на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Деятельность социального работника в следственном изоляторе

Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях[24].

Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать:

1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”;

2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным;

3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.

Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы. Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так например существует множество методов изучения личности преступника.

По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) “Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом”[25].

В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:

Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.

Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.

Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.

Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.

Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.

Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе.

Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности[26].

Данный перечень на настоящий момент можно дополнить несколькими характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либо религии, данные из личных документов (анализ дневников, писем и др.)

Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в течении 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным типам поведения. Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии[27].

Однако только с помощью психологических методов невозможно построить эффективную программу исправления преступников и программу деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические принципы обращения с осужденными.

воспитательный пенитенциарный следственный изолятор социальный

2.2 Специфика деятельности социального работника в следственном изоляторе

Учреждения и органы, исполняющие наказания, структурно входят в правоохранительную систему Российской Федерации, призванную вести борьбу с преступностью. Деятельность рассматриваемых учреждений и органов весьма значима для общества и государства, поскольку направлена на исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Как известно, любой институт существует в обществе до тех пор, пока выполняет в нем определенную роль, задачи, функции, представляющие ценность для общества. Уголовно-исполнительная система является одним из важнейших элементов общества и призвана выполнять ряд социальных функций. Социальная функция - это назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.

Социологический энциклопедический словарь предлагает три определения социальной функции, из которых применительно к нашему исследованию интерес представляют два.

Социальная функция - это, во-первых, роль, выполняемая определенными элементами социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов; во-вторых, стандартизированное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами.

Исходя из приведенных определений, следует:

1. Функция - это роль, или назначение, или стандартизированное действие, следовательно, социальное назначение - это также определенная роль или функция.

2. Термин "социальная" говорит о том, что роль, функция, назначение должны выполняться в обществе, реализуя цели и интересы определенных социальных групп и классов.

3. Роли, назначение и функции должны выполняться определенными элементами социальной системы в ее организации как целого, т.е. социальными институтами.

4. Реализация социальным институтом интересов определенных социальных групп и классов свидетельствует о его социальной полезности, т.е. о важности или для всего общества в целом, или для отдельных его компонентов.

5. Роль, назначение и функции должны регулироваться определенными нормами и контролироваться самими социальными институтами.

Попытаемся определить сущность термина "социальное назначение уголовно-исполнительной системы", исходя из анализа приведенных определений, а также из отношения общества к данному институту.

Социальное назначение уголовно-исполнительной системы - это роль и функции, реализуемые учреждениями и органами, исполняющими наказания в обществе и регулируемые нормами права, а также отношение общественности к такому явлению, как исполнение наказания, осознание их роли через сохранение и развитие уголовно-исполнительной системы и контроль за ее деятельностью.

На сегодняшний день правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительной системы, в частности исправительных учреждений, составляет Уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ряд законов и ведомственных нормативных актов.

Соответствующие нормы содержатся и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В нем к основным средствам исправления осужденных отнесено оказание общественного воздействия на них. Исходя из этого, последующие нормы УИК РФ закрепили возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, содействии в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, в контроле за их деятельностью (ст. 23). Также осужденные имеют право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные формирования, в том числе и международные (ст. 12).

В научной литературе последних десятилетий существуют различные определения понятий «социальная» и «воспитательная работа». Социальная работа большинством авторов рассматривается как одна из разновидностей деятельности, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно малоимущих слоев населения, инвалидов, пенсионеров, осужденных, а также лиц, отбывших уголовные наказания.

Может быть выделена специфика социальной работы в исправительном учреждении, отличающаяся от социальной работы с гражданами открытого общества:

во-первых, тем, что воспитательно-исправительное воздействие является основным фактором, детерминирующим процесс исправления;

во-вторых, воспитательная политика исправительных учреждений предусматривает комплекс мер и норм поведения, обязательных для осужденных;

в-третьих, эта политика и меры должны проводиться в строгом соответствии с принципами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно: таких, как законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации.

Специфика социальной работы и ее включение в работу пенитенциарных учреждений – прямое содействие эффективности исправительной системы.

Таким образом, можно констатировать, что единого понимания социальной работы с осужденными до сих пор не выработано. В настоящее время ученые-пенитенциаристы, осмысливая теоретические основы данного вида деятельности, ведут поиск оптимальной модели ее организации и проведения на практике.

Другим элементом ресоциализации осужденных является воспитательная работа. Если раньше воспитательная работа была ориентирована на функциональный подход к осужденному, имея конечной целью правопослушное поведение, и не принималось во внимание его неприспособленность к жизни на свободе, то основными ценностными ориентирами уголовно-исполнительного законодательства в современном направлении функционирования пенитенциарной системы стали личность осужденного, ее морально-нравственное оздоровление, ресоциализация.

Таким образом, различия и самостоятельность социальной и воспитательной работы в ИУ заключается, прежде всего, в соотношении по объекту, предмету воздействия этих видов деятельности, а также временным характеристикам. Вместе с тем они различаются также по специфике задач и форм, осуществляемых в условиях ИУ.

Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний предусмотрено ст. 142 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Для организации помощи администрации исправительных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.

В настоящее время учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают содействие в работе свыше 150 благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций. Они принимают участие в нравственном, правовом, трудовом, физическом воспитании осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содействуют повышению их образовательного и профессионального уровня.

Основными направлениями содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, являются правовое просвещение осужденных и сотрудников, оказание им юридической, социальной, психологической, медицинской, материальной помощи, а также помощи в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания. Ряд общественных организаций содействуют также в организации трудовой занятости осужденных, их досуга, в получении образования, участвуют в духовно-нравственном, правовом, физическом и культурном воспитании и развитии.

С целью быстрейшей социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы неправительственные организации оказывают помощь осужденным в восстановлении, поддержании и развитии социально полезных связей, подготовке к освобождению, решении вопросов трудового и бытового устройства, медицинского и социального обеспечения.

Но на сегодняшний день скоординированные комплексные меры по взаимодействию с общественными организациями, которые позволили бы решать не только задачи, стоящие перед исправительными учреждениями, но и реализовывать социальные функции уголовно-исполнительной системы, недостаточно эффективны.

Осложняет социальную адаптацию бывших осужденных отрицательное отношение со стороны общества. С этой проблемой они сталкиваются в первые дни на свободе. Именно для того, чтобы ее преодолеть, нужна помощь общественных организаций, но она еще недостаточно активна.

Основным направлением социальной работы является оказание исправительного воздействия, восстановления или привития осужденному навыков правильного поведения, ведения социально-полезного образа жизни и т.д.

В ст. 109 УИК РФ социальная работа с осужденными к лишению свободы определяется как исправление, воспитание уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.