на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная работа: Советское общество рубежа 80–90-х гг. Русская культура XVIII в

После распада СССР самой «горячей точкой» в России стал Северный Кавказ. В декабре 1994г. С целью «восстановления конституционного порядка» В Чечню были введены федеральные войска, что привело к кровопролитной двухлетней войне с чеченским народом, которую удалось завершить лишь к осени 1996г. В октябре 1996г. в Хасавюрте была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов об откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской республики. Избранный 27 января 1997г. Президентской Чеченской республики А. Масхадов провозгласил курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997г. был подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерия. После окончания войны Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе.

Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М. С. Горбачева являлось ускорение производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительной дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом), контроль за качеством продукции (закон о госприемке).

Экономическая реформа 1987г. осуществлялась в соответствии хозрасчетного социализма Она разрабатывалась известными экономистами – Л. И. Алкиным, А. Г. Аганбегяном, П. Г. Буничем и др. Проект реформы предусматривал:

расширение самостоятельности предприятий на принципах и самофинансирования;

возрождение частного сектора экономики (через развитие кооперативного движения);

отказ от монополии внешней торговли и интеграцию в мировой рынок;

децентрализацию управления (сокращение числа отраслевых министерств и ведомств);

развитие на селе основных форм хозяйствования: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов, фермерских хозяйств.

В 1987г. был принят закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, включая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большинство производимой продукции включалось в госзаказ и, следовательно, исключалось из свободной продажи.

Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988г. были приняты закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более, чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991г. более 7 млн. чел. Были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. – индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

Изменения в сельском хозяйстве начались с реорганизации совхозов и колхозов. В аграрном секторе получили развитие арендные отношения на основе договора об аренде земли (на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). В целом в аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. На арендных условиях к лету 1991г. обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров (в Москве и ряде других городов было введено их нормированное распределение).

Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. Летом 1990г. в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР» был провозглашен курс на поэтапный (в течение нескольких лет) переход к рыночной экономике, намеченный на 1991г.

В противовес планам Горбачева группа ученных экономистов (академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский, Б. Г. Федоров и др.) предложили свой план перехода к рынку нацеленный на быстрый прорыв – в течение 500 дней (отсюда его название). В соответствии с программой «500 дней» в течение первой половины срока намечались следующие меры: перевод предприятий на принудительную аренду, приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось: снятие государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, резкая структурная перестройка экономики (для чего допускалась регулируемая безработица и инфляция).

Под давлением консерваторов М. С. Горбачев отказался от поддержки этой программы. Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990г. началось общее сокращение производства в промышленности. Однако, несмотря на это, реформа способствовала складыванию в экономике новых форм собственности, изменению социальной структуры государства.

советский перестройка русский скульптура живопись


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С конца 1991г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация. В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. К середине 90-х гг. ответ на вопрос: куда идет Россия – уже не звучал как загадочный.

Кажущаяся простота и ожидаемая легкость реформ «сверху» обернулись необходимостью проведения глубоких государственных и экономических преобразований общества. Если в начале реформ правительству пеняли лишь на неправильную очередность мероприятий (сначала разгосударствление и приватизация, а затем уж либерализация цен), то теперь стало ясно, что практически заново нужно создавать Российское государство.

В этом смысле создание России состоялось 12 декабря 1993г., когда всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент.

С крахом СССР и коммунистического режима в Российской Федерации начался новый этап модернизации. Реформы, проводимые в России в 1992 1997гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования.

Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство. Стала реальностью частная собственность. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля.

Вместе с тем общая экономическая ситуация в стране оставалась сложной. Продолжившийся спад производства вызвал обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных.


3. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХVIII в. (ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ, НАУКА И ТЕХНИКА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ)

Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII века приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее значение в этом процессе имели петровские преобразования, которые привели к новой светской культуре, затронувшие главным образом господствующие классы.

Потребность в светском образовании возникла уже в XVII веке. Однако государственная политика в отношении школы появляется только в годы петровских реформ, когда возросла острая необходимость в большом количестве образованных и просто грамотных людей. Первая государственная школа была открыта в Москве в 1701 году (Навигатская школа). Позднее, в провинции возникает сеть так называемых цифирных школ, в которых давались основы грамматики и арифметики. Для подготовки грамотных людей разных сословий создают гарнизонные, русские, горнозаводские, епархиальные школы. Возникали они без определенного плана, и, как правило, были недолговечны (за исключением горнозаводских школ).

Перед петровской школой стояли главным образом узкопрофессиональные задачи. В это время еще не задумывались о необходимости общеобразовательного характера обучения. Учеба в школе рассматривалась как государственная повинность со всеми вытекающими отсюда последствиями (денежным содержанием и наказанием за уклонение от учебы). Большое количество дворян было отправлено на учебу за границу.

Следует отметить, что первоначально образование носило бессословный характер и только со временем возникают различные ограничения для получения образования низшими сословиями; появляются закрытые привилегированные учебные заведения для дворянских детей. Постепенно меняется быть, внешний облик, интересы, прежде всего, дворянства.

Важным событием и определенным итогом развития просвещения в петровское время было открытие в 1725 году Академии наук. Для работы в ней были приглашены иностранные ученные, в том числе знаменитый математик Эйлер. До ее основания научные знания, выходившие за пределы непосредственной пользы, как правило, считались ненужными или второстепенными. С началом деятельности Академии наук в России начинаются теоретические разработки научных проблем практически по всем направлениям знаний. Такое же значение для развития высшего образования в России имело открытие стараниям. И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова Московского университета в январе 1755 года.

Светская направленность культуры определялась также введением гражданского алфавита, облегчавшего распространение в стране грамотности, европейского летоисчисления, увеличением издания книг светского содержания, выпуском первой печатной газеты «Ведомости».[2]

Русская литература начала XVIII века мало отличалась от предшествующего времени. Большинство произведений по-прежнему носило анонимный характер. Их язык был тяжеловесен, насыщен церковнославянскими словами и оборотами. Однако в светской литературе появляются новые герои, отражавшие характер, петровских преобразований. Возникает жанр повести («гистории»), самая известная из них – «Гистория о российском матросе Василии Кориотском.

Первыми известными русскими писателями XVIII века были А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков и выдающийся деятель науки и культуры М. В. Ломоносов. Кантемир стал известен своими сатирами, бичующими пороки современного ему общества. Хотя собственные стихи Тредиаковского знамениты, прежде всего, своей неуклюжестью, он первым в русской литературе поставил вопрос о правильном стихосложении. Ломоносов, обращаясь к монархам с похвальными и торжественными одами, затрагивал важные политические и общекультурные вопросы. Сумароков, один из первых русских драматургов, прославился в придворных кругах своими пьесами, большая часть которых являлась копиями с французских. Всех их в литературе объединяла принадлежность к классицизму. В отличие от западноевропейского, русский классицизм характеризуют явные просветительские черты и гражданственность.

В изобразительном искусстве широкое распространение с начала века получает изготовление гравюр, зарождается портретный жанр. Петровские пенсионеры, И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, первые известные художники – портретисты европейской школы, обучавшиеся живописи в Италии и Голландии. К числу их талантливых работ относят «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» (Никитин), «Автопортрет с женой» (Матвеев). Среди иностранных художников, работавших в России, наиболее известен Л. Каравакк. Он прославился своими парадными портретами Анны Иоанновны и ее окружения.

В архитектурном искусстве в наибольшей мере сказывается влияние власти. Правительство, например, запретило в 1714 году каменное строительство по всей России, чтобы быстрее отстроить новую столицу. Крупное гражданское строительство могли финансировать государство или богатые слои населения. Их вкусы и пристрастья, объективное состояние инженерной мысли и техники, уровень развития архитектуры, творчество зодчих – все это вместе взятое определяло характер архитектурных сооружений.

В начале XVIII века интенсивно строился Санкт – Петербург. Первые планы города принадлежали Д. Трезини и Ж.-Б. Леблону. Не все задуманное ими было воплощено в камне, но их проекты во многом определили архитектурное развитие столицы. Д. Трезини, по существу, первый архитектор Санкт – Петербурга. По его проектам построены Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, второй Зимний дворец. Леблон, приехавший в Россию позже, был назначен Петром главным архитектором города и составил новый генеральный план развития столицы, парковых ансамблей Стрельны и Петергофа. Рядом с иностранцами постигали архитектурное искусство русские зодчие М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов. В 30-е годы они возглавили Комиссию о санкт – петербургском строении, созданную после страшного пожара 1737 года, завершив прокладку трех главных лучевых проспектов: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.

В то же время в русской архитектуре стал господствовать стиль барокко (букв. причудливый, странный). Для архитектуры барокко были характерны грандиозность, пышность, насыщенность декоративными украшениями. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное в пространстве художественное целое.

Крупнейшим архитектором барокко был Б. Растрелли. Хорошо известны такие его работы, как Петергофский, Царскосельский, Зимний, Строгановский, Воронцовский дворцы, Смольный монастырь. Современником Растрелли и талантливым архитектором барокко был С. И. Чевакинский. Его замечательная постройка – Никольский Морской собор хорошо сохранился до наших дней.

Большая часть второй половины XVIII века приходится на правление Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры просвещения, как она. Никогда не было в России монарха со столь широкими духовными запросами и интересами. Никогда личные пристрастия монарха не совпадали так удачно с потребностями культурного развития страны.

Развитию культуры и искусства во второй половине XVIII века способствовали также изменения в быту дворянства после 1762 года (Указ об отмене обязательной службы дворян), позволившие значительной части дворянства проживать в своих изменениях, иметь больше свободного времени для их обустройства. За короткое время вся Россия была застроена усадьбами с разбитыми парками и классической архитектурой. Загородные дома знати превратились в настоящие дворцы. Останкино, Архангельское, Кусково стали настоящими центрами культуры. В зависимости от вкусов, средств и образования в таких усадьбах возникали театры, оркестры, картинные галереи. В свою очередь дворцы знати послужили образцами, которым подражало поместное дворянство. В интерьере «дворянских гнезд» непременным становится живопись, скульптура, фарфор, библиотеки.

Следует отметить, что в абсолютистском государстве важное значение имели личные вкусы и увлечения монарха. Екатерина была для своего времени весьма образованной женщиной, с широкими культурными интересами. Увлечения императрицы, придворных кругов стимулировали развитие русской литературы, живописи, архитектуры, театра.

Екатерина восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в это время в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний – необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности; воспитать новую «породу» людей. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. При таком подходе на первое место выдвигалось нравственное воспитание, а не образование. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И. И. Бецкой. По его замыслу в России нужно было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где бы изолированные от дурного влияния взрослых воспитывались дети в возрасте от 5 до 15 лет.

Совершенно новым явлением для России было государственное женское образование, начавшееся с открытия «Общества двухсот благородных девиц», вошедшее в историю под названием Смольного института.

К концу 70-х годов стало окончательно ясно, что воспитать новую породу людей, изолировав их от общества, невозможно, хотя бы потому, что их воспитывали люди, сами выросшие в иных условиях. Тогда Екатерина решила пойти по иному пути. Для нее вопросы воспитания уходят на второй план и центральными становятся вопросы образования. Она большое внимание уделяла образованию. В 1782 году создается комиссия об учреждении в России системы училищ. Выработанный план устройства системы народного образования был в 1786 году утвержден Екатериной. Этот год и считается началом в России системы народного образования. С этого времени медленно, с большими трудностями начинается рост учащихся и учителей средних школ.

Развитие науки в середине XVIII века неразрывно связано с именем М. В. Ломоносова. Он был первым русским профессором – членом Академии наук. Его отличала широта и универсальность научных интересов: физика, химия, минералогия, география, история, языкознание. Современником Ломоносова был В. Н. Татищев, выдающийся русский историк, автор пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен». Его труд был первым опытом написания истории России на основе первоисточников.

С появлением в конце 60-х годов сатирического журнала «Всякая величина», основанного не без участия Екатерины, на короткое время возникает около двадцати подобных журналов. Самый известный из них был «Трутень» Н. И. Новикова, ведший полемику со «Всякой всячиной». Н. И. Новиков во второй половине XVIII века сделал многое для распространения просвещения, грамотности, знаний в России. Его активная издательская деятельность способствовала выпуску сотен переводных и оригинальных сочинений. Хрестоматийными стали имена поэта Г. Р. Державина и драматурга Д. И. Фонвизина. Державин считался первым русским поэтом не только в екатерининское время, но и в первое десятилетие XIX века. В комедиях Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» впервые показан настоящий русский быт, живой и реальный язык.

Следует отметить, что идеалы просвещения, пропагандируемые абсолютизмом, литературой, находились в остром противоречии с крепостнической действительностью России. У радикально мыслящих людей это вызывало неприятие существующих порядков. Протестом против крепостного права стала книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которая была конфискована властями, а автор сослан в Сибирь.

По сравнению с предыдущей эпохой живопись отличалась значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это было связано с основанием еще при Елизавете Академии художеств. Появляются новые жанры – отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр; расцвета достигает портретная живопись. Стимулировали развитие живописи интерес Екатерины и придворных кругов к изобразительному искусству. Обогащаются царские собрания (Екатериной основывается Эрмитаж), возникают великолепные фамильные коллекции Шереметьевых, Голицыных, Строгановых.

Классицизм в изобразительном искусстве нашел отражение прежде всего в исторической теме. Наиболее известными художниками этого направления были А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмов. Самые крупные достижения русской живописи этого времени связаны с искусством портрета (Ф.С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровицкий). Значительное развитие портретная живопись получает и в провинции (самый известный из провинциальных художников – Г. Островский). В конце века в России складывается направление пейзажной живописи города (Ф. Н. Алексеев) и природы (С. Ф. Щедрин). Большую известность приобрели скульптурные работы Ф. И. Шубина.

В 60-е годы в архитектуре на смену барокко приходит классицизм или как его называли современники «просвещенный стиль». Основные художественные особенности архитектуры классицизма определялись изучением и переосмыслением наследия античности. Русский классицизм в архитектуре по сравнению с барокко отличали большая строгость, стройность, симметричность, целый ряд элементов античной архитектуры (колонны, портики, фронтоны); использование традиции (ярусность, убывающая вверх масса).

Власти основное внимание по-прежнему уделяли архитектурному убранству столицы империи. Облик современного центра Санкт - Петербурга во многом определился в это время: в гранит оделись набережные Невы, построены здания Академии художеств и Академии наук, Мраморный и Таврический дворцы, «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Рядом с Зимним дворцом встали здания Малого и Старого Эрмитажа, Эрмитажного театра.

Выдающимся архитектором классического стиля был И. Е. Старов. Он являлся автором проектов Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре. Таврический дворец послужил образом для огромного количества помещичьих усадеб конца XVIII – начала XIX века. Другим великолепным образом архитектуры классицизма являлся Дом Пашкова в Москве П. Е. Баженова.

С выходом к Черному морю и освоением приобретенных земель стали проектировать и строить новые города в Новороссии: Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Екатеринослав. В отличие от регулярной застройки петровского времени, строительство новых городов основывалось на принципах классицизма, учитывался местный ландшафт.

Русский профессиональный театр был создан в Санкт - Петербурге Ф. Волковым. Еще по распоряжению Елизаветы Ф. Волков был вызван из Ярославля, где он основал любительскую труппу, которая пользовалась большим успехом у ярославцев. В Санкт - Петербурге театр Волкова был общедоступным и давал платные представления. Вскоре возникают национальные профессиональные театры в Москве и других городах, где ставились пьесы Сумарокова, Хераскова, переводные, главным образом, французских авторов. Большим успехом пользовались комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Широкое развитие получили крепостные театры. В конце XVIII века их насчитывалось более ста. Большую известность приобрели крепостные актеры театра Шереметевых особенно П. И. Ковалева (Жемчугова), получившая вольную и ставшая женой графа Шереметева. Однако судьба большинства крепостных актеров была не так счастлива. Они были полностью зависимы от капризов, настроения барина и могли быстро превратиться из актрис и актеров в скотниц и конюхов.

Русская культура во второй половине XVIII века сделала резкий рывок. Именно в это время в России были открыты первый университет, профессиональный русский театр, публичная библиотека, Академия художеств; создана система среднего образования; сформировалась духовная национальная культура русского народа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII века приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее значение в этом процессе имели петровские преобразования, которые привели к новой светской культуре, затронувшие главным образом господствующие классы.

Русская литература начала XVIII века мало отличалась от предшествующего времени. Однако в светской литературе появляются новые герои, отражавшие характер, петровских преобразований.

В изобразительном искусстве широкое распространение с начала века получает изготовление гравюр, зарождается портретный жанр.

Развитие науки в середине XVIII века неразрывно связано с именем М. В. Ломоносова. Он был первым русским профессором – членом Академии наук.

По сравнению с предыдущей эпохой живопись отличалась значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это было связано с основанием еще при Елизавете Академии художеств.

Русская культура во второй половине XVIII века сделала резкий рывок. Именно в это время в России были открыты первый университет, профессиональный русский театр, публичная библиотека, Академия художеств; создана система среднего образования; сформировалась духовная национальная культура русского народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Арсланов Р. А., Блохин В. В., Джангирян В. Г., Ершова О. П., Мосейкина М. Н., История Отечества с древнейших времен до конца XX века. Часть 2. «Уникум – центр», «ПОМАТУР». Москва. 2000г.

2.  Барабанов В. В., Николаев И. М., Рожков Б. Г., История Отечества. Пособие для поступающих в вузы. С – Петербург. Изд. РГПУ им. Герцена А. И. 2002г.

3.  Институт международного права и экономики (ИМПЭ) им. А. С. Грибоедова. История Отечества. Курс лекций. Москва. 1998г.

4.  Исаев И. А. История Отечества: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. 2-е издание., испр. – М., 1998г.

5.  История России. Учебное пособие под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 1995г.

6.  История России (IX – XX вв.): Учебное пособие Отв. ред. Я. А. Перехов – М.; Ростов н/Д, 1999г.

7.  История России в вопросах и ответах. Учебное пособие Сост. С. А. Кислицын. – Ростов н/Д, 1999г.

8.  Мунчаев Ш. – М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. – М., 1997г.

9.  Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 2000г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.