В противовес
фаталистическим и релятивистским теориям Шпенглера и его последователей Тойнби
ищет прочного основания для объединения человечества, пытается нащупать пути
мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству». Вершиной
земного прогресса явилось бы, согласно Тойнби, создание «общины святых». Ее
члены были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с Богом, хотя бы и
ценой тяжких усилий трансформировать человеческую природу. Только новая
религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойнби, примирить
враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе
и тем самым спасти человечество от гибели».
В реализации механизма
Вызова — Ответа свою роль играет не только творческое меньшинство, но и
пассивное большинство («пролетариат»), которое участвует в этом процессе через
социальное подражание, или мимесис. Вызов должен быть настолько значимым, чтобы
ощущаться всем обществом, тогда мимесис становится возможным. Мимесис
проявляется как в примитивных, так и в развитых цивилизациях. Однако действие
мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если в примитивных обществах
мимесис, выражаясь в обычаях и подражании старейшинам, направлен в прошлое и
является гарантом стабильности общества, то при вступлении общества на путь
цивилизации мимесис в основном направлен на творческое меньшинство как ориентир,
являясь, таким образом связующим звеном между активными и пассивными членами
общества. Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие в
обществе следующих факторов:
1) в обществе должны
присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ (элита или
творческое меньшинство);
2) большинство должно
быть готово к принятию данного ответа, то есть, грубо говоря, «созреть» для
ответа.
2.1 Характеристика
отдельных стадий развития цивилизации
Генезис
Тойнби обуславливает
генезис независимых цивилизаций мутацией примитивных обществ, а родственно
связанных - через отделение от предшествующих цивилизаций. Прогресс, или рост
цивилизаций представляет собой кумулятивное поступательное движение.
Тойнби выделяет два
пути возникновения цивилизаций: через мутацию примитивного общества и через
отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших
цивилизаций. Как и следовало ожидать, в обоих случаях Тойнби объясняет генезис
с помощью концепции Вызов-и-Ответ. Он отрицает решающую роль как расовых
факторов, в отличие от расовых теорий, постулирующих различную
«государствообразующую» силу разных рас, так и благоприятных природных условий.
Замечая, что природные условия могут влиять на характер цивилизации, он,
однако, говорит, что для успешного зарождения необходимо появление Вызова -
стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые могут положительным
образом повлиять на успешный генезис цивилизации:1) стимул природной среды:
стимул бесплодной земли; стимул новой земли; 2)стимул окружения: стимул удара
(реакция на нападение); стимул давления (“форпост”); стимул ущемления
(бедность, рабство, национальная дискриминация).
Как видно из
приведенного выше списка, стимулы могут быть как природными, так и социальными.
Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы или окружающих
народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и
заставить его начать развиваться. Доказывая свое предположение, Тойнби
анализирует большое количество различных цивилизаций и в каждом случае находит
такой стимул. Среди всех стимулов хотелось бы выделить стимул новой земли, а
точнее, его разновидность — стимул заморской миграции. Он не только побуждает
общество начать развиваться, но и побуждает делать это на принципиально новой
основе: «Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытания заморской
миграцией, относится к области политической. Складывается принципиально новый
тип политической системы — республика, в которой связующий элемент — договор, а
не родство». Что касается зарождения цивилизации из недр материнской
цивилизации, то здесь Тойнби также использует концепцию Вызов-и-Ответ. Правящее
меньшинство, которое больше не является творческим меньшинством, не способно
дать ответ на вызов, стоящий перед обществом и разрушающий его. Тогда в среде
пролетариата возникает новое творческое меньшинство, действительно способное
дать ответ. Постепенно мимесис народных масс перенаправляется на новое
творческое меньшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации.
Таким образом, образование цивилизаций данного типа происходит из-за
неспособности старого меньшинства дать успешный ответ на вызов, стоящий перед
ним.
Рост
Тойнби характеризует
рост не просто как распространение цивилизации вширь, а более глубоко. Территориальная
экспансия ни в коей мере не является показателем развития цивилизации.
Территориальное расширение обычно сопровождается кровопролитными войнами и
свидетельствует скорее не о росте цивилизации, а о регрессе. Захватывание чужих
территорий зачастую говорит о неспособности общества справиться с внутренним
вызовом. «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей
кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты
гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть
агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой на
гибель». Тойнби отказывается также в качестве признака роста принимать и рост
власти над природой. Прогресс в технике и технологии зачастую вызван не общим развитием
общества, а заказом военных, что свидетельствует опять же о надломе. Кроме
того, технический прогресс может приводить к идолизации его как единственного
критерия развития цивилизации и пренебрежению духовной сферой развития
человека. О каком прогрессе может идти речь, если последние достижения науки
используются для уничтожения себе подобных? «Влияние Человека на силы Добра и
Зла возросло невероятно с освоением новых источников энергии, но это, увы, не
прибавило Человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что в
царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм». Суть же прогресса,
по Тойнби, заключается в законе прогрессирующего упрощения — этерификации.
Смысл его заключается в том, что прогрессирующая система должна переходить к
«энергиям все более и более элементарным, тонким и постигаемым лишь при помощи
абстрактных категорий». Закон этерификации проявляет себя многозначно. Сюда
попадает как часть и развитие техники, и движение искусства от пластики к
музыке. Однако для Тойнби, как человека верующего, наиболее важна религиозная
этерификация: «Постепенное восхождение Религии к Богам со все более ясно
очерченной личностью и более чётко определенными отношениями между собой
означает в конечном счете абсорбцию в понятие некой единой божественной
личности; и это в свою очередь вызывает переход от внешнего к внутреннему
представлению о Боге, переход Религии от статики к динамике». Этерификация
неизбежно ведет к «переносу поля действия» — переходу из макрокосма в
микрокосм. Противоречие Человек — Природа постепенно превращается в
противоречие Человек — Человек, внешний вызов преобразуется во внутренний. Если
вначале развития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы
Природы, то по мере развития основными становятся социальные противоречия:
борьба между классами, религиозные, национальные вопросы. На уровне человека
рост означает всю меньшую зависимость от физиологических потребностей и все
прогрессирующее влияние нравственных проблем. «Рост означает, что растущая личность
или цивилизация стремится создать своё собственное окружение, породить своего
собственного возмутителя спокойствия и создать своё собственное поле действия.
Иными словами, критерий роста — это прогрессивное движение в направлении
самоопределения».
Как же происходит
движение цивилизации по пути прогресса? Считая микрокосм первичным фактором,
Тойнби говорит, что рост цивилизации обусловливается изменениями во внутреннем
мире индивидуума. Но эти изменения могут произойти в душе не любого человека, а
лишь у творческого меньшинства. Ответом на вызов в данном случае является
переход Личности на более высокий уровень развития. Однако подавляющая часть
общества остаётся там же, где и была. Таким образом, возникает еще одно очень
важное противоречие «меньшинство-большинство». Большинство может приблизиться к
меньшинству путем механизма мимесиса. Однако нет никаких гарантий того, что это
произойдет. Отсюда возникает опасность отрыва одной социальной группы от
другой. С ростом цивилизации эта пропасть становится все шире и шире, что в
конце концов может привести к надлому цивилизации: вызову, на который
меньшинство уже не способно дать адекватного ответа.
В результате роста
каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. Уникальностью полученного
каждой цивилизацией, опыта, Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее
развита данная цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем
сильнее непохожа она на другие. То есть по мере роста цивилизаций возникает их
дифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре,
искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (у
Шпенглера — культур) различием прафеноменов — первичных символов, лежащих в
основе каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее единство
всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного пути
каждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе,
человеческой жизни и социальных институтах — это искусственный феномен и он
лишь маскирует внутреннее единство».
Надлом
Одним из основных
постулатов теории Освальда Шпенглера является то, что общества суть живые
организмы и поэтому проходит через стадии, обязательные для любого организма:
рождения, роста, увядания и смерти. Однако, как было показано, Тойнби отвергает
эту точку зрения, рассматривая общество лишь как поле действия индивидуумов.
Где же тогда следует искать причину надломов цивилизаций? Как уже говорилось,
процесс роста цивилизации — это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействие
между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянное
противоречие между меньшинством и косной массой. Надлом может произойти по
различным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто не
сможет дать адекватный ответ. Другая причина может крыться в природе мимесиса.
Мимесис, направленный в будущее, означает отказ от обычаев. Таким образом,
система становится слабо сбалансированной и подверженной катаклизмам. Не имея
достаточно чёткого и однозначного ответа на вопрос о причинах надлома, Тойнби
приводит большое количество примеров надломов, из которых можно вычленить
несколько групп:
Отказ большинства от
мимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы
меньшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в «подвешенном»
состоянии, что неизбежно ведёт к хаосу.
Ошибка меньшинства,
выраженная в пассивности после ряда собственных побед. Общество с таким
меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего»
равновесия.
Изоляция правящего
меньшинства от общества и, как следствие, вырождение.
Идолопоклонство —
«интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо
целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности». В эту категорию
попадает очень широкий спектр надломов. В частности, сюда попадает современная
техногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя на
алтарь бога Войны.
Как видно, спектр
опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути её развития, весьма широк. Однако
наступление надлома и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода из
тупиковой ситуации.
Распад
Стадия распада, по
Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который
привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит
расщепление общества на три составляющие:
Правящее меньшинство,
больше не являющееся творческой силой общества, но усиленно цепляющееся за
власть. С целью удержания власти оно создаёт универсальное государство.
Внутренний пролетариат,
не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является
создание вселенской церкви.
Внешний пролетариат. Он
проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.
В духовной сфере распад
общества приводит к расколу в душе. «Раскол в душах людей проявляется в самых
разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В
период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо
противоположный отклик — от абсолютной пассивности до крайних форм активности...
По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся всё
более косными, полярными и более значимыми по своим последствиям».
Разложение общества
сопровождается полным распадом правящей верхушки и появлением нового
творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата. Именно это меньшинство
способно образовать новую цивилизацию. Единственный положительный выход —
«преображение», то есть создание пролетариатом новой религии, опирающейся на
принципиально иную систему ценностей, нежели разлагающаяся цивилизация.
Созданная пролетариатом вселенская церковь является той «куколкой», из которой
и возникнет в будущем новая цивилизация.
Главная движущая сила
истории как развития цивилизаций, по Тойнби, сконцентрирована в творческом
меньшинстве. Творческое меньшинство - это люди, в которых наиболее полно
реализуются конструктивные способности человеческой природы на благо и в
интересах всех членов общества. Неординарные, творческие личности активизируют
все человечество; обычные, простые люди, рядовые члены общества становятся
последователями и проводниками их возвышенных целей. Творческое меньшинство
вдохновляет своим динамизмом, своим прометеевым порывом остальную массу
населения, нетворческое большинство. Общий механизм этого вдохновения со стороны
большинства - мимесис, подражание. Его исправной работе история обязана
привлекательностью и авторитету, а также искусству управления со стороны
творческого меньшинства.
Страницы: 1, 2, 3
|