Решение
принимается простым большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде
заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно,
решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым
решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и
приложить его к заключению. Решение межведомственной комиссии может быть
обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
В
случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по
причине, представляющей особую опасность для жизни и здоровья людей, указанное
решение должно содержать указание его собственнику (уполномоченному
собственником лицу) о необходимости немедленного отселения граждан.
Приказом
министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529 было
утверждено Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного
и общественного жилищного фонда для постоянного проживания [36]. Этим нормативным актом были
определены критерии отнесения жилых помещений к непригодным.
В
соответствии с п. 2 Положения жилые дома независимо от группы их капитальности
и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания
с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков
планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.
К жилым домам, не пригодным для проживания, отнесены:
-
каменные дома с физическим износом свыше 70%;
-
деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с
физическим износом свыше 65%.
Однако
независимо от наличия или отсутствия указанных критериев в соответствии с п.
2.3 этого Положения к непригодным для проживания отнесены жилые дома:
а)
расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-, взрывоопасных зон
промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми
условиями, запрещенных к застройке;
б)
расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и
обогатительных фабрик; зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих
угрожать застройке и эксплуатации зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых
паводковыми водами;
в)
получившие повреждения в результате землетрясений, просадок, неравномерных
осадок и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным
конструктивным обеспечением требований СНиП к жилым зданиям для особых условий
строительства и эксплуатации;
г)
которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение (бараки),
предназначенное для временного проживания, с общими кухней и санитарным узлом,
как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы - 10 - 20 лет (строения
этого типа, претерпевшие реконструкцию в части планировки и ставшие пригодными
для посемейного заселения, а также жилые здания из сборно-щитовых и
каркасно-засыпных конструкций квартирного типа следует относить к малоценному,
но жилому фонду);
д)
при возникновении угрозы их аварии (обрушения) в результате достижения
предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций,
повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания
здания;
е)
после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если проведение
восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с
экономической точки зрения;
ж) в
случае невозможности организации обслуживания их жителей и технической
эксплуатации здания.
Правовые
отношения, возникающие в процессе признания жилого помещения пригодным
(непригодным) для постоянного проживания, носят административно-правовой
характер.
Во-первых,
это властеотношения, так как носят субординационный характер. Субъекты,
участвующие в них, в лице органов государственной и местной власти, физических
и юридических лиц обязаны подчиняться действующим предписаниям.
Во-вторых,
обязательным субъектом данных отношений выступает властный орган -
государственный (на уровне РФ или ее субъекта) и местный.
В-третьих,
несогласие субъектов данных отношений по каким-либо аспектам субъективных прав
и юридических обязанностей, вытекающих из данного отношения, не является
препятствием для их возникновения.
Таким
образом, правовой режим в сфере признания жилого помещения пригодным
(непригодным) для проживания носит административно-правовой характер,
доминирующими средствами которого выступают обязывания, ограничения,
приостановления.
Специфика
административно-правового режима жилого помещения заключается в том, что:
во-первых,
при государственной регистрации прав на жилое помещение как объект недвижимости
и признания жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания действует
специальный порядок, субъектом которого выступают государственные органы,
наделенные властными полномочиями;
во-вторых,
доминирующими правовыми средствами административно-правового режима жилого
помещения выступают позитивные обязывания, предполагающие активное участие
субъектов жилищных правоотношений в исполнении нормативных предписаний.
С
учетом того что жилое помещение является исходным составным элементом жилищного
фонда РФ, данная специфика административно-правового режима приемлема для
жилищного фонда.
2.2
Некоторые проблемы управления многоквартирным домом в муниципальном фонде
Согласно
п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать:
благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание
общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным
имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в
таком доме.
Данное
в Жилищном кодексе определение управления многоквартирным домом несколько
сужено, т.к. не учитывает наличия у собственников иных правомочий, помимо
пользования общим имуществом в многоквартирном доме. К правомочиям собственника
также относятся владение и распоряжение имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ).
Теоретические попытки отнести «управление» к правомочиям собственника оказались
безуспешными [37]. Необходимо
согласиться с мнением И.Б. Миронова о том, что управление общим имуществом многоквартирного
дома «по своей правовой природе представляет собой упорядоченную систему мер по
владению, пользованию и распоряжению имуществом, по его содержанию,
осуществляемых в интересах собственника и в тех пределах, которые определены
самим собственником или законом»[38].
Представляется,
что в Жилищном кодексе недостаточно четко определен круг собственников
помещений, имеющих право на участие в управлении многоквартирным домом.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует
отношения по поводу управления многоквартирными домами. Объектами жилищных прав
являются жилые помещения - жилой дом или его часть, квартира или ее часть,
комната (ст. 15 и ст. 16 ЖК РФ). Но помимо жилых помещений в многоквартирных
домах (особенно современных) имеется значительное количество нежилых помещений
полезного назначения, не предназначенных для проживания. Например,
встроенно-пристроенные нежилые помещения первых этажей (офисные, торговые,
общественного питания, социального назначения - детские сады и центры детского
досуга и т.п.), машино-места в подземных автостоянках, складские помещения в
подвалах и цокольных этажах. Отношения, складывающие по поводу владения,
пользования и распоряжения такими нежилыми помещениями, не подлежат
регулированию жилищным законодательством.
В то
же время собственники нежилых помещений в многоквартирном доме в отношении
общего имущества дома обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и
собственники жилых помещений:
им
принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество
многоквартирного дома (п. 1 ст. 36 ЖК РФ);
обязаны
нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома (ст.
39 ЖК РФ);
вправе
участвовать в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
(ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ);
вправе
быть членами товарищества собственников жилья, создаваемого для управления
многоквартирным домом (ст. 139 ЖК РФ), и участвовать в управлении самим ТСЖ;
обязаны
участвовать в управлении многоквартирным домом и в выборе способов управления
(ст. ст. 161 - 164 ЖК РФ) и др.
Поэтому
собственники нежилых помещений не только обязаны нести бремя расходов на
содержание общего имущество многоквартирного дома и участвовать в управлении им
(домом), но и вправе наравне с проживающими в доме гражданами:
рассчитывать
на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования ими своими
нежилыми помещениями;
получать
необходимые коммунальные услуги.
Поэтому,
справедливо предложение В. Михайлова о том, что необходимо выделить нормы
Жилищного кодекса о ТСЖ в отдельный нормативный акт и вообще при данном способе
управления многоквартирным домом нужно говорить о товариществе собственников
помещений[39].
Множественность
субъектов права собственности на одно и то же общее имущество многоквартирного
дома предполагает необходимость согласования их воли[40]. Согласование воли собственников
помещений в многоквартирном доме (далее - собственники, собственники помещений)
осуществляется посредством проведения общего собрания собственников. Согласно
п. 3 ст. 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем
собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в
любое время на основании его решения. Порядок проведения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме установлен ст. ст. 44 - 48 ЖК
РФ.
Общее
собрание является органом управления многоквартирным домом (ст. 44 ЖК РФ), и
оно «решает вопросы, связанные исключительно с осуществлением права
собственности» на общее имущество многоквартирного дома[41]. Необходимо добавить, что общее
собрание собственников помещений в многоквартирном доме также решает вопросы
управления этим домом, т.к. «управление», как уже было отмечено, не принято
относить к правомочиям собственника.
Одним
из основных факторов, сдерживающих инициативу собственников помещений в
многоквартирном доме по выбору способа управления домом, и одним из самых
серьезных недостатков Жилищного кодекса является возложение бремени
капитального ремонта на собственников помещения.
По
данным Федеральной антимонопольной службы, капремонта требует более 55%
многоквартирных зданий в России и около 3% жилого фонда страны находится в
ветхом или аварийном состоянии[42]. При этом в
большинстве случаев проведение капремонта нецелесообразно, т.к. его стоимость
сопоставима со стоимостью нового строительства. Для того чтобы накопить на
капремонт многоквартирного дома с нуля, необходимо не менее 20 лет[43]. Государство не должно
устраняться от решения этой проблемы и обязано принимать участие в капитальном
ремонте многоквартирных домов, которые были возведены до даты вступления в силу
Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.).
Итак,
попробуем дать более полное и развернутое определение понятия «правление
многоквартирным домом»
Управление
многоквартирным домом - упорядоченная система мер по согласованному между
собственниками помещений в многоквартирном доме владению, пользованию и
распоряжению общим имуществом этого дома, направленная на обеспечение:
благоприятных
и безопасных условий проживания граждан;
благоприятных
и безопасных условий пользования нежилыми помещениями, расположенными в
многоквартирном доме, собственниками этих помещений;
надлежащего
содержания общего имущества дома;
предоставления
коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме, и собственникам нежилых
помещений дома.
Управление
многоквартирным домом согласно ЖК РФ, кроме благоприятных и безопасных условий
проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества, должно также
обеспечивать решение вопросов пользования общим имуществом. Из этого следует,
что понятие «управление» включает в себя одно из правомочий собственника - «пользование».
В связи с этим возникает необходимость определить, как соотносится «управление»
с отдельными правомочиями собственника и с правом собственности в целом.
Традиционно
пользование наряду с владением и распоряжением имуществом понимается как
правомочие собственника. Раскрытие понятия собственности через «триаду» берет
свое начало в Средневековье и воспроизводится практически на всех последующих
этапах развития континентального права [44], дойдя до наших
дней (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Так, право владения (ius possidendi) означает
возможность фактического обладания вещью, удержания ее в своей власти; право
пользования (ius utendi) - возможность эксплуатации вещи и получение от нее
плодов и доходов; право распоряжения (ius disponendi) - это возможность
собственника по своему усмотрению совершать действия, определяющие юридическую
судьбу вещи, в том числе и ее уничтожение.
Однако
на всем протяжении существования теории триады правомочий собственника всегда
были те, кто выступал против этой традиции, утверждая, что субъективное право
собственности не исчерпывается правомочиями владения, пользования и
распоряжения [45].
Не
считая необходимым и возможным критику указанных позиций, каждая из которых
является весьма профессиональной и заслуживающей внимания, отметим лишь
очевидность того, что включение в процесс управления из числа правомочий
собственника только лишь деятельности по обеспечению решения вопросов
пользования общим имуществом явно недостаточно. То же самое можно сказать о «привязке»
управления к любому другому отдельному правомочию собственника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|