Курсовая работа: Форма государства
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
предмету : ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
На тему : “ФОРМА ГОСУДАРСТВА( форма правления ,
форма государственного устройства , политический ре-
жим”.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I.
Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го устройства , политический режим ).
II.
Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.
Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.
Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.
Заключение.
VII.
Библиография.
Введение
Для
постижения такого сложного социального института , как государство в отечественной
теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .
Для изучения
формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно
важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания
.Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов
формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в
системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как
элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим
системам).Посредством такого подхода в общей теории государства и права
открывается возможность не только решения новых проблем , но что не менее важно
, также и возможность нового подхода к традиционным , “старым “ вопросам науки.
Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие
аспекты.
Во - первых ,
форма в связи с сущностью государства как общественного явления .В данном
аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности,
система органов , “машина” , посредством которой осуществляется классовое
господство в противоположность неклассовым , неполитическим ,негосударственным
способам .Существование государственной власти находит свое отражение в ее
органах , армии , администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют
специфическую и постоянную форму бытия государства .
Во-вторых ,
форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение сущности
проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление” выступает внешняя форма
государства , т.е. проявление вовне определенной его организации (устройства)
. Различают организацию верховных органов власти ( монархию , республику ) ,
взаимоотношение органов классовой власти с населением , территориальную
структуру государственной власти .
В третьих ,
форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства
как форма вполне определенного , данного классового содержания.
“Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах
организации властвования , в которых выражается специфика классового господства
определенного типа на определенных этапах его развития . Эти принципы
неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе . Вместе с
ликвидацией экономического и политического господства исторически определенных
классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной
власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и политический режим как
внутренняя форма государства , охватывающая главным образом две стороны :
механизм государства ( внутренняя структура власти , связь элементов власти в
данной государственной системе) и функции государства ( методы и формы
осуществления функций данной государственной власти).
“Форма -
содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство , которое существует
в пространстве и времени в единстве содержания и формы . Внутренняя форма
всегда содержательна , она сама есть момент содержания государства и как
таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства в данном
историческом этапе его развития . Внутренняя форма по отношению к внешней форме
государства выступает как определяющая специфику ее содержания , т.е. играет
роль взаимосвязи сущности , содержания и формы государства.
“Форма-содержание”
имеет общее с чисто внешней формой-явлением”: она изменчива , текуча ,
соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках
исторических типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно
объективным условиям господства исторически определенных классов. кроме того ,
политический режим , как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку ,
которая может рассматриваться в качестве внешней формы .
Четкого
соотношения между типом и формой государства нет . С одной стороны в
пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы
организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны
государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму . Своеобразие
конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде
всего степенью зрелости общества и государственной жизни , задачами и целями ,
которые ставит перед собой государство. Другими словами , категория формы
государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное
влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа , его исторические
традиции , характер религиозных мировоззрений , национальные особенности ,
природные условия проживания и другие факторы . Специфику формы государства
определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с
негосударственными организациями партиями , профсоюзами , общественными
движениями , церковью и другими организациями ).
В юридической
науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма
сущности , содержания и явления государства . Под формой государства понимается
обычно его организация, выступающая в единстве формы правления , формы
государственного устройства и политического режима, т.е. соответственно
основным , узловым моментам этой организации. Таким образом можно дать
следующее краткое определение формы государства :
ФОРМА
ГОСУДАРСТВА - сложное
общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента :
форму правления , форму государственного устройства и форму государственного
режима.
В различных
странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки ,
которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь
во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств ,
особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение
каждому элементу формы государства.
II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма
правления представляет собой структуру высших органов государственной власти ,
порядок их образования и распределение компетенции между ними .
Форма
государственного правления дает возможность уяснить:
*
как создаются высшие органы
государства и каково их строение;
*
как строятся взаимоотношения между
высшими и другими государственными органами ;
*
как строятся взаимоотношения между
верховной государственной властью и населением страны ;
*
в какой мере организация высших
органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .
По указанным
признакам формы государственного правления подразделяются на :
*
монархические ( единоличные ,
наследственные )
*
республиканские ( коллегиальные ,
выборные )
2.1. Монархия
Монархия -
это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит
, как правило , по наследству.
Основными
признаками классической монархической формы управления являются :
*
существование единоличного главы
государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король ,
император , шах ) ;
*
наследственный порядок
преемственности верховной власти ;
*
представительство государства
монарха по своему усмотрению ;
*
юридическая безответственность
монарха .
Монархия
возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала
основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе
сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического
управления .
В свою
очередь монархия делится на :
*
абсолютную
*
ограниченную ( парламентскую )
*
дуалистическую
*
теократическую
*
парламентскую
Абсолютная
монархия - такая форма правления ,
при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит
одному лицу .
По формуле
Петровского воинского устава - “ самовластный монарх , который никому на свете
о своих делах ответу дать не должен“. Основным признаком абсолютной монархии
является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих
компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения
буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых
феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии
относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений ,
юридически неограниченная власть монарха , наличие в его непосредственном
подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого
бюрократического аппарата .
Власть в
центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам , которые
могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в
частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы ,
получает юридическое закрепление , хотя по - прежнему имеет принудительную
направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и
Франция до революции 1789 года.
Конституционная
монархия представляет собой такую
форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена
представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией ,
утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .
Как форма
правления , конституционная монархия возникает в период становления буржуазного
общества . Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и
Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и
др.).
Конституционная
монархия характеризуется следующими основными признаками :
*
правительство формируется из
представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство
голосов на выборах в парламент ;
*
лидер партии , обладающий
наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
*
в законодательной ,
исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она
является символической;
*
законодательные акты принимаются
парламентом и формально подписываются монархом ;
*
правительство согласно
конституции несет ответственность не перед монархом , а перед парламентом .
Примерами
такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др.
При дуалистической
монархии государственная власть носит двойственный характер . Юридически и
фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и
парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от
партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом
выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию
и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской
Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .
В некоторых
государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление
страной . Такие монархи носят название теократические ( Саудовская Аравия ).
Такова
краткая характеристика основных разновидностей монархической формы
государственного правления .
2.2. Республика
Республика -
это такая форма правления , при которой верховная власть осуществляется
выборными органами , избираемыми населением на определенный срок .
Общими
признаками республиканской формы правления являются :
*
существование единоличного и
коллегиального главы государства ;
*
выборность на определенный срок
главы государства и других верховных органов государственной власти ;
*
осуществление государственной
власти не по своему велению , а по поручению народа ;
Страницы: 1, 2
|