Во второй микротеме оратору следует
изложить и аргументировать программу будущих действий: перечислить конкретные дела,
связанные с проблемами общественной жизни и сложившейся ситуацией, которые он хотел
бы сделать, если будет избран. Главное - оратору необходимо пояснить, как именно
он намерен все это осуществлять, обосновав предполагаемые действия как наиболее
правильные в реальных условиях, чтобы слушатели могли представить, насколько обещаемое
выполнимо, оценить формы и методы предстоящей работы нынешнего претендента и сделать
выбор "своего" кандидата. (5, с. 194-196)
Вот, например:
Подорога А.А.: "Говорят, что большие начальники - это люди с несгибаемой волей, жесткие
и категоричные. Однако сейчас на смену суровым начальникам приходят руководители
новой формации: это молодые и доброжелательные люди, образованные и простые в общении.
Такие, как гендиректор транспортной компании Александр Подорога. Личностные качества
молодых руководителей удачно сочетаются в нем с мощной внутренней энергией, силой
характера и целеустремленности. Это позволяет руководителю оперативно принимать
правильные управленческие решения, отстаивать свою точку зрения и тем самым пользоваться
беспрекословным авторитетом в коллективе своего предприятия.
Как и любой руководитель, Александр Александрович не может похвастаться
простой трудовой биографией. Однако у него есть очень важная черта характера: он
всегда добивается выполнения поставленных задач - какими бы сложными они не были.
Иллюстрацией его целеустремленности может служить трудовая книжка транспортного
"генерала": от простого рабочего до руководителя высшего звена крупнейшего
на Ямале специализированного предприятия.
На своем посту генерального директора он проявил себя как вдумчивый
руководитель.
По мнению Александра Александровича, в эффективном управлении предприятии
и городом есть множество общих моментов. И топ-менеджер, и депутат городской Думы
должны обладать фундаментальными знаниями в области экономики, чтобы оценивать эффективность
вложений и направлять бюджетные средства в нужном направлении…". (10, с.5)
Такое представление полностью реализует
свои задачи, создает положительный портрет кандидата, способного справиться со своими
будущими обязанностями и вызывающего доверие избирателей. Хотя с точки зрения соразмерности
частей, оно выглядит излишне пространным. В данном случае это объясняется тем, что
вторая часть обращения с четким представлением и обоснованием программы будущих
действий практически отсутствует.
В отличие от предыдущего примера, в
следующем обращении первая микротема, включающая сведения о биографии, взглядах,
приоритетах и моральных качествах претендента, слабо выражена. Однако в нем четко
представлена и обоснована реальная программа действий, которая находится в сфере
профессиональной компетенции кандидата:
Гаврилова Л. К.: "…Не буду заострять свое внимание на отдельных проблемах, они все на поверхности.
Обозначу лишь одну из наиболее актуальных на сегодняшний день - это проблема деревянного
жилья. (…) Для того, чтобы сегодня эффективно решать данную проблему, необходима
программа по восстановлению зданий и переселению жителей. И, конечно же, адекватное
финансирование этой программы.
Мне часто приходится выступать на заседаниях городской Думы, где я
отстаиваю позиции по многим профессиональным вопросам. Наиболее актуальные из них
- это вопросы капитального и текущего ремонта жилого фонда, вопросы переселения
из ветхого и аварийного жилья, вопросы подготовки к зиме и многие другие. Зачастую
для более эффективного решения этих вопросов и не хватает статуса депутата. Статус
депутата городской Думы я рассматриваю как механизм или возможность реализации своего
профессионального опыта, возможность реально участвовать в формировании городского
бюджета, где средства должны рационально распределяться на наиболее приоритетные
и остро стоящие проблемы…" (11, с.11)
В заключении, подводя итог сказанному, можно еще раз заострить
внимание на основных приоритетах и принципах будущей деятельности, обратиться к
избирателям с призывом поддержать добрые начинания или выразить надежду на это,
заверить их в верности избранному пути, напомнить слушателям о том, чего от них
хотят, предупредить их об ответственности, словом, закончить на высокой эмоциональной
ноте.
Если кандидат сам обращается к избирателям, то не следует завершать
речь прямым призывом проголосовать за себя, который может быть расценен избирателями
как посягательство на право самим осуществить свой выбор и вызвать их негативную
реакцию. (5, с. 196-198). Поэтому более предпочтительна форма косвенного
побуждения:
Линденгольц А. Ю.: "… Если вас волнуют те же проблемы и вы готовы доверить их решение городской
Думе, я надеюсь на вашу поддержку. Вместе мы справимся! Призываю вас принять активное
участие в выборах городской Думы!" (12, с.12)
Варакин Н. Ф.: "23 октября 2005 года состоятся выборы в представительный орган местного
самоуправления. Именно от вас зависит, кто будет представлять ваши интересы в городской
Думе, кому вы доверите эту нелегкую ответственную работу, кто будет от вашего имени
работать над формированием и реализацией социальной политики города, кто будет вашим
помощником, а если потребуется, и защитником в решении повседневных вопросах, касающихся
каждого. Уверен, вы сделаете правильный выбор. С уважением, кандидат в депутаты
городской Думы города Муравленко Н.Ф. Варакин" (13)
3. Экспертный лист обращения: составление модели, контент-анализ
обращений в соответствии с критериальной базой, подведение итогов
В предыдущей части работы нами был осуществлен содержательный
анализ агитационных печатных материалов (обращений), опубликованных в ходе предвыборной
агитации по выборам депутатов городской Думы IV
созыва мо г. Муравленко ЯНАО в соответствии
с риторическими особенностями данного жанра.
С целью углубления и дополнения понимания смысла рассматриваемых
текстов (обращений), обнаружения в них того, что ускользает от поверхностного взгляда
при традиционном (содержательном) изучении, нами в данной части работы планируется
использовать метод контент-анализа текстов, так как он предполагает получение количественной
информации о содержимом документа на основе ее кодирования.
Контент-анализ - это методика выявления частоты появления
в тексте определенных интересующих исследователя характеристик, которая позволяет
ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных
реакций адресата. (14, с. 202)
Для обеспечения системного подхода к экспертизе обращений,
перевода качественных характеристик текста в количественные показатели и их дальнейшей
статистической обработки и анализа представим авторскую разработку - экспертный
лист обращения (VIII). Нами использовалась
шкала, в которой значение "2" - "полностью соответствует, верно в
высшей степени", значение "1" - "частично соответствует, верно
в некоторой степени", значение "0" - "полностью не соответствует,
совсем неверно".
Итоговая экспертная оценка представляет собой сумму баллов
по всем пунктам экспертного листа при максимальном количестве баллов 12 (100%):
1.
Обращение не соответствует обозначенным
требованиям: от 0 до 5 баллов, что соответствует менее 50%;
2.
Обращение в основном соответствует
обозначенным требованиям: от 6 до 9 баллов, что соответствует 50 - 80%
3.
Обращение полностью соответствует
обозначенным требованиям: от 10 до 12 баллов, что соответствует более 80%.
В ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской
Думы IV созыва
мо г. Муравленко ЯНАО нами был осуществлен сбор агитационных печатных материалов
(обращений), опубликованных на платной и бесплатной основе. Анализ сведений о расходовании
средств избирательного фонда, в том числе на выпуск и распространение печатных материалов
(листовок и др.), показал, что, во-первых, 38% (27 человек) кандидатов полностью
отказались от открытия или использования средств избирательного фонда, а во-вторых,
что сумма израсходованных средств резко дифференцирована (III - VII).
Исходя из вышеизложенного нами был проведен контент-анализ
в соответствии с вышеприведенным экспертным листом 23 агитационных печатных материалов
- обращений, опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской
Думы IV созыва
мо г. Муравленко ЯНАО в газете "Наш город" на бесплатной основе, при которой
все кандидаты находятся в равных условиях и им предоставляется одинаковая печатная
площадь. Интерес представляет и тот факт, что 7% (5 кандидатов) отказались от предоставленной
возможности. Материалы для контент-анализа были выбраны по следующим основаниям
(III - VII):
ü материалы
кандидатов, которые набрали наибольшее количество голосов по своему избирательному
округу и избраны депутатами городской Думы;
ü материалы
кандидатов, которые набрали наименьшее количество голосов по своему избирательному
округу.
Результаты анализа обращений кандидатов отражены на рис.
Результатов экспертизы
агитационных печатных материалов
Критерии
Кандидат
|
Вступле-ние |
Основная часть |
Заключе-ние |
Сумма баллов
|
Итог
|
1.1
|
1.2
|
2.1
|
2.2
|
3.1
|
3.2
|
|
|
Кайтмазов Р.К.
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
3
|
|
Латфуллин Т.А.
|
0
|
1
|
0
|
2
|
0
|
1
|
4
|
|
Гаврилова Л.К.
|
0
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
|
Никитин М.Н.
|
0
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
8
|
|
Варакин Н.Ф.
|
0
|
2
|
1
|
1
|
0
|
2
|
6
|
|
Молдован Е.В.
|
0
|
0
|
2
|
0
|
1
|
0
|
3
|
|
Перешивко В.И.
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
|
Панфилов А.А.
|
0
|
0
|
2
|
1
|
2
|
1
|
6
|
|
Прокофьев Ю.В.
|
1
|
2
|
0
|
1
|
1
|
0
|
5
|
|
Солодянкин А.Н.
|
0
|
1
|
2
|
0
|
0
|
0
|
3
|
|
Вовк Н.Г.
|
0
|
0
|
2
|
1
|
0
|
1
|
4
|
|
Климович И.А.
|
0
|
1
|
2
|
1
|
1
|
0
|
5
|
|
Горбик С.А.
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
3
|
|
Джилавян А.С.
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
2
|
|
Соломатина В.И.
|
0
|
0
|
2
|
1
|
0
|
0
|
3
|
|
Пархамович И.В.
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
2
|
4
|
|
Полынова В.К.
|
0
|
0
|
2
|
2
|
1
|
0
|
5
|
|
Линденгольц А.Ю.
|
0
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
8
|
|
Рубачев Э.В.
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
2
|
|
Шаймуллин Р.Н.
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
0
|
4
|
|
Коломийченко А.А.
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
2
|
|
Овсянников А.В.
|
0
|
1
|
2
|
0
|
0
|
1
|
4
|
|
Подорога А.А.
|
0
|
0
|
2
|
0
|
1
|
1
|
4
|
|
Итого:
|
1
|
17
|
34
|
15
|
14
|
15
|
96
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|