Однако
на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальная работа в
пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическими принципами, это:
гуманизм, законность и справедливость.
Принцип
законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет
глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать
приведению осужденного к законопослушному поведению. Наиболее общее содержание
принципа законности вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ: ”Органы
государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы”. Лица,
отбывающие наказание обязаны неуклонно соблюдать требования законов,
определяющие порядок и условия исполнения наказания. Осужденным должны быть
разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха,
предусмотренные для них законом. Реализация принципа законности при исполнении
уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено
правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных
на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная
возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы,
прав предоставляемых законом[17]. Однако, зачастую применение этого
принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача
социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в
реальности.
Принцип
справедливости содержит требование соответствия между практической ролью
различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и
обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением
и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях
расценивается как несправедливость. В философской литературе принято
усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый
связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй
аспект гласит, что: ”наказание или иная мера уголовно-правового воздействия,
подлежащая применению к лицу совершившему преступление, должны быть
справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам
его совершения и личности виновного” (ст.6 УК РФ).
Принцип
справедливости должен реализовываться не только исполнением
уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и
поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который
должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной
сфере.
Принцип
гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он
находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: ”человек, его
права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч. 2 ст. 21
Основного Закона, “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому
жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”.
Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ: ”Наказание и иные меры
уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических
страданий или унижение человеческого достоинства”. Гуманизм по сложившимся в
советской юридической науке понятиям имеет две стороны. Одна сторона выражается
в “ минимуме и мягкости репрессии”. Другая сторона защищает общество и
допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. По
нашему мнению такое понимание гуманизма несколько устарело, ибо оно по существу
оправдывает период 30-х – начало 50-х гг. ХХ столетия
в России, когда уголовная репрессия была наиболее сурова, а миллионы людей
отбывали наказание в сталинских лагерях и тюрьмах. Гуманизм в отношении к
преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства и общества
к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений
для осужденных при исполнении наказания. Гуманизм – это отказ от так
называемого “функционального” подхода к осужденному, когда он рассматривался
как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой
экономических, финансовых, политических и.т.п. целей[18].
Гуманизм – это, прежде всего, признание возможности каждого осужденного
вернуться к законопослушной жизни в обществе, это признание сотрудниками
уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому
естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает
всепрощенства, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но
подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать
здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип
гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.
Таким образом принцип гуманизма опровергает то мнение, что тюрьма делает
ужасным плохого человека, а хорошего – плохим.
Социальный
работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен
ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как
именно он понимает, что, обращаясь с осужденными как с «низшим существом» мы
только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет
в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному мы
никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои
поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной
системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в
соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей
современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно
социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной
деятельности.
В
пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в
том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план
обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический
кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к
среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать
и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом
родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы;
помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить
заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему
жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую
сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит
благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций
остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных,
которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде
всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры,
инвалиды.
Одна из
наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды. Рассмотрим
функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных.
По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают
наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2
групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста.
Исполнение
наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших
пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета
состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в
обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые
условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и
престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами
всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством.
Известно
также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или
часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а
8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья
инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается
при организации исполнения наказания[19].
Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов,
тогда как инвалиды в большей степени, чем здоровые осужденные нуждаются в
специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных –
инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.
В
отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано
в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить
комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не
имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников,
либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть
созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и
контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он
также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на
основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии[20].
Таким
образом, рассмотрев только одну категорию объектов помощи, мы наблюдаем то
какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнять социальный
работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развития пенитенциарной
системы существует особенность деятельности социальных работников, которая
заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных
ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой,
правовой и спортивно-оздоровительной работе.
То есть
можно сделать вывод о том, что функции пенитенциарного социального работника
весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до
психологического консультирования осужденных и персонала. Однако
основополагающими являются следующие:
Правовая
помощь и поддержка осужденных
Психолого-педагогическая
диагностика личности осужденного
Разработка
совместно с администрацией ИТУ программ социально-психологической и
профессиональной реабилитации осужденных
Адаптация
осужденных к среде ИТУ.
В
деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны
психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в
исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического
дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости,
собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх
неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет
интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое
перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают
преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без
видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу,
где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств
в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не
могут адаптироваться к новой среде, значительное число осужденных живет в
состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения
происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в
пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и
службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных
работников. Сейчас в России ведется работа по созданию
организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности
психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников
свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт[21].
Необходимость
создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992 г. она приобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лаборатории. Так на
базе ИТУ Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические
лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической
помощи и коррекции поведения[22].
Современная пенитенциарная социальная работа определяет принципы
индивидуализации при разработке проблемы осужденного и дифференциации методов
психологического воздействия, так как при разработке психологических программ
необходимо учитывать, что с увеличением количества судимостей и времени
пребывания человека в ИТУ происходит усиление психологических черт
препятствующих к адаптации жизни человека на свободе. Функции социального
работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных
психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и
разработка совместно с администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления
и способов общения с осужденным. Также социальные работники должны
организовывать свободное время осужденных. Наиболее правильно описывает задачи
воспитательного воздействия во время досуга Г.И. Шнайдер. Он говорит о том,
что: “задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому, чтобы
создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и
вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу.
Свободное время в тюрьме не должно оставаться “ объектом убийства” или
использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым
преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень
осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает
тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху,
восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет
важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от
профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие
тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на них
угнетающе”[23]. Также социальные работники должны
проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать
формированию у нее максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять
его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто,
заключен пожизненно или на долгий срок, стимулировать к активному,
“нормальному”, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических
аутотренингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться
на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей
преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|