на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Анализ организации деятельности участников следственно-оперативной группы

Курсовая работа: Анализ организации деятельности участников следственно-оперативной группы

Содержание

Введение

1. Деятельность участников следственно-оперативно группы до выезда на место происшествия

2. Организация работы следственно-оперативной группы на месте происшествия

3. Оценка деятельности участников следственно-оперативной группы на месте происшествия

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Создание и совместная деятельность в составе следственно оперативной группы является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователей с органами дознания, правоохранительными и иными государственными органами в сфере предупреждения, пресечения и расследования преступлений.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что организация работы следственно – оперативной группы является важным аспектом на первоначальном этапе расследования преступления. Слаженность действий участников СОГ, а так же грамотность указаний следователя позволяют установить объективную картину происшествия.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе предварительного следствия.

Предметом работы, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия служб и подразделений ОВД, при поступлении сообщения о преступлении и непосредственном выезде на место происшествия.

Целью работы выступает анализ организации работы следственно- оперативной группы на месте происшествия.

Цель работы обусловила постановку задач, которыми являются:

1.  Рассмотрение специфики деятельность участников следственно-оперативно группы до выезда на место происшествия;

2.  Анализ организации работы следственно-оперативной группы на месте происшествия;

3.  Рассмотрение основных критериев оценки деятельности участников следственно-оперативной группы на месте происшествия.

Эмпирическую основу данной работы составляют Конституция РФ, международные нормативно правовые акты, Кодексы, федеральные законы, постановления пленумов Верховного и Конституционного суда и другие нормативно правовые акты. А так же научная литература и комментарии к законодательству под редакцией Смирнова А.В., Радченко В.И. и труды других авторов.

Структура исследования обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, основной части (трех глав), заключения, списка нормативно-правовых источников и научной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.


1. Деятельность участников следственно-оперативно группы до выезда на место происшествия

Получив сообщение о преступлении, один из руководителей органа внутренних дел принимает решения:

1) направить на место происшествия ближайший патрульный наряд или иных сотрудников милиции для обеспечения охраны места происшествия; оказать помощь пострадавшим; организовать преследование по горячим следам; информировать руководителей органа внутренних дел об обстановке на месте происшествия;

2) направить на место происшествия следственно-оперативную группу в составе следователя, оперативных работников, специалиста-криминалиста, инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой и иных специалистов, необходимых в данном конкретном случае[1].

В случае сложности и большого объема уголовного дела, расследование преступлений по данному делу может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч.1 ст.163 УПК РФ).

В тех же случаях и для решения тех же задач могут создаваться следственно-оперативные группы (СОГ). Правовой основой образования и деятельности СОГ следует считать соответствующие положения уголовно-процессуального законодательства и, в частности, положения ч.2 ст.163 УПК РФ из которой следует, что к работе следственной группы «могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».

Поэтому, если в состав группы, созданной для расследования преступления, помимо следователя входят еще и сотрудники оперативных аппаратов правоохранительных органов или иные специалисты (например, криминалисты, взрывотехники, аудиторы и другие), такая группа именуется следственно-оперативной (СОГ).

Создание и совместная деятельность в составе СОГ является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователей с органами дознания, правоохранительными и иными государственными органами в сфере предупреждения, пресечения и расследования преступлений.

Следственно-оперативная группа (СОГ) представляет собой созданное уполномоченными законом должностными лицами единовременное (либо действующее продолжительный период времени) специальное функциональное образование (группа должностных лиц), состоящее из следователя (следователей), оперативного сотрудника (сотрудников) правоохранительных органов и иных специалистов, согласованно применяющих предоставленные им полномочия, силы, средства и методы в сфере расследования преступлений.

Состав, численность и продолжительность работы СОГ законом не ограничиваются. Данные параметры СОГ определяются в каждом конкретном случае руководителями следственных и иных правоохранительных органов, принимающих решения о создании СОГ, с учетом целей и задач, для решения которых формируется та или иная следственно-оперативная группа.

Создание СОГ оформляется совместным решением руководителя соответствующего следственного органа и руководителя правоохранительного органа соответствующего уровня. Руководителем СОГ всегда назначается один из следователей, включенных в её состав, либо включенный в её состав руководитель следственного органа.

Процессуальные полномочия руководителя СОГ и следователей, работающих в ее составе, определяются уголовно-процессуальным законодательством и реализуются с учетом положений ст. 163 УПК РФ.

Например, в соответствии с требованиями ч.3 и ч.4 ст. 163 УПК РФ, только руководитель СОГ принимает к своему производству уголовное дело о преступлении, для расследования которого создана СОГ, и только он вправе принять по данному уголовному делу следующие решения:

о выделении уголовного дела из основного производства;

о прекращении уголовного дела;

о приостановлении и возобновлении производства по делу;

о привлечении соответствующего лица в качестве обвиняемого;

о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;

о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих решения суда;

о составлении постановления о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

о составлении обвинительного заключения и направлении уголовного дела прокурору для последующего направления данного дела в суд[2].

Иные должностные лица, входящие в состав СОГ по конкретному уголовному делу (следователи, оперативные сотрудники, специалисты), не вправе принимать по данному делу указанные процессуальные решения.

Входящие в состав СОГ оперативные сотрудники и иные специалисты действуют в рамках закона и в пределах полномочий, определяемых их процессуальным положением, профессиональной компетенцией и должностными функциональными обязанностями, подчиняясь в вопросах организации расследования руководителю СОГ.

Следственная практика указывает на то, что в настоящее время, в деятельности по расследованию преступлений могут участвовать СОГ следующих типов:

дежурная следственно-оперативная группа;

целевая следственно-оперативная группа;

совместная следственно-оперативная группа (бригада);

специализированная следственно-оперативная группа.

Дежурная СОГ создается при дежурной части соответствующего правоохранительного органа. Продолжительность ее работы – 24 часа дежурных суток, определяемых графиком дежурств правоохранительного органа. Основная задача дежурной СОГ – немедленное уголовно-процессуальное и оперативное реагирование на сообщения о преступлениях, в том числе с выездом на место происшествия и производством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Целевая СОГ создается для производства расследования по конкретному уголовному делу. Действует, как правило, до завершения расследования по данному уголовному делу.

Совместная СОГ (бригада) создается в тех же целях, что и целевая следственно-оперативная группа, упомянутая выше, то есть для производства расследования по конкретному уголовному делу. Совместную СОГ, на практике, именуют «бригадой», чтобы подчеркнуть, что в ее состав входят следователи, оперативные сотрудники и иные специалисты различных правоохранительных органов. Например, МВД, ФСБ, прокуратуры и других министерств и ведомств.

Необходимость создания такой совместной следственно-оперативной группы (бригады) возникает тогда, когда сложное и многоэпизодное уголовное дело предполагает расследование преступлений различной подследственности, а также в тех случаях, когда в процессе расследования предполагается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, оперативных и технических возможностей различных правоохранительных органов.

Специализированная СОГ создается для расследования отдельных категорий преступлений, например, поджогов, криминальных взрывов, серийных убийств и некоторых других.

2. Организация работы следственно-оперативной группы на месте происшествия

следственный оперативный происшествие преступление

Целью выезда следственной оперативной группы на место происшествия, является обнаружение и сбор первичной информации, которая в дальнейшем поможет установить картину преступления[3].

Задача следователя - осмотр места происшествия, опрос пострадавшего и очевидцев, а также иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах происшедшего. Главная задача этих действий состоит в том, чтобы собрать криминалистически и юридически значимую информацию, необходимую для построения версий о лицах, совершивших преступление, для розыска похищенного имущества (если данный факт имел место) и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

По прибытии следственно-оперативной группы (СОГ) на место происшествия и при наличии пострадавших, нуждающихся в помощи, оказывают ее (в простейших случаях) и вызывают скорую медицинскую помощь. После ознакомления с обстановкой на месте происшествия определяется начальный план действий оперативного состава и следователя.

Следователь с участием понятых, специалистов и эксперта-криминалиста приступает к осмотру места происшествия, чтобы установить комплекс обстоятельств, имеющих значение при расследовании преступления, а именно: характер обстановки места происшествия; пути подхода и ухода лица, совершившего преступление, с места противоправного деяния; возможность подхода к месту преступления незамеченным; места возможного наблюдения очевидцами обстоятельств происшедшего; наличие следов на месте происшествия. Кроме того, он производит опросы пострадавших, очевидцев и других лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах происшедшего.

Оперативные сотрудники предпринимают меры по ликвидации последствий происшествия, организации мероприятий по задержанию лица, совершившего преступление, выявлению очевидцев и других лиц, осведомленных об обстоятельствах происшедшего.

Следственным действием, непосредственно направленным на непосредственное обнаружение исследование объектов, имеющих значение для уголовного дела, является осмотр места происшествия.

В соответствии со статьей 176 УПК РФ. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Однако это положение не значит, что на производство осмотра места происшествия не распространяются общие правила производства следственных действий, предусмотренные ст. 164 УПК РФ.

Так производство следственного действия (осмотра места происшествия) в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, так в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ, в случаях не терпящих отлагательств, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. При производстве осмотра места происшествия недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.