В зависимости от сочетания скорости, силы и
продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из
которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и
фрустрация.
Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается
слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение
может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по
поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние.
Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека,
отражается на его активности, стремлениях. действиях и поведении. Обычно по
преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым,
жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее
настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может
быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние
нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным
состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным
эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным
действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные
страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть –
это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой
личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро
возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния
(аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в
виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных
движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной
скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при
приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на
деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии
аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за
своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может
переживаться в аффективной форме. Аффект – это уже не радость, а восторг, не
горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при
ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека
к самообладанию.
Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в
различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и
устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех
случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при
этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство
коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее
это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и
наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности
людей. Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил
человека.
Стресс (англ. stress – напряжение)
представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения,
которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную
перегрузку. Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г. Селье.
Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии тревоги (мобилизации защитных
сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения
(последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными
для данной личности условиями и переживается с большой внутренней
напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья,
большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные
решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается
кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или
иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные
движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдается растерянность,
трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти,
мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход
его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на
физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе
появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и
четкость мысли, сообразительность. Поведение в стрессовых состояниях
существенно зависит от типа нервной системы человека, силы или слабости его
нервных процессов. Ситуация экзамена обычно хорошо выявляет устойчивость
человека к стрессогенным воздействиям. Одни из экзаменующихся теряются,
обнаруживают провалы памяти, не могут сосредоточиться на содержании вопроса,
другие на экзамене оказываются более собранными и активными, чем в повседневных
обстоятельствах.
Фрустрация – это психическое состояние
дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно
непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями
на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью
личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.
Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что
человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации
человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может
проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие
к окружению, неограниченное самобичевание.
Чувство – это более сложное, чем эмоция,
постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к
объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и
длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувство включает
в себя целую гамму эмоций, чувство определяет динамику и содержание эмоций.
Чувства обычно классифицируют по содержанию.
Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные или нравственные чувства – это чувства, в которых
проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства
симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества,
долга, совести и патриотизма). Моральные чувства переживаются людьми в связи с
выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые
определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошими и дурными,
справедливыми и несправедливыми.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе
умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и
выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности
и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным
чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность,
неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются в связи с
восприятием предметов, явлений и отношении окружающего мира и отражают отношение
субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических
чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот,
дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.
Эти чувства проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции
эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это чувство
красивого и безобразного, грубого, чувство величия или, наоборот, низости, пошлости,
чувство трагического и комического.
Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
– Сигнальная (коммуникативная) функция
выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительным движениями:
мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты),
изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или
побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о
том, какие эмоции и чувства переживает человек. Они позволяют ему передать свои
переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и
явлениям окружающей действительности.
– Регулятивная функция выражается в том, что
стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют
преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций
снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего
напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной
жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
– Отражательная (оценочная) функция
выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь
организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них
факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
– Побудительная (стимулирующая) функция.
Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение
задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего
потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к
действию.
– Подкрепляющая функция выражается в том,
что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и
надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха – неуспеха» обладают
способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
– Переключательная функция обнаруживается
при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая
потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива,
его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или
другую сторону.
– Приспособительная функция. Эмоции
возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех ли иных условий с целью удовлетворения актуальных для них
потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность
эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Мотивация и эмоции
Высшие эмоции человека – это мотивы поведения, т.е.
они способны побуждать и направлять человека, стимулировать его совершать
определенные действия и поступки.
Между мотивацией и
эмоцией имеются сходство и различие. Чтобы произошла адаптация к возникающим
перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация
слишком сильна, мы лишаемся части наших возможностей, и адаптация становится
менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки
эмоций и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь
эмоциональными реакциями.
Существует оптимум
мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие
оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций
ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и
реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации.
Оптимум мотивации
Психологи разных стран
признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей
эффективности, точнее говоря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит
перед нами среда. Линдслей показал, что когда активация становится чрезмерной,
эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и
ослабления контроля. Однако экспериментальное доказательство существования
оптимума мотивации было получено гораздо позже ввиду трудностей
экспериментального изучения эмоций. Первые работы, в которых был выявлен этот
оптимум, не касались собственно эмоции, но они установили зависимость между
показателем активации и качеством исполнения. Йеркс и Додсон были первыми, кто
обнаружил оптимум мотивации у животных. Однако их работы не сразу получили
признание.
Законы Йеркса – Додсона
Законы Йеркса и Додсона – эмпирические
закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе
определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается
колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня
растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после
достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе
определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более
низкий уровень мотивации.
Эмоции и учебная деятельность
Условием успешной учебной деятельности является
сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального
возбуждения.
Эмоции могут способствовать и наоборот затруднять
процесс обучения. Так, например, положительные эмоции способствуют лучшему
запоминанию учебного материала, улучшению внимания. Эмоционально-мыслительные
вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности.
На успешность учебы влияют эмоциональные свойства
личности: что он любит, что ненавидит, к чему равнодушен.
Эмоционально-нравственное развитие личности –
длительный процесс, который зависит от внешних и внутренних факторов.
Эмоционально-нравственные отношения создаются на основе взаимодействия
преподавателя и учащегося, где важнейшим компонентом является понимание
эмоционального состояния партнера. В учебной ситуации наблюдается
психологический комфорт для ее участников, когда преподаватель гибко реагирует
на поведение обучающегося, пытается соблюдать свои и его интересы, стимулирует
процессы самостоятельной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3
|