на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Книга: Общий менеджмент

Книга: Общий менеджмент

Общий менеджмент

Преподаватель:

к.э.н., профессор

Лариса Александровна Бирман

Москва, 2009


Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины "Общий менеджмента" – дать слушателю представление о том разделе управления, который рассматривает общие принципы управления применительно к первичной ячейке хозяйственной жизни – организации - и сформировать основные понятия современных принципов управления организацией. Теоретическим фундаментом предмета являются "Макро- и Микро- экономика"; в свою очередь менеджмент формирует базовые знания для изучения таких важных дисциплин как "стратегический менеджмент", "финансовый менеджмент", "инвестиционный менеджмент", "стратегия выхода из кризиса", сравнительный менеджмент. Значение дисциплины определяется тем, что, опираясь на ее основы и претворяя в жизнь ее рекомендации, передовые страны добиваются постоянного роста эффективности производства и преодолевают проблемы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности. Особенно интересен опыт стран Юго-Восточной Азии как удачный пример построения менеджмента в полном соответствии с менталитетом соответствующей нации.

Задачи дисциплины не только в том, чтобы сформировать представление об основах управления, но и позволить освоить определенные навыки профессии менеджера с учетом специфики современного состояния экономики России.

Особое внимание будет обращено на методику принятия эффективных управленческих решений и разрешение психологических проблем, возникающих в процессе формирования коллектива и управления им. Практическое применение должны найти рекомендации по рационализации труда руководителя и воспитанию им психологической устойчивости.

Основой изучения курса является предлагаемое учебно-методическое пособие, курс лекций, читаемый по дисциплине, а также рекомендованная литература, список которой прилагается.


Программа дисциплины

менеджмент психологический руководитель управление

Раздел 1. Менеджмент как теория и практика управления организацией.

Тема 1. Сущность менеджмента.

Место менеджмента в общей теории управления; менеджмент как наука и искусство.

Экономическая и социальная эффективность, возрастание влияния социальной эффективности на достижение конкурентных преимуществ.

Развитие менеджмента как результат обобщения практики управления. Основные этапы формирования и развития менеджмента. Менталитет и его влияние на принципы и формы менеджмента.

Значение менеджмента в достижении целей организации в связи с глобализацией производства, усилением фактора неопределенности, усложнением социальной ситуации.

Организация как объект менеджмента.

Основные признаки организации. Формальные и неформальные организации. Этапы жизненного цикла организации.

Факторы, определяющие деятельность организации.

Тема 2. Характеристики организации.

Понятие внешней среды организации:

Факторы прямого воздействия (поставщики, покупатели, конкуренты, государственная законодательная деятельность, профсоюзы);

Факторы косвенного воздействия (состояние экономики, политические, социальные, экологические, культурные факторы, научно-технический прогресс, международные отношения).

Взаимозависимость, сложность, подвижность, неопределенность факторов внешней среды, степень их влияния на разные организации и разные подразделения организаций. Усиление влияния внешней среды на деятельность организаций по мере усложнения производства, развития международного разделения труда и интеграционных процессов в мировом хозяйстве.

Внутренняя среда организации.

Современная классификация ресурсов организации. Понятие материальных, людских, инвестиционных и информационных ресурсов. Интеллектуально-креативный ресурс и его элементы. Связь характера организации и используемых ресурсов. Особенности состава и структуры ресурсов в производственной и непроизводственной сферах.

Постоянное повышение эффективности использования всех видов ресурсов – главное условие выживания в рыночной экономике. Пути повышения эффективности:

снижение расхода материальных ресурсов и инвестиций на единицу потребительского эффекта за счет их рационального использования и повышения качества продукции;

рост эффективности использования человеческих ресурсов за счет внедрения новой техники, технологии современной организации труда, опирающейся на принципы теории управления, психологические методы;

ускорение получения информации и повышение ее достоверности за счет внедрения достижений науки и техники.

Внутренняя структура организации:

Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Структура организации, различные типы структур, подразделения и группы.

Необходимость координации деятельности подразделений и обеспечения едино-направленности их целей для эффективной деятельности организации.

Коммуникации и их роль в деятельности организации. Понятие и виды коммуникаций. Типы коммуникационных сетей, факторы, влияющие на коммуникацию.

Организационная (корпоративная) культура и ее место в повышении эффективности производства.

Прочие факторы, влияющие на организацию: формы собственности, сфера функционирования, размер организации.

Раздел 2. Функции менеджмента.

Административное, социально-психологическое и экономическое управление. Необходимость сочетания всех методов.

Развитие принципов менеджмента по мере усложнения производства и роста благосостояния населения. Смещение центра тяжести в менеджменте с процесса принятия решения на пути наиболее эффективного претворения их в жизнь. Возрастание роли психологического аспекта в менеджменте.

Функции менеджмента, их неразрывная связь и взаимообусловленность.

Тема 3. Стратегическое планирование.

Необходимость и сущность стратегического планирования в современных условиях, процесс стратегического планирования.

Определение миссии организации. Факторы и критерии выбора миссии.

Выбор целей, их конкретность, измеримость, временная определенность, достижимость. Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели. Понятие дерева целей и луковица целей, принципы их построения.

Оценка и анализ внешнего окружения: макро- и микроэкономические среды как факторы, влияющие на выбор цели.

Управленческое обследование внутренней среды и его воздействие на выбор цели.

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии: рост, ограниченный рост, сокращение, комбинация вариантов. Влияние на выбор стратегии этапа жизненного цикла организации.

Реализация стратегии – выбор тактики и политики, разработка процедур, правил, бюджетов. Планирование и организация процесса реализации стратегии.

Тема 4. Делегирование ответственности и полномочий.

Необходимость и сущность делегирования как критерия квалификации менеджера. Понятие ответственности и полномочий, концепция принятия и пределов полномочий и ответственности. Проблемы осуществления делегирования с точки зрения руководителя и подчиненных.

Необходимость определения структуры организации, исходя из системы разделения труда и делегирования.

Бюрократическая структура, ее достоинства и недостатки. Функциональная организационная структура, границы ее применения. Продуктовая, потребительская, региональная структуры; сферы их использования. Матричные и проектные структуры. Достоинства и недостатки разных типов структур.

Централизация и децентрализация; показатели и факторы, определяющие степень децентрализации. Сравнительная характеристика централизованных и децентрализованных систем управления.

Изменение структуры и степени децентрализации в течение жизненного цикла организации.

Тема 5. Мотивация и потребности.

Сущность мотивации и ее роль в повышении эффективности организации.

Потребности как основа мотивации; первичные и вторичные потребности. Влияния пола, возраста, профессии, НТР, социального статуса и культурного уровня на уровень и структуру потребности личности.

Содержательные и процессуальные теории мотивации. Теории "х", "у", "z" и их воздействие на практику осуществления мотиваций.

Материальные и моральные формы поощрения и взыскания.

Современная практика мотивации

экономические методы;

управление по целям;

обогащение труда;

метод участия.

Возрастание роли нематериальных методов.

Тема 6. Контроль.

Сущность контроля и его роль в уменьшении влияния на организацию неопределенности, предупреждении возникновения кризисных ситуаций как результата ошибок в процессе управления, развитии успехов.

Принципы контроля, их неразрывная связь с функциями управления, воздействие на психологический климат в коллективе.

Виды контроля – предварительный, текущий, заключительный. Специфика каждого вида применительно к отдельным группам ресурсов.

Процесс контроля, необходимые условия успешности контроля – демократичность и гласность. Конечная цель контроля – переход к самоконтролю.

Раздел 3. Профессия менеджера.

Тема 7. Особенности профессии менеджера.

Менеджер – профессия или призвание. Специфика деятельности; менеджер и бизнесмен; влияние сферы деятельности (производство, обращение, сфера услуг, работа с кадрами и т.д.) на содержание деятельности. Эффективность деятельности менеджера.

Специфика деятельности руководителей высшего, среднего и низшего звена.

Роли менеджера в организации: межличностное общение, создание и использование коммуникаций, принятие решений.

Руководитель и лидер. Понятие лидерства. Влияние и власть. Формы влияния и власти. Стили руководства и типы руководителей. Теории "х" и "у" о типе руководителей. Решетка Блейк-Мутон. Связь стиля руководства и ситуации. Ведение переговоров как форма межличностного общения.

Тема 8. Менеджер как руководитель информационного процесса.

Значение информации в управлении. Достоверность и своевременность, полнота, объективность, экономичность – необходимые качественные характеристики информации. Этапы передачи информации. Принципы построения информационных систем. Причины искажения информации в информационном процессе и пути их устранения.

Тема 9. Принятие решений.

Сущность процесса принятия решений, виды решений.

Особенность управленческих и организационных решений. Принципы классификации решений:

по степени воздействия на организацию;

по времени воздействия;

по степени обязательности;

по способам принятия;

по полю действия;

по среде осуществления;

по методам принятия;

по степени повторяемости.

Достоинства и недостатки рационального подхода. Этапы принятия решений: диагноз проблемы, формулирование критериев и ограничений, выявление альтернатив и их оценка по критериям второго этапа, окончательный выбор. Реализация решений и анализ их правильности.

Раздел 4. Социальный аспект менеджмента.

Тема 10. Психологический климат в коллективе.

Комфортный психологический климат – важнейшее условие эффективной деятельности коллектива в современных условиях. Факторы, влияющие на психологический климат: объективные и субъективные условия создания комфортного психологического климата.

Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации. Сущность и стадии развития конфликта.

Конструктивные конфликты как выявление различных точек зрения на проблему и фактор повышения результативности деятельности. Консенсус как форма разрешения конструктивного конфликта.

Деструктивные конфликты и их разрушительное действие. Формализация отношений и психологический антагонизм.

Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповой.

Объективные и субъективные условия возникновения конфликта.

Модель конфликта как процесса.

Предупреждение деструктивного конфликта и поощрение конструктивного конфликта – важнейшая задача руководителя.

Пути выхода из деструктивного конфликта.

Тема 11. Труд руководителя.

Понятие производительности труда руководителя, показатели производительности труда. Время – важнейший и дефицитнейший ресурс. Использование времени как показатель эффективности труда руководителя. Основные направления улучшения использования времени.

Совершенствование методов личной работы: организация рабочего дня, рабочей недели. Порядок проведения переговоров, совещаний, бесед с подчиненными и посетителями. Ведение телефонных разговоров, оформление инструктивных материалов. Организация взаимоотношений с сотрудниками.

Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Обстоятельства, осложняющие деятельность руководителя.

Стресс как органическая составляющая психологического состояния, позитивные и негативные стрессы. Негативный стресс как проявление внутренней дисгармонии, энергетического дисбаланса.

Учение Берне о 4-х типах жизненных позиций и их использование в работе с людьми.

Пути предупреждения стресса и борьба с ним.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1.  Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Инфра-М, 2006.

2.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.: Изд-во МГУ, 2004

3.  Герчикова И.Н. Менеджмент М.: Высшая школа, 2006.

4.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоуори Ф. Основы менеджмента/ Пер.с англ. М.: Дело, 2004.

5.  Медведев В.П. Основы менеджмента -. М.: ООО Издателько-консалтинговая компания "ДеКА", 2002.

6.  Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. М:,ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.