующих
разъяснения.
В
результате 20 апреля 2006 г. принято Постановление Пленума ВС РФ №8 «О
применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении
(удочерении) детей»[19]
(далее - Постановление).
В
Постановлении разъясняются вопросы о подсудности, требованиях к оформлению
заявления об усыновлении, составе лиц, участвующих в деле. Постановление
определяет часто используемое при решении семейных дел оценочное понятие -
интересы ребенка. Согласно Постановлению под интересами ребенка при усыновлении
следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как
материального, так и морального характера) для его воспитания и развития. Таким
образом, Верховный Суд РФ указывает не только на необходимость исследования
возможности усыновления с формальной стороны, но и выяснение того, насколько
оно соответствует интересам ребенка.
Если
иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающее усыновить ребенка,
проживает на территории РФ либо состоит в браке с гражданином РФ и желает
совместно с ним усыновить ребенка, то согласно п. 1 Постановления, действует
общее правило, что обращаться следует в суд субъекта РФ. Никаких исключений для
таких ситуаций не установлено. Разъяснение подтверждается положениями части 3
п. 1 ст. 165 СК РФ. Заявление об усыновлении должно оформляться в соответствии
с требованиями, предъявляемыми к исковым заявлениям (ст. 131 ГПК РФ), а также
требований, установленных ст. 270 ГПК РФ.
Статья
270 ГПК РФ предусматривает указание в заявлении фамилии, имени, отчества и
места жительства усыновителя (усыновителей), фамилии, имени, отчества, даты
рождения, места жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, сведений о родителях
усыновляемого, наличии у него братьев и сестер, обстоятельств, обосновывающих
просьбу усыновителей и документов, их подтверждающих, а также просьбы об
изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения ребенка в возрасте до одного
года, о записи усыновителей в качестве родителей в записи акта о рождении[20].
Как
уже отмечалось, рассмотрение дела об усыновлении предполагает сбор значительного
числа документов, на основании которых решается вопрос об усыновлении.
Существенную роль здесь играет орган опеки и попечительства. На него в процессе
подготовки дела к судебному разбирательству суд возлагает обязанность
подготовить заключение об обоснованности усыновления и его соответствии
интересам ребенка (п. 1 ст. 272 ГПК РФ). К данному акту должны быть приложены
документы, перечисленные в п. 2 ст. 272 ГПК РФ. В ст. 272 ГПК РФ речь идет
только о документах, обязанность получения и представления которых лежит на
органе опеки и попечительства. Обстоятельства, которые обязаны документально
подтвердить заявители, указаны в ст. 271 ГПК РФ. Причем, если ст. 271 ГПК РФ не
предусматривает истребования иных документов от заявителя, то от органа опеки и
попечительства суд может требовать иные документы, если это необходимо для
рассмотрения дела по существу. Например, если согласие родителей на усыновление
не требуется, орган опеки и попечительства должен представить документы,
подтверждающие наличие указанных в ст. 130 СК РФ обстоятельств[21].
Для
усыновления ребенка отчимом или мачехой сделано исключение, касающееся уровня
дохода и наличия отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого
помещения. Если по общему правилу усыновление при отсутствии должного уровня
дохода и качественного жилья не допускается, то при усыновлении ребенка отчимом
или мачехой несоблюдение указанных условий не является основанием для отказа в
усыновлении (п. 1 ст. 127 СК РФ). Следует отметить, что хотя данные
обстоятельства в отношении отчима или мачехи решающего значения не имеют,
вместе с тем они могут в совокупности с другими обстоятельствами привести орган
опеки и попечительства, а впоследствии суд к выводу о несоответствии
усыновления интересам ребенка[22].
Согласно
ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном
заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя
органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста
четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных
лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
В
соответствии со ст. 125 СК РФ дела об усыновлении детей рассматриваются судом с
обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а
также прокурора. Следует отметить, что и в ст. 273 ГПК РФ и в ст. 125 СК РФ
речь идет не об участии в деле, а об участии в судебном заседании.
В
п. 14 Постановления содержатся рекомендации о том, какие обстоятельства следует
принимать во внимание при оценке обоснованности усыновления детей иностранными
гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, проживающими за пределами
России. В Постановлении подчеркивается, что усыновление в другой стране может
рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только
тогда, когда устроить его в стране происхождения не представляется возможным.
Данное правило, закрепленное российским законодательством, полностью
соответствует положениями Конвенции о правах ребенка (ст. 21).
В
связи с этим суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству
истребовать у органа опеки и попечительства документы, подтверждающие
невозможность усыновления ребенка лицами, постоянно проживающими на территории
РФ. Данное требование закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ и ст. 6 Федерального
закона (далее – ФЗ) от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о
детях, оставшихся без попечения родителей»[23]. Судам предписывается
выяснить срок нахождения сведений в федеральном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей.
Во
избежание незаконной посреднической деятельности при усыновлении детей, а также
для защиты интересов детей, усыновляемых гражданами, проживающими в иностранных
государствах, законодательство устанавливает ряд требований к
представительствам иностранных организаций, занимающихся деятельностью по
усыновлению. Соответствие предъявляемым требованиям и право на осуществление
деятельности, связанной с усыновлением российских детей, подтверждается
наличием аккредитации.
Решая
вопрос об отсутствии у заявителей заболеваний, препятствующих им быть
усыновителями, судам предписано руководствоваться Перечнем заболеваний, при
наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку
(попечительство), взять в приемную семью, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Следует отметить, что истребование
медицинского заключения, оформленного в соответствии с российским
законодательством - право, а не обязанность суда. Такое требование обычно
предъявляется при наличии сомнений в достоверности представленного заключения
или его составления компетентным лицом. Поводом может послужить и
предоставление иными лицами, участвующими в деле сведений о наличии у
усыновителя заболеваний, препятствующих усыновлению[24].
Правовое
последствие усыновления - возникновение у усыновителей прав и обязанностей,
идентичных правам и обязанностям родителей, в том числе, и обязанности
содержать ребенка. В связи с этим Верховный Суд РФ поясняет, что если с
родителя усыновленного ребенка до вынесения решения об усыновлении в судебном
порядке взыскивались алименты, он в соответствии с п. 2 ст. 120 СК РФ
освобождается от их уплаты. Однако освобождение от уплаты алиментов происходит
не автоматически. Для этого родитель, обязанный уплачивать алименты, должен
обратиться в суд с просьбой по правилам ст. 440 ГПК РФ, предусматривающей
порядок прекращения исполнительного производства. Вступившее в законную силу
решение суда об усыновлении - безусловное основание к прекращению выплаты
алиментов.
Исходя
из положений ст. 46 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. «Об актах
гражданского состояния»[25]
суду следует также решить вопрос о восстановлении первоначальных сведений о
месте и дате рождения ребенка, о его родителях, если эти сведения были изменены
по просьбе усыновителей.
Поскольку
процессуальное законодательство устанавливает особый порядок отмены судебных
актов, незаконное решение об усыновлении подлежит обжалованию в порядке,
установленном ГПК РФ. Если при рассмотрении дел об усыновлении или об отмене
усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица
признаки преступлений, предусмотренных гл. 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК
РФ) "Преступления против семьи и несовершеннолетних", он исходя из ч.
3 ст. 226 ГПК РФ сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела (п. 24 Постановления). В указанных случаях судом выносится
частное определение. Обязанность сообщить об обнаруженных признаках
преступления - одно из проявлений функции защиты прав и интересов
несовершеннолетних, возложенной на суд ст. 56 СК РФ[26].
Перейдем к следующей
форме устройства детей на воспитание – опека и попечительство.
Опека и попечительство
в семейном праве - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также
для защиты их прав и интересов[27].
Основными
задачами органов опеки и попечительства в Алтайском крае являются:
-
обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной защите, осуществление контроля за их содержанием, воспитанием и
образованием;
-
обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных
судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних
дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеке и
попечительстве;
-
защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом
интересов несовершеннолетних, а также совершеннолетних лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных
лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и
защищать свои права и исполнять свои обязанности;
Институт опеки и
попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права,
а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В СК
РФ соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и
права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством)[28].
Вопрос об основаниях и
порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без
попечения родителей, важен для защиты их личных неимущественных и имущественных
прав и интересов. Как следует из содержания п. 1 ст. 145 СК РФ, основанием
установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем
или иным причинам родительского попечения.
Семейным и гражданским
законодательством установлено, что опека устанавливается над детьми, не
достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство - над детьми в возрасте
от четырнадцати до восемнадцати лет. Разграничение понятий опеки и
попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования
подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных
неимущественных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется
различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до
четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет. Благодаря опекуну ребенок,
оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского
правоотношения[29].
Несовершеннолетние
подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо
большим объемом гражданской дееспособности, чем малолетние. Они вправе
самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от
шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей: распоряжаться
своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора
произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого
законом результата своей интеллектуальной деятельности; а также в соответствии
с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Орган опеки и
попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего
решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента,
когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства
над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок
уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель
может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства
опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в
течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей
опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и
попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано
заинтересованными лицами в суде (п. 1 ст. 35 ГК РФ)[30].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|