Весьма важно,
что безопасность не следует рассматривать как самоцель (ибо самое безопасное состояние
транспортного средства - это когда оно не движется) она должна быть лишь условием
успешного движения цели, для которой используется транспортное средство, причем
движение цели не в идеальных условиях, а при оптимальной интенсивности движения,
оптимальном использовании этого средства и оптимальной нагрузке водителя.
Каково же
влияние человека на безопасность движения? Мировой опыт показывает, что из-за ошибок
человека на разных видах транспорта в наше время возникает 40-80 % всех происшествий.
Причем характерно, что роль человеческого фактора в аварийности с годами возрастает,
в то время как технического - понижается.
Федеральный
закон «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 года является базовым
для рассматриваемой сферы общественных отношений. Указанный законодательный акт
определяет приоритетные направления и принципы государственной политики в области
обеспечения безопасности дорожного движения, основные формы и методы их реализации,
регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в
данной области.
Статья 1
указанного Закона устанавливает, что наиболее важные задачи государства в рассматриваемой
сфере - это «охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных
интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения
дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий». Решение поставленных
задач обеспечивается деятельностью соответствующих органов государственной власти,
которые осуществляют государственный надзор и контроль за выполнением законодательства
РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области
обеспечения безопасности дорожного движения. В этих целях им предоставлены необходимые
государственно-властные полномочия.
Основными
принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
1. приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих
в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
2. приоритет ответственности государства
за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих
в дорожном движении;
3. соблюдение интересов граждан, общества
и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
4. программно-целевой подход к деятельности
по обеспечению безопасности дорожного движения.
Законодательство
РФ о безопасности дорожного движения состоит из упомянутого Федерального закона
и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных
актов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ[5].
Обеспечение
безопасности дорожного движения осуществляются посредством:
-
установления полномочий
и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов РФ;
-
координация деятельности
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических
лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести
их последствий;
- регулирования деятельности на автомобильном,
городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
- разработки и утверждения в установленном
порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения
безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных
документов;
- осуществление
деятельности по организации дорожного движения;
- материального
и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
- организация
подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям
безопасности движения;
- проведения
комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
- осуществление
обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;
- лицензирование
отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии
с законодательством РФ;
Проведение
социально ориентированной политики в области страхования на транспорте:
- осуществления
государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил,
стандартов, технических норм и других нормативных документов обеспечения безопасности
дорожного движения.
В ведении
Российской Федерации находятся:
- формирование
и проведение на территории РФ единой государственной политики в области обеспечения
безопасности дорожного движения;
- установление
правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
- установление
единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов
по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
- контроль
за соответствием законов и иных нормативных актов субъектов РФ в области обеспечения
безопасности дорожного движения Конституции РФ и федеральным законам;
- создание
федеральных органов исполнительной с власти, обеспечивающих реализацию государственной
политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- разработка
и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их
финансовое обеспечение;
- организация
и осуществление федеральными органами исполнительной власти или региональными структурами
государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности
дорожного движения;
- координация
деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности
дорожного движения;
- заключение
международных договоров РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного
движения являются расходными обязательствами Российской Федерации.
По соглашению
с органами исполнительной власти субъектов РФ они могут передавать им осуществление
части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Субъекты
РФ вне пределов ведения РФ самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности
дорожного движения. Их полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения
являются расходными обязательствами субъектов РФ. Эти органы по соглашению с федеральными
органами исполнительной власти могут в свою очередь передать им осуществление части
своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного
самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов
РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности
дорожного движения.
Полномочия
указанных органов в области обеспечения безопасности дорожного движения являются
расходными обязательствами муниципальных образований.
В осуществлении
мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения значительную роль играет
общественность. Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов
граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий
членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в
соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:
- вносить
в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
РФ предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов,
технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности
дорожного движения;
- проводить
по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных
происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов
в суде;
- проводить
мероприятия по профилактике аварийности.
Федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы
местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия
общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного
движения.
На территории
Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния
безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных
происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных
средств, нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений
в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности
дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению. Система государственного
учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления
работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения
безопасности дорожного движения.
Порядок ведения
государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных
устанавливается Правительством РФ[6].
В целях реализации
государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются
федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества
дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.
Федеральные
программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утвержденными
Правительством РФ. Федеральные, региональные и местные программы обеспечений безопасности
дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих субъектов и внебюджетных
источников.
Техническое
состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении,
должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
С учетом
того, что безопасность дорожного движения в значительной степени зависит от технического
состояния и оборудования транспортных средств, государство возлагает обязанность
по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически
исправном состоянии на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих
транспортные средства.
Владельцы
транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской
ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств,
владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный
технический осмотр и регистрация.
Юридические
лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность,
связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
-
организовывать работу
водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного
движения;
-
соблюдать установленный
законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
-создавать
условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного
и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного
движения;
- анализировать
и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного
движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать
и проводить с привлечением работников органов здравоохранения периодические медицинские
осмотры водителей.
Юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям, запрещено в какой бы то ни было форме,
понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований
безопасности дорожного движения.
Права граждан
на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются
путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных
договоров РФ[7]
1.2 Правовое
положение органов обеспечивающих безопасность дорожного движения, и организация
их деятельности
Ведущее место
в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности,
в борьбе с преступностью занимает милиция. Она является составной частью системы
Министерства внутренних дел РФ. Правовой статус МВД РФ регламентирован Положением,
утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996г[8].
В нем определена компетенция МВД РФ, его задачи, функции, обязанности и права, формы
и методы деятельности.
Милиция в
РФ подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. В своей деятельности
милиция подчиняется МВД РФ, а милиция общественной безопасности - также соответствующим
органам исполнительной власти субъектов РФ. Министр внутренних дел РФ осуществляет
руководство всей российской милиции.
Правовые
основы организации и деятельности милиции определены Законом «О милиции»[9],
Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) В РФ, утвержденным
Указом Президента РФ от 12 февраля 1993г.[10] и другими нормативными актами.
Службами
и подразделениями милиции общественной безопасности - патрульно-постовой службой,
службой участковых инспекторов, Государственной инспекцией безопасности дорожного
движения (ГИБДД), службой вневедомственной охраны и рядом других - осуществляется
административная деятельность. Она регулируется нормами административного права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|