на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Форма государства

*           юридическая ответственность главы государства в  случаях , предусмотренных законом ;

*  обязательность решений верховной государственной влас-          

* ти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась , приобретала новые черты,  все больше наполнялась демократическим содержанием .

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :

*        парламентарные

*        президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности   . Оно остается до тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .

Как правило , глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках  неодинакова . В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и  такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед  парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет , определяет перспективы  развития социально-экономического развития страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые условия человеческого  общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

Наиболее характерные черты президентской республики :

*           внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства ;

*           ответственность правительства перед президентом , а не перед  парламентом ;

*           более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия  главы государства .

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих к его партии .

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик , несмотря на их разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве , назначает членов Верховного суда .

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей  нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских республиках , способствует возможности гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .

                        III. Форма государственного устройства .

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти .

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

*    из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

*    каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов ;

*    как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ;

*    в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на  три основных группы :

 - унитарное ;

 - федеративное ;

 - конфедеративное .

                            3.1.Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

 Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

*    унитарное устройство предполагает единые , общие для всей  страны высшие исполнительные , представительные и судебные  органы , которые осуществляют верховное руководство  соответствующими органами ;

*    на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно гражданство ;

*    составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не  обладают ;

*    унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;

*    все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые официально представляют страну на   международной арене ;

*    имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .

К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия .

                                        3.2. Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .

Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны  для большинства федеративных государств:

     1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов , кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы .

4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их  субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .

                                       3.3. Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств , созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации  сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

*        конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;

*        конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;

*        сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во  временном союзе ;

*        государства могут договориться о единой денежной системе ,  о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация .

                      1.Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством .

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима , существующего в обществе . Политический режим -понятие более широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание ; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует . В том  или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности государственного режима.

                       4.1. Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :

*    определяет характер государственной власти - это соотношение          государства и личности ;

*    антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным строением ;

*    ему свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );

*    личность в антидемократическом государстве фактически   лишена каких-либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях ;

*    реально действует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;

*    всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;

*    игнорируют интересы государственных образований , особенно  национальных меньшинств ;

*    не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .

Антидемократический режим может устанавливаться как при  монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов парламентаризма , он  не согласуется с парламентарной монархией и республикой . Приводя к сильной централизации государственной власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

                                4.2.Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти , которые реально обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав , интересов .   Конкретно режим демократической власти выражается в следующем :

Þ   режим представляет свободу  личности  в экономической сфере , которая составляет основу  материального благополучия  общества ;

Þ   реальная гарантированность прав и свобод граждан , их  возможность выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в культурных , научных и других общественных организациях ;

Þ   создает эффективную систему прямого воздействия населения   страны на характер государственной власти ;

Þ   в демократическом государстве личность защищена от  произвола , беззакония , так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;

Þ   власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства ;

Þ   основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм ;

Þ   государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития личности и общества .

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии , основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-демократический режим.

    V.Причины и особенности изменения форм государственного и

                                  политического режима

              

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании , Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства ( федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и особенности современного развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы , когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением законо -

мерной зависимости классовой сущности государства и права от

экономических отношений , которые господствуют в классовом

обществе на определенном этапе его развития .

                                   Заключение.

Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма государственного устройства , политический режим ) хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии , т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства .

Таким образом , взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой .

В ходе исторического развития государства содержание его меняется  быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную  роль , является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .

С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором  форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение содержания этого государства . Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.

                             VII. Библиография  

1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.

2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.

3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”

      Учебник Москва 1988 г.

4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.

5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “

   1997 г.

6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев  “Государственное

   ( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.

7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.

    1993 г.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.