на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Эмоции и учебный процесс

В учебной ситуации проявляются три состояния обучающегося:

– поставленная задача решается легко, человек чувствует комфортное состояние

– предлагаемая задача разрешается с некоторой помощью преподавателя или других участников ситуации, человек находится в относительном равновесии

– наблюдается ситуативная неспособность справиться с требованиями конкретной задачи, так как у человека проявляется дисбаланс во взаимодействии.

При этом эмоционально-нравственное развитие и соответствующее ему поведение является результатом личной оценки обучающимся внешних и внутренних факторов. Наиболее ярко эмоциональные реакции наблюдаются в критических ситуациях.

Сегодня этическая, или эмоциональная, культура еще не является стержневым элементом культуры личности обучающегося. Нравственно-этическое отношение в действительности должно быть универсальным и проецироваться на всю систему взаимоотношений. При проектировании учебных ситуаций преподаватель должен выстраивать учебный материал таким образом, чтобы общение для обучающегося стало социально, профессионально и личностно значимым. Интересно построенное учебное занятие приводит к быстрому развитию мышления и творческого потенциала личности, поэтому в учебный процесс следует активнее внедрять учебные ситуации творческого характера. Подобные ситуационные модели обучения способствуют гармоничному развитию личности и обеспечивают эмоциональную разрядку на занятиях, а также эмоциональное стимулирование.

 


Заключение

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образуют его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность.

Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью также понимается сила влияния эмоций на мышление и поведение.

В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти, мышления и др.

Чувства и эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства и эмоции непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обуславливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. На разных этапах развития у личности неоднократно меняются потребности и мотивы.

Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.

Умение владеть своими эмоциями предполагает культура чувств. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.

Существенное значение в воспитании эмоций имеет также совершающееся в процессе умственного, нравственного и эстетического воспитания повышение общего уровня развития и его широты.


Практическая часть

 

Психологическая карта личности

Проявление эмоций зависит от особенностей темперамента, Рубинштейн говорил: «Эмоциональная сфера в структуре личности у разных людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим в зависимости отчасти от темперамента человека и особенно от того, как глубоки его переживания…»[4] Поэтому первым делом я определю свой темперамент.

Особенности темперамента (метод Айзенка)

1.  Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение? (нет)

2.  Ты часто нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить и утешить? (да) 1

3.  Ты человек беспечный? (нет)

4.  Не находишь ли ты, что тебе трудно ответить «нет»? (да) 1

5.  Задумываешься ли ты перед тем, как что-либо предпринять? (да)

6.  Если ты обещал что-либо сделать, всегда ли сдержишь свое слово? (да) 1

7.  Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения? (да) 1

8.  Обычно ли поступаешь и говоришь быстро, не раздумывая? (нет)

9.  Часто ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин? (да) 1

10.  Сделал ли бы ты все, что угодно, на спор? (нет)

11.  Возникает ли у тебя чувство робости или смущения, когда ты хочешь завести разговор с симпатичным незнакомцем? (да) 1

12.  Выходишь ли ты иногда из себя, злишься? (да)

13.  Часто ли ты действуешь под влиянием минутного настроения? (да) 1

14.  Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь такое, что не следовало бы делать или говорить? (да) 1

15.  Предпочитаешь ли ты книги встречам с людьми? (да)

16.  Легко ли тебя обидеть? (да) 1

17.  Любишь ли ты часто бывать в компаниях? (нет)

18.  Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других? (да)

19.  Верно ли то, что иногда ты полон энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем вял? (да) 1

20.  Предпочитаешь ли ты иметь меньше друзей, но зато особенно близких тебе? (да)

21.  Часто ли ты мечтаешь? (да) 1

22.  Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же? (нет)

23.  Часто ли тебя беспокоит чувство вины? (да) 1

24.  Все ли твои привычки хороши и желательны? (нет)

25.  Способен ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? (нет)

26.  Считаешь ли ты себя человеком возбудимым и чувствительным? (да) 1

27.  Считают и тебя человеком милым и веселым? (нет)

28.  Часто ли ты, сделав какое-нибудь важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать его лучше? (да) 1

29.  Ты часто молчишь, когда находишься в обществе других людей? (да)

30.  Ты иногда сплетничаешь? (да)

31.  Бывает ли, что тебе не спится от того, что в голову лезут разные мысли? (да) 1

32.  Если ты хочешь узнать о чем-нибудь, то ты предпочитаешь прочесть об этом в книге, нежели спросить? (да)

33.  Бывают ли у тебя сердцебиения? (да) 1

34.  Нравится ли тебе работа, требующая постоянного внимания? (да) 1

35.  Бывают ли у тебя приступы дрожи? (да) 1

36.  Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не опасался проверки? (да) 1

37.  Тебе неприятно находится в обществе, где подшучивают друг над другом? (да)

38.  Раздражен ли ты? (да) 1

39.  Нравится ли тебе работа, которая требует быстрых действий? (да) 1

40.  Волнуешься ли ты по поводу каких-либо неприятных событий, которые могли бы произойти? (да) 1

41.  Ты ходишь медленно и неторопливо? (нет) 1

42.  Ты когда-нибудь опаздывал на работу или свидание? (да)

43.  Часто ли тебе снятся кошмары? (нет)

44.  Верно ли, что ты так любишь поговорить, что никогда не упускаешь случая побеседовать с незнакомым человеком? (нет)

45.  Беспокоят ли тебя какие-либо боли? (да) 1

46.  Ты бы чувствовал себя несчастным человеком, если бы длительное время был лишен широкого общения с людьми? (да) 1

47.  Можешь ли ты назвать себя нервным человеком? (да) 1

48.  Если среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся? (да)

49.  Можешь ли ты сказать, что весьма уверенный в себе человек? (нет)

50.  Легко ли ты обижаешься, когда люди указывают тебе на твои ошибки в работе или на твои промахи? (нет)

51.  Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? (нет) 1

52.  Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других? (да) 1

53.  Легко ли тебе внести оживление в дольно скучную компанию? (нет)

54.  Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься? (да)

55.  Беспокоишься ли ты о своем здоровье? (да) 1

56.  Любишь ли ты подшучивать над другими? (да) 1

57.  Страдаешь ли ты от бессонницы? (да) 1

Результаты:

Корректурная шкала «скрытность-откровенность» (L): 2 балла

Шкала «интроверсия-экстраверсия» (Е): 7 баллов

Шкала «эмоциональная устойчивость-нейротизм» (N): 22 балла

Нейротизм

N

24

                         Я (7; 22)

22

Меланхолик Холерик

7 12 24

Интроверсия Экстраверсия

Флегматик Сангвиник

Эмоциональная устойчивость


По результатам теста мой темперамент соответствует меланхолику, соответственно я интроверт и нейротик.

Интроверсия означает, что я отношусь к людям, для которых наибольший интерес представляют явления собственного мира. Я склонна к самоанализу, необщительна, замкнута. Испытываю трудности в социальной адаптации. Аккуратна, педантична.

К нейротикам относятся люди, эмоционально нестабильные. Это означает, что я очень чувствительна, тревожна, могу очень долго переживать по мелочам и болезненно переживать неудачи.

Так как я меланхолик, то для меня характерна эмоциональная чуткость, но сдержанность в выражении своих чувств. В стрессовых ситуациях, например на экзамене, и я могу растеряться. Я быстро утомляюсь и нуждаюсь в продолжительном отдыхе.

Шкала оценки значимости эмоций

Чтобы определить те эмоций и состояний, которые способны доставить удовольствие, используется шкала оценки значимости эмоций. Определяется это с помощью ранжирования эмоциональных предпочтений, т.е. путем расстановки того, что нравится во-первых, во-вторых…в-десятых.

Результаты в таблице:

Описание чувств Ранг
1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке 9
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретение новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше 8
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься хороших результатов 1
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются 3
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни 4
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей 7
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явлений, подтверждение твоих догадок и предложений 5
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности 10
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей 2
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, картин, стихов и других произведений искусства 6

По этим результатам можно сделать вывод, что наибольшее удовольствие мне доставляют те эмоции и состояния, когда моя работа идет хорошо, все получается, когда я и все довольны мною и моей деятельностью. Ниже рангом идут эмоции и состояния, связанные с чем-то новым, с какими-то изменениями в жизни. И менее всего доставляет мне удовольствие чувство риска, азарта, состояние опасности.


Список литературы

1.  Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др. – М.: Инфра-М, 1998.

2.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.

3.  Общая психология: Учеб. для студентов пед. инт-ов/А.В. Петровский, В.П. Зинченко и др. – М.: Просвещение, 1986.

4.  Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10–11 кл. – М.: Просвещение, 1995.

5.  Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003.

6.  Практикум по психологии для студентов 1 курса общеэкономического факультета заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Психология и педагогика». – СПб.: СПбГУЭФ, 1999.

7.  Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2005.


[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С.551.

[2] Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1995.  – С.76-77.

[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С.565.

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С.572.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.