*
юридическая ответственность главы
государства в случаях , предусмотренных законом ;
*
обязательность решений верховной
государственной влас-
*
ти.
Республиканская
форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве . По
мере развития общественной жизни она видоизменялась , приобретала новые черты,
все больше наполнялась демократическим содержанием .
Насчитывается
несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь
они делятся по форме государственного устройства на :
*
парламентарные
*
президентские
Парламентская
республика - разновидность
современной формы государственного правления , при которой верховная власть в
организации государственной жизни принадлежит парламенту .
В такой
республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов ,
принадлежащих к тем партиям , которые располагают большинством голосов в
парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в
своей деятельности . Оно остается до тех пор у власти , пока в парламенте они
обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента,
правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается
роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .
Как правило ,
глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально
образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства
является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках
неодинакова . В Италии , например , президент республики избирается членами
обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три
депутата из каждой области , избранных областным советом . В федеративных
государствах участие парламента в избрании главы государства , также
разделяется с представителями членов федерации . Так в Германии президент
избирается федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого
же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального
представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут
осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что характерно для
Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава
государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует
законы , издает декреты , назначает главу правительства , является верховным
главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава
правительства ( премьер - министр , председатель совета министра , канцлер )
назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое им
правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает
за свою деятельность перед парламентом . Наиболее существенной чертой
парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда
правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием
парламента.
Главной
функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за
исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми полномочиями ,
поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет , определяет
перспективы развития социально-экономического развития страны , решает
основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма
республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов
государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной
жизни, свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития
, основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам
можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию
, Индию и др.
Президентская
республика - одна из разновидностей
современной формы государственного правления , которая наряду с
парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и
главы правительства .
Наиболее
характерные черты президентской республики :
*
внепарламентский метод избрания
президента и формирования правительства ;
*
ответственность правительства
перед президентом , а не перед парламентом ;
*
более широкие , чем в
парламентарной республике , полномочия главы государства .
Классической
президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки . В соответствии с
конституцией США , в основе которой лежит принцип разделения властей , четко
определено, что законодательная власть принадлежит парламенту , исполнительная
-президенту , судебная - Верховному суду . Президент США избирается населением
страны путем косвенного голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков .
Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата
в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах
президентом , из лиц принадлежащих к его партии .
Президентская
форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции
президент избирается всеобщим голосованием . Избранным считается кандидат ,
получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок избрания президента
установлен в России в 1991 г.
Характерным
для всех президентских республик , несмотря на их разнообразие , является то ,
что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства
и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) .
Президент наделяется и другими важными полномочиями : как , правило , он имеет
право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет
чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко
представительствует в правительстве , назначает членов Верховного суда .
В
цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная
власть , наравне с которой по принципу разделения властей нормально
функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно действующий
механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских
республиках , способствует возможности гармоничного функционирования властей ,
позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах
Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские республики “ . Эта
форма правления - практически независимая , слабо контролируемая
законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной формы
с полудиктаторским управлением.
В современном
цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует .
Их сближают общие задачи и цели .
III. Форма государственного
устройства .
Форма
государственного устройства - это национальное и
административно-территориальное строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными
органами государственного управления , власти .
В отличии от
форм правления организация государства рассматривается с точки зрения
распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и
на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма
государственного устройства показывает:
* из каких частей состоит внутренняя структура
государства ;
* каково правовое положение этих частей и каковы
взаимоотношения этих органов ;
* как строятся отношения между центральными и местными
государственными органами ;
* в какой государственной форме выражаются интересы
каждой нации , проживающей на этой территории .
По форме
государственного устройства все государства можно подразделить на три основных
группы :
- унитарное ;
-
федеративное ;
-
конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное
государство - это единое цельное государственное образование , состоящее из
административно-территориальных единиц , которые подчиняются центральным
органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное
государство характеризуется следующими признаками:
*
унитарное устройство предполагает
единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и
судебные органы , которые осуществляют верховное руководство соответствующими
органами ;
*
на территории унитарного
государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно
гражданство ;
*
составные части унитарного
государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства )
государственным суверенитетом не обладают ;
*
унитарное государство , на
территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко
допускает национальную и законодательную автономию ;
*
все внешние межгосударственные
отношения осуществляют центральные органы , которые официально представляют
страну на международной арене ;
*
имеет единые вооруженные силы ,
руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти
.
Различия в
степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления
позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных
государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .
К унитарным
государствам относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония ,
Финляндия .
3.2. Федерация
Федерация -
представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных
государственных образований в одно союзное государство .
Федеративное
государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои
уникальные особенности , которые определяются историческими условиями
образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения
страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем
можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства
федеративных государств:
1.
Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов ,
кантов , земель , республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная ,
законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным
органам .
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной
конституции , имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные
органы .
4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство
и гражданство федеральных единиц .
5. При федеральном государственном устройстве в
парламенте имеется палата , представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую
деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они
официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США ,
Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
Федерации
строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной
мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .
Территориальная
федерация характеризуется значительным ограничением государственного
суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более
сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и
национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов
. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по
отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное
государство ограничивается суверенитетом национальных государственных
образований .
3.3. Конфедерация
Конфедерация
- это временный юридический союз суверенных государств , созданный для
обеспечения общих интересов.
При
конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои
суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .
В отличии от
федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
*
конфедерация не имеет своих общих
законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;
*
конфедеративное устройство не
имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета
;
*
сохраняет гражданство тех
государств , которые находятся во временном союзе ;
*
государства могут договориться о
единой денежной системе , о единых таможенных правилах , о межгосударственной
кредитной политике на время существования союза.
Как правило
конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются , либо
превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз (
1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена
конфедерация .
1.Формы государственного режима
Формы
государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов
осуществления власти государством .
Государственный
режим - важнейшая составная часть политического режима , существующего в
обществе . Политический режим -понятие более широкое , поскольку оно включает в
себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы
деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения ,
клубы , союзы ).
Государственные
режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные ,
авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием классификации государств
по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления
государственной власти . Для рабовладельческих государств характерны и деспотия
и демократия ; для феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и
народное собрание ; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая
демократия .
Идеальных
демократических форм государственного режима в реальной действительности не
существует . В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по
своему содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно
выделить наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности
государственного режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические
режимы - характеризуются следующими признаками :
*
определяет характер
государственной власти - это соотношение государства и личности ;
*
антидемократический режим
характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми сферами
общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным ,
культурным и национальным строением ;
*
ему свойственно огосударствление
всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
*
личность в антидемократическом
государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав , хотя формально
они могут провозглашаться даже в конституциях ;
*
реально действует примат
государства над правом , что является следствием произвола , нарушением
законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;
*
всеохватывающая милитаризация
общественной жизни ;
*
игнорируют интересы
государственных образований , особенно национальных меньшинств ;
*
не учитывает особенностей
религиозных убеждений населения .
Антидемократический
режим может устанавливаться как при монархической , так и при республиканской
форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов парламентаризма , он не
согласуется с парламентарной монархией и республикой . Приводя к сильной
централизации государственной власти , авторитарный режим не соглашается с
буржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический
режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами
существования власти , которые реально обеспечивают свободное развитие личности
, фактическую защищенность ее прав , интересов . Конкретно режим
демократической власти выражается в следующем :
Þ режим представляет свободу личности в экономической
сфере , которая составляет основу материального благополучия общества ;
Þ реальная гарантированность прав и свобод граждан ,
их возможность выражать собственное мнение о политике государства , активно
участвовать в культурных , научных и других общественных организациях ;
Þ создает эффективную систему прямого воздействия
населения страны на характер государственной власти ;
Þ в демократическом государстве личность защищена от
произвола , беззакония , так как ее права находятся под постоянной охраной
правосудия ;
Þ власть в одинаковой степени обеспечивает интересы
большинства и меньшинства ;
Þ основным принципом деятельности демократического
государства является плюрализм ;
Þ государственный режим базируется на законах , которые
отражают объективные потребности развития личности и общества .
История знает
различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее
время получил режим парламентской демократии , основанный на передаче власти
парламенту . Так же существует либерально-демократический режим.
V.Причины
и особенности изменения форм государственного и
политического режима
Политические
формы современных государств складывались в течении нескольких столетий . Эти
формы определялись в конечном счете экономическим строем общества , его базисом
. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции
(сохранение монархии в Великобритании , Швеции , Японии и других странах ),
условия образования государства ( федеративная форма государства США ,
Швейцария ) , равно как и особенности современного развития данной страны и ее
международного положения.
Разнообразие
форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы
, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств .
Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к
частой модификации государственных форм.
Понятие
исторического типа связывается с установлением законо -
мерной
зависимости классовой сущности государства и права от
экономических
отношений , которые господствуют в классовом
обществе на
определенном этапе его развития .
Заключение.
Рассмотренные
три стороны формы государства ( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ) хоть и различны , но все же относятся к
одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между собой ,
взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от конкретно-исторических
условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной
стороны формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории
известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии , т.е. за
изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба развертывалась в
Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского Востока . В определенных
случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма
государственного устройства .
Таким образом
, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму
государства . В процессе развития государства имеется диалектическая
взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней
устройства и организации этого содержания . Однако и в различных конкретных
условиях главное значение для характеристики формы данного государства может
переходить от одной стороны его организации к другой .
В ходе
исторического развития государства содержание его меняется быстрее , чем форма
, которая , несмотря на ее активную служебную роль , является более
консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между
новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие решается в
пользу в конечном счете в пользу содержания государства : форма претерпевает
изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .
С научной
точки зрения невозможно такое положение , при котором форма государства
оставалась бы неизменной , несмотря на изменение содержания этого государства .
Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с
ликвидацией данного содержания . В процессе исторического развития
государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы ,
процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития
политической борьбы в обществе и изменения классового содержания
государственной власти.
VII. Библиография
1 ) Хропанюк
В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
2 ) Общая
теория права “ Учебник Москва 1993 г.
3 )
“Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
Учебник
Москва 1988 г.
4 ) “Общая
теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.
5 ) Матузов
Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “
1997 г.
6 ) Стрекозов
В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное
(
конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.
7 )Теория
права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.
1993 г.
|