В учебной ситуации проявляются три состояния
обучающегося:
– поставленная задача решается легко,
человек чувствует комфортное состояние
– предлагаемая задача разрешается с
некоторой помощью преподавателя или других участников ситуации, человек
находится в относительном равновесии
– наблюдается ситуативная неспособность
справиться с требованиями конкретной задачи, так как у человека проявляется
дисбаланс во взаимодействии.
При этом эмоционально-нравственное развитие и
соответствующее ему поведение является результатом личной оценки обучающимся
внешних и внутренних факторов. Наиболее ярко эмоциональные реакции наблюдаются
в критических ситуациях.
Сегодня этическая, или эмоциональная, культура
еще не является стержневым элементом культуры личности обучающегося.
Нравственно-этическое отношение в действительности должно быть универсальным и
проецироваться на всю систему взаимоотношений. При проектировании учебных
ситуаций преподаватель должен выстраивать учебный материал таким образом, чтобы
общение для обучающегося стало социально, профессионально и личностно значимым.
Интересно построенное учебное занятие приводит к быстрому развитию мышления и
творческого потенциала личности, поэтому в учебный процесс следует активнее
внедрять учебные ситуации творческого характера. Подобные ситуационные модели
обучения способствуют гармоничному развитию личности и обеспечивают
эмоциональную разрядку на занятиях, а также эмоциональное стимулирование.
Заключение
Поведение
человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному
влияют на поведение. Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей
человека образуют его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как
эмоциональность.
Это качество
можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные,
затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные
по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью также
понимается сила влияния эмоций на мышление и поведение.
В нашей
психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные
моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти,
мышления и др.
Чувства и
эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость
и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и
прочнее. Чувства и эмоции непроизвольно активизируют или, наоборот,
затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии,
придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и
стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной
степени обуславливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни.
Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими,
мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и
трудоспособность.
Неповторимые
индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение
всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. На разных этапах
развития у личности неоднократно меняются потребности и мотивы.
Важнейшими
направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных,
моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть
своими эмоциями.
Умение
владеть своими эмоциями предполагает культура чувств. Любой человек в силах
регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.
Существенное
значение в воспитании эмоций имеет также совершающееся в процессе умственного,
нравственного и эстетического воспитания повышение общего уровня развития и его
широты.
Психологическая карта личности
Проявление эмоций зависит от особенностей
темперамента, Рубинштейн говорил: «Эмоциональная сфера в структуре личности у
разных людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим в
зависимости отчасти от темперамента человека и особенно от того, как глубоки
его переживания…»[4] Поэтому
первым делом я определю свой темперамент.
Особенности темперамента (метод Айзенка)
1.
Часто
ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться,
испытать возбуждение? (нет)
2.
Ты
часто нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить и утешить?
(да) 1
3.
Ты
человек беспечный? (нет)
4.
Не
находишь ли ты, что тебе трудно ответить «нет»? (да) 1
5.
Задумываешься
ли ты перед тем, как что-либо предпринять? (да)
6.
Если
ты обещал что-либо сделать, всегда ли сдержишь свое слово? (да) 1
7.
Часто
ли у тебя бывают спады и подъемы настроения? (да) 1
8.
Обычно
ли поступаешь и говоришь быстро, не раздумывая? (нет)
9.
Часто
ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин? (да) 1
10.
Сделал
ли бы ты все, что угодно, на спор? (нет)
11.
Возникает
ли у тебя чувство робости или смущения, когда ты хочешь завести разговор с симпатичным
незнакомцем? (да) 1
12.
Выходишь
ли ты иногда из себя, злишься? (да)
13.
Часто
ли ты действуешь под влиянием минутного настроения? (да) 1
14.
Часто
ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь такое, что не
следовало бы делать или говорить? (да) 1
15.
Предпочитаешь
ли ты книги встречам с людьми? (да)
16.
Легко
ли тебя обидеть? (да) 1
17.
Любишь
ли ты часто бывать в компаниях? (нет)
18.
Бывают
ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других? (да)
19.
Верно
ли то, что иногда ты полон энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем
вял? (да) 1
20.
Предпочитаешь
ли ты иметь меньше друзей, но зато особенно близких тебе? (да)
21.
Часто
ли ты мечтаешь? (да) 1
22.
Когда
на тебя кричат, ты отвечаешь тем же? (нет)
23.
Часто
ли тебя беспокоит чувство вины? (да) 1
24.
Все
ли твои привычки хороши и желательны? (нет)
25.
Способен
ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? (нет)
26.
Считаешь
ли ты себя человеком возбудимым и чувствительным? (да) 1
27.
Считают
и тебя человеком милым и веселым? (нет)
28.
Часто
ли ты, сделав какое-нибудь важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать
его лучше? (да) 1
29.
Ты
часто молчишь, когда находишься в обществе других людей? (да)
30.
Ты
иногда сплетничаешь? (да)
31.
Бывает
ли, что тебе не спится от того, что в голову лезут разные мысли? (да) 1
32.
Если
ты хочешь узнать о чем-нибудь, то ты предпочитаешь прочесть об этом в книге,
нежели спросить? (да)
33.
Бывают
ли у тебя сердцебиения? (да) 1
34.
Нравится
ли тебе работа, требующая постоянного внимания? (да) 1
35.
Бывают
ли у тебя приступы дрожи? (да) 1
36.
Всегда
ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не опасался проверки? (да) 1
37.
Тебе
неприятно находится в обществе, где подшучивают друг над другом? (да)
38.
Раздражен
ли ты? (да) 1
39.
Нравится
ли тебе работа, которая требует быстрых действий? (да) 1
40.
Волнуешься
ли ты по поводу каких-либо неприятных событий, которые могли бы произойти? (да)
1
41.
Ты
ходишь медленно и неторопливо? (нет) 1
42.
Ты
когда-нибудь опаздывал на работу или свидание? (да)
43.
Часто
ли тебе снятся кошмары? (нет)
44.
Верно
ли, что ты так любишь поговорить, что никогда не упускаешь случая побеседовать
с незнакомым человеком? (нет)
45.
Беспокоят
ли тебя какие-либо боли? (да) 1
46.
Ты бы
чувствовал себя несчастным человеком, если бы длительное время был лишен
широкого общения с людьми? (да) 1
47.
Можешь
ли ты назвать себя нервным человеком? (да) 1
48.
Если
среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся? (да)
49.
Можешь
ли ты сказать, что весьма уверенный в себе человек? (нет)
50.
Легко
ли ты обижаешься, когда люди указывают тебе на твои ошибки в работе или на твои
промахи? (нет)
51.
Ты
считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? (нет) 1
52.
Беспокоит
ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других? (да) 1
53.
Легко
ли тебе внести оживление в дольно скучную компанию? (нет)
54.
Бывает
ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься? (да)
55.
Беспокоишься
ли ты о своем здоровье? (да) 1
56.
Любишь
ли ты подшучивать над другими? (да) 1
57.
Страдаешь
ли ты от бессонницы? (да) 1
Результаты:
Корректурная шкала «скрытность-откровенность» (L): 2 балла
Шкала «интроверсия-экстраверсия» (Е): 7 баллов
Шкала «эмоциональная устойчивость-нейротизм» (N): 22
балла
Нейротизм
N
24
Я
(7; 22)
22
Меланхолик Холерик
7 12 24
Интроверсия Экстраверсия
Флегматик Сангвиник
Эмоциональная
устойчивость
По
результатам теста мой темперамент соответствует меланхолику, соответственно я
интроверт и нейротик.
Интроверсия
означает, что я отношусь к людям, для которых наибольший интерес представляют
явления собственного мира. Я склонна к самоанализу, необщительна, замкнута.
Испытываю трудности в социальной адаптации. Аккуратна, педантична.
К нейротикам
относятся люди, эмоционально нестабильные. Это означает, что я очень чувствительна,
тревожна, могу очень долго переживать по мелочам и болезненно переживать
неудачи.
Так как я
меланхолик, то для меня характерна эмоциональная чуткость, но сдержанность в
выражении своих чувств. В стрессовых ситуациях, например на экзамене, и я могу
растеряться. Я быстро утомляюсь и нуждаюсь в продолжительном отдыхе.
Шкала оценки
значимости эмоций
Чтобы
определить те эмоций и состояний, которые способны доставить удовольствие,
используется шкала оценки значимости эмоций. Определяется это с помощью
ранжирования эмоциональных предпочтений, т.е. путем расстановки того, что
нравится во-первых, во-вторых…в-десятых.
Результаты в
таблице:
Описание чувств |
Ранг |
1. Чувство необычного,
таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке |
9 |
2. Радостное волнение,
нетерпение при приобретение новых вещей, предметов коллекционирования,
удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше |
8 |
3. Радостное
возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь,
что добиваешься хороших результатов |
1 |
4. Удовлетворение,
гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность или превосходство
над соперниками, когда тобой искренне восхищаются |
3 |
5. Веселье,
беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой,
отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни |
4 |
6. Чувство радости и
удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей |
7 |
7. Горячий интерес,
наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными
фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явлений,
подтверждение твоих догадок и предложений |
5 |
8. Боевое возбуждение,
чувство риска, упоение, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности |
10 |
9. Радость, хорошее
настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых
уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь
помощь и одобрение со стороны других людей |
2 |
10. Своеобразное сладкое
и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, картин,
стихов и других произведений искусства |
6 |
По этим результатам можно сделать вывод,
что наибольшее удовольствие мне доставляют те эмоции и состояния, когда моя работа идет хорошо, все получается, когда я и все довольны мною и моей деятельностью. Ниже рангом идут эмоции и состояния, связанные с чем-то новым, с
какими-то изменениями в жизни. И менее всего доставляет мне
удовольствие чувство риска, азарта, состояние опасности.
1. Психология и педагогика:
Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др. – М.:
Инфра-М, 1998.
2. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.
3. Общая психология: Учеб.
для студентов пед. инт-ов/А.В. Петровский, В.П. Зинченко и др. – М.:
Просвещение, 1986.
4. Немов Р.С. Психология:
Пособие для учащихся: 10–11 кл. – М.: Просвещение, 1995.
5. Психология личности /
Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003.
6. Практикум по психологии
для студентов 1 курса общеэкономического факультета заочной формы обучения,
изучающих дисциплину «Психология и педагогика». – СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
7. Большая энциклопедия
психологических тестов. – М.: Эксмо, 2005.
[1] Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С.551.
[2] Немов Р.С. Психология:
Пособие для учащихся: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – С.76-77.
[3] Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С.565.
[4] Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – С.572.
|