Правовая охрана
животного мира.
Основные требования, которые
должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих
воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира,
зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость
сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы;
охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное
рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование
численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба
народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в
которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов
животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение
вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания
животных.
Меры охраны животного
мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию
в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий
размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной
деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве
населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в
совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов,
введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий,
прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении
лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных
ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных,
разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха
населения, а также при размещении, проектировании и строительстве
железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей,
линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических
сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению
данного требования (ст. 23 Закона).
В соответствии со ст.
24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению
гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и
других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления
таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов,
сырья и отходов производства.
В целях охраны
животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в
заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены
виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с
целями заповедывания.
Большое значение
имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов
животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия,
могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или
нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в
естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы
по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к
созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и
изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска
на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения
зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому
специально уполномоченными на то государственными органами по охране и
регулированию использования животного мира.
2. Ответственность за нарушения
законодательства об охране и использовании животного мира.
В
федеральном законе в первые приведен обстоятельный перечень правонарушений в
области использования и охраны животного мира, за которые юридические лица и
граждане, виновные в совершении правонарушений привлекаются к административной,
гражданско-правовой и уголовной ответственности.
К
ним относятся:
-
нарушение
порядка пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или
растений, признанный наносящим ущерб сохранению объектов животного мира,
занесенных в Красную книгу;
-
нарушение
правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций
и торговли ими, самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание объектов
животного мира;
-
нарушение
правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других
препаратов, причинившее ущерб животному миру;
-
уничтожение
редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или
совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению
численности или нарушению среды обитания таких объектов;
-
нарушение правил
охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования
животным миром;
-
нарушение
правил китобойного промысла;
-
ввоз в Россию
и вывоз за её пределы объектов животного мира и их продуктов и частей без
соответствующего разрешения;
-
нарушение
требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе
хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
-
нарушение
режима охраны объектов животного мира в природных заповедниках, заказниках,
заповедных зонах национальных природных парков и на других особо охраняемых
природных территориях, акваториях;
-
уничтожение
или повреждение знаков, зданий или других сооружений, принадлежащих
пользователям животным миром или специально уполномоченным гос. органам по
охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды
обитания;
-
нарушение
установленного порядка выдачи лицензий на пользование животным миром и
разрешений на изъятие объектов животного мира из среды обитания;
-
сокрытие или
искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей
важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого
пользования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды
обитания.
В соответствии с Федеральным законом
юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде
их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или
арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба
животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию
ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В случае не
предотвращенного ущерба, нанесенного жизнедеятельности объектов животного мира,
сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов
экологического страхования, если пользователь животным миром является членом
такого фонда.
Ущерб должен быть
взыскан с пользователей животным миром, если эти пользователи не приняли
реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на
закрепленных за ними территориях, акваториях. В случае, если специально
уполномоченные гос. органы по охране, контролю и регулированию пользования
объектами животного мира и среды обитания необоснованно ограничивают
пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира,
наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за
нанесенный несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного
гос. органа.
Все сделки,
совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных
актов РФ и субъектов РФ в области охраны и использовании объектов животного
мира, не действительны.
Федеральным законом
установлено, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и
выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов
животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат изъятию или
конфискации в порядке, установленном законодательством РФ. При невозможности
изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается её стоимость.
В Федеральном законе
имеется специальный раздел, посвященный правам и обязанностям должностных лиц,
уполномоченных осуществлять охрану животного мира, перечислены их права и
сформулирована социальная защита должностных лиц, уполномоченных гос. органов
по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.
Должностные лица и
граждане подвергаются административным взысканиям за совершение следующих
правонарушений в области охраны и использования животного мира:
-
за
самовольную переуступку права пользования объектами животного мира, а также
совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право гос.
собственности на животный мир, а равно и самовольное использование объектов
животного мира, на которое требуется специальное разрешение (ст.48 ч.1 КоАП
РСФСР);
-
за нарушение
правил охраны среды обитания и путей миграции животных; правил создания,
пополнения, хранения, использования и учета зоологических коллекций, правил
торговли зоологическими коллекциями, а также правил пересылки и вывоз за
границу объектов животного мира из зоологических коллекций, а равно за
самовольное переселение акклиматизацию и скрещивание животных (ст.84 ч.2 КоАП
РСФСР);
-
за нарушение
правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений ,
стимуляторов роста . минеральных удобрений и других препаратов, причинившее
ущерб животному миру (84.ч1 КоАП РСФСР);за нарушение установленного порядка пользования
животным миром в заповедниках и на других особо охраняемых территориях, а тагже
за незаконный ввоз в Российскую Федерацию животных и растений, признанных
наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Крвсную книгу РФ или
Красную книгу субъекта РФ ( 84.ч3 КоАП РСФСР).
Уголовное
законодательство предусматривает ответственность за незаконное занятие рыбным,
звериным и другими водными добывающими промыслами (ст. 256 УК
РФ).Ответственность в данном случае наступает за лов рыбы и добычу водных
животных с нарушением установленных законодательством правил, т.е. за ведение
промысла без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в
недозволенных местах.
Действия
лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых
колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями в специально
устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными
животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках и
вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение гос. или
общественного имущества.
Квалифицирующий
состав данного преступления предполагает повторность совершения незаконного
промысла, его сопряженность с уловом, убоем ценных пород рыб и других водных
животных, с причинением крупного ущерба.
Ст.258
УК РФ предусматривает ответственность за незаконную охоту, т.е. охоту без
надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, или в запрещенные
сроки, запрещенными орудиями и способами. Ответственность за незаконную охоту
наступает в случае, если эти действия совершены после применения мер
административного взыскания за такое же нарушение. Квалифицирующий состав этого
преступления предполагает охоту на зверей и птиц, охотиться на которых
полностью запрещено, или незаконную охоту, причинившую крупный ущерб, или охоту
на территории заповедника, либо с применением автомототранспортных
средств, самолетов.
К
крупному относится ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при
незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества
мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом и
уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской
Федерации, Красные книги республик, входящих в её состав.
В
соответствии с законодательством предприятия, учреждения, организации, а также
граждане обязаны возместить вред, причиняемый нарушением законодательства об
охране и использовании животного мира в установленном порядке. Ущерб,
причиненный незаконной охотой, определяется по таксам, предусмотренным
Положениями об охоте и охотничьем хозяйстве, а также по таксам для исчисления
размера за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением животных,
занесенных в Красную книгу РФ.
За
уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, относящихся
к видам занесенным в Красную книгу РФ или Красные книги республик в составе РФ
и других субъектов РФ или уничтожение кладок яиц, жилищ животных и других
сооружений или совершение иных действий которые могут привести к гибели или
сокращению численности, нарушение среды обитания таких животных, либо добывание
таких животных с нарушением условий указанных в разрешении на добывание (ст.84
ч.4 КоАП); за нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а
также правил осуществления других видов пользования животным миром; а грубое
нарушение правил охоты ( охота без надлежащего на то разрешения или в
запрещенных местах, или в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или
способами), а также за систематическое нарушение других правил охоты (ст.85
КоАП) граждане подвергаются штрафу с конфискацией находящихся в их
собственности ружей и других орудий охоты и без таковой. Граждане или
должностные лица могут быть также лишены права охоты на срок до 3 лет с
конфискацией ружей и других орудий охоты или без таковой (последнее взыскание
предусмотрено ст.85 КоАП).
Лишение
права охоты и конфискация огнестрельного оружия и других орудий охоты и боевых
припасов не могут применяться к лицам, для которых охота является основным
источником существования.
Взыскание
применяют: административные комиссии при местной администрации, руководители
республиканских (автономных), краевых, областных и районных органов,
осуществляющих гос. надзор за соблюдением правил охоты, - по фактам нарушения
правил охоты; начальника Главрыбвода Министрества рыбного хозяйства РФ, его
заместитель, начальники бассейновых управлений по охране и воспроизводству
рыбных запасов и регулированию рыболовства и их заместители, начальники отделов
рыбохраны указанных бассейновых управлений, старшие и районные инспектора
органов рыбохраны – по фактам нарушения правил рыболовства и охраны рыбных
запасов.
Размер
ущерба определяется законодательством по специальным таксам в виде твердой
суммы за каждого животного в зависимости от его вида и экологической ценности.
Акционерные
общества государственные и иные сельскохозяйственные предприятия, организации,
объединения несут имущественную ответственность за допущенную при производстве
сельхозработ по их вине гибель диких животных и птиц.
Размер
возмещения вреда определяется по установленным таксам.
В
случаях, когда порядок исчисления ущерба специальном законодательством не
регулируется, он определяется в соответствии с новым ГК РФ.
Практическое задание.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Б.В. Ерофеев.
Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.
2.
В.В. Петров.
«Экологическое право России» М.,1995.
2. Конституция Российской
Федерации.
3. Закон РСФСР “ Об охране и
использовании животного мира”.
4. Основы законодательства РФ “О
здравоохранении”.
|