Курсовая работа: Эколого-правовой режим пользования животным миром
Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического института
МВД России
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по: Экологии
тема:
Эколого-правовой режим пользования животным миром
Вариант
№ 8
Выполнил: слушатель Корушев Иван
Николаевич, 2 группа 1 курс.
Служебный адрес: 6629850
ЯНАО, Пуровский район, п.
Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68
Зачетная книжка № 1578.
г. Тобольск 2000 год.
План
работы:
1.
Животный мир
как объект эколого-правового режима. Право пользования животным миром и его
виды.
2.
Правовая
охрана животного мира. Ответственность за нарушение законодательства об охране
и использовании животного мира.
3.
Практическое
задание.
Животный мир как
объект эколого-правового режима.
Объектом использования и охраны
выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся,
земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии
естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно
населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и
другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или
полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей.
Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству,
кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и
охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и
личной собственности.
Особенностью
животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого
необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной
животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды
животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И
наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование
численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют
их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной
деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и
выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов
животных и переселение их в естественные места обитания.
Особенности
государственного управления эколого-правовым режимом животного мира.
В соответствии с
действующим законодательством в области регулирования отношений по охране и
использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром;
определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм
в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и
рациональному использованию животного мира; установление систем
государственного учета животных и их использования и порядка ведения
государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и
использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение
других вопросов.
Государственное
управление в области эколого-правового режима пользования животным миром
осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально
уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию
использования животного мира и иными государственными органами. Специально
уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам - Главное
управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ
(Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик,
их органы рыбоохраны.
Функции управления
эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный
учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира;
планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира;
государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение
споров, связанных с пользованием животным миром.
Для обеспечения
охраны и организации рационального использования животного мира ( ст. 31
Закона) проводится государственный учет животных и их использования и ведется
государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о
географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности,
характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования
животных и другие необходимые данные.
На основании
постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке
государственного учета животных и их использования и государственного кадастра
животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по
ведению государственного учета животных и их использования с 1986 года, а
ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный
кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их
использования по количественным и качественным показателям, а также сведения,
необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и
специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного
хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного
мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации
проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких
животных.
К животным,
подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в
установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и
промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные
для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу,
занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством
здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных
заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными
объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им
угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической
связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных
необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный
контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей
обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами,
кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями,
организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира,
соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил,
установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.
Государственный
контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется
соответствующими органами исполнительной власти, а также специально
уполномоченными на то органами.
Наряду с
государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за
охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых
находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции
государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция
Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные
инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная
охрана.
Государственный
контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное
управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию
рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции
рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с
браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с
государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира
производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по
охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.
Право пользования
животным миром и его виды.
Правовой основой
природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон
РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье и
рыболовное законодательство.
Пользователями животного
мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие
общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут
осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство
(включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к
объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просвяетительных,
воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств
жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди
опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности
животных.
Одним их основных
видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) - промысловое
добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно
постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения
охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами
общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие
государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем
билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку
на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел
(отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.
Для организации
спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские
общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество
“Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний
по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет,
путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов)
соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела
(отлова) и места охоты.
При промысловой охоте
такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида
промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел
животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.
Добывание диких
животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям
органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13
Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских
млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных
беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые
используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других
видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов,
считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его
контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и
водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных,
перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на
одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие
требования.
Промысловая добыча
производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по
договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными
организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями
осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские
организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский
лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на
водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется
обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые
определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств,
обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами
бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям,
организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не
относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются
перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям,
выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по
охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов,
добывание которых запрещается.
В соответствии со ст.
16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных
без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно
ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их
жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения
и без нарушения Среды их обитания.
Среди оснований прекращения права
пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование
надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока
пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов
животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения,
организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение
пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и
использованию животного мира.
Страницы: 1, 2
|