Великая
Отечественная война внесла коррективы и в деятельность криминалистических
подразделений органов внутренних дел. НТО вновь были переданы в оперативные
отделы. Во время войны НТО оперотдела Главного управления милиции НКВД СССР
возглавил Б.М. Комаринец, а его заместителем был А.Д. Хананин.
В
декабре 1945 г. приказом НКВД СССР научно-техническое отделение оперативного
отдела НКВД СССР было реорганизовано в научно-технический отдел Главного
управления милиции НКВД СССР. В составе НТО был создан Научно-исследовательский
институт криминалистики (НИИК), который стал первым научно-исследовательским
учреждением органов внутренних дел. НИИК возглавил Б.М. Комаринец.
Первоначально в штате института работало 29 человек. Общая численность
сотрудников всех научно-технических подразделений к 1948 г. составила 588
человек.
С
1950 г. НИИК стал подчиняться непосредственно Главному управлению милиции, а в
1956 г. на его базе был создан НИИ милиции МВД СССР, на который возлагалась
научно-методическая работа, организация повышения квалификации экспертов,
выполнение повторных и наиболее сложных экспертиз.
В
1969 г. создается практический орган Центральная криминалистическая лабораторию
(ЦКЛ) при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977 г. ЦКЛ была
преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую
лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР. Штат ее составил 65 человек, возглавил ЦНИКЛ А.Ф.
Волынский.
Наряду
с научно-исследовательской экспертная работа продолжалась и во ВНИИ МВД СССР.
В
1983 г. ЦНИКЛ вливается в состав ВНИИ МВД СССР и образует НИЛ-6. На этом
преобразования не закончились. Логика развития криминалистики и судебной
экспертизы потребовала создания самостоятельного научно-практического
подразделения в органах внутренних дел. В 1988 г. НИЛ-6 выделяется из ВНИИ МВД
СССР и становится Всесоюзным научно-криминалистическим центром (ВНКЦ). В 1992
г. в МВД ликвидируется экспертно-криминалистическое управление, осуществлявшее
контрольно-методические функции в системе экспертных подразделений органов
внутренних дел. Его управленческие отделы включаются в ВНКЦ, который
преобразовывается в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.
Наряду
с развитием головных научно-практических учреждений судебной экспертизы, происходили
серьезные преобразования всей системы экспертно-криминалистических
подразделений органов внутренних дел. Начиная с 1940 г. научно-технические
подразделения были выведены из уголовного розыска и стали самостоятельными
подразделениями милиции. К середине 60-х годов службы криминалистики,
оперативной, специальной техники, зарождающейся вычислительной техники и связи
были объединены в единую службу, получившую название оперативно-технической.
Бурное
развитие науки и техники, повлекшее объективную необходимость более глубокой
специализации в развитии криминалистики, привело к выделению в составе милиции
в 1981 г. экспертно-криминалистической службы. Это позволило более четко
определить ее задачи и функции, положительно отразилось на результативности
использования криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании
преступлений.
Последовавшие
затем существенные изменения в государственном устройстве, связанные с
демократизацией общества и его государственных институтов, сказались и на
уголовном судопроизводстве. Важнейшим становится обеспечение объективности
доказывания, базирующегося на непредвзятом исследовании вещественных
доказательств. Одним из шагов в этом направлении было выведение
экспертно-криминалистической службы из состава криминальной милиции и
функционирование ее в качестве самостоятельной службы органов внутренних дел.
В
настоящее время экспертно-криминалистическая служба - это развитая система
криминалистических подразделений, в которых служат свыше 10 тысяч специалистов,
производящих ежегодно до 1,5 миллионов экспертиз и исследований, осматривающих
в составе оперативно-следственных групп свыше 1 миллиона мест происшествий.
Развитие
экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел требовали
необходимость подготовки высококвалифицированных экспертных кадров.
В
1961 г. наряду с экспертным отделением Московской специальной средней школы
милиции, выпускавшей специалистов в области криминалистической экспертизы,
готовить экспертов-криминалистов с высшим юридическим образованием стали в
Высшей школе МВД РСФСР.
В
1973 г. открылся факультет подготовки экспертов в Высшей следственной школе МВД
СССР (г. Волгоград), но при этом были ликвидированы отделения по подготовке
экспертов-криминалистов в МССШМ и ВШ МВД СССР.
В
связи с тем, ВСШ МВД СССР обеспечивала ежегодный выпуск всего лишь около 100
экспертов, что было намного меньше потребности практических органов внутренних
дел, в 1988 г. снова открывается отделение по подготовке
экспертов-криминалистов в МССШМ, а в 1992 г. в Саратове создается экспертная
Высшая школа. В настоящее время это Саратовский юридический институт МВД
России. В связи с изменением требований государственного образовательного
стандарта к специалистам в области судебной экспертизы в 1999 г. экспертное
отделение МССШМ было закрыто, и одновременно создан экспертный факультет, но
уже на базе МЮИ МВД России (ныне - Московской академии).
Создание
экспертных учреждений для органов юстиции пошло по другому пути. Поскольку
потребности судебно-следственной практики в производстве криминалистических
экспертиз в основном удовлетворяли научно-технические подразделения милиции,
экспертные исследования по заданиям судов и арбитража стали выполняться в
криминалистических лабораториях юридических вузов. Эти лаборатории создавались
в учебных целях, но фактически стали экспертными учреждениями, выполнявшими
задания органов следствия и суда. К производству экспертиз, например, в
лаборатории Московского правового института, созданной в 1935 г. Е.У. Зицером,
привлекались такие известные криминалисты, как А.И. Винберг, Н.В. Терзиев, И.Н.
Якимов, Л.П. Рассказов, Б.И. Шевченко и др.
Явная
недостаточность имевшихся в РСФСР криминалистических экспертных учреждений,
отсутствие методического и научного центра, который бы координировал и
направлял их деятельность, тормозили внедрение достижений науки и техники в
практику правоохранительных органов. На это обращали внимание такие ведущие
ученые-криминалисты, как А.И. Винберг и С.П. Митричев. Однако начавшаяся
Великая Отечественная война не дала возможности реализовать эти планы, и только
в 1944 г. в Москве была создана Центральная криминалистическая лаборатория
(ЦКЛ) Наркомата юстиции СССР, которая в 1946 г. стала структурным
подразделением Всесоюзного института юридических наук (ВИЮН) МЮ СССР.
В
1948 г. в стране начался процесс организации областных криминалистических
экспертных лабораторий. На базе Московской лаборатории судебной экспертизы и
ЦКЛ ВИЮН 1 октября 1962 г. был создан Центральный научно-исследовательский
институт судебных экспертиз (ЦНИИСЭ), директором которого был назначен А.Р.
Шляхов, руководивший этим институтом до 1987 г.
В
1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР и институт был переименован
во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ). В
1994 г. институт был преобразован в Российский федеральный центр судебных
экспертиз (РФЦСЭ), который представляет собой коллектив высококвалифицированных
научных сотрудников и экспертов. В нем работают 11 докторов и 55 кандидатов
наук и более 200 специалистов.
россия судебный экспертный криминалистический
2. Государственные
судебно-экспертные учреждения, их права и обязанности
Основными признаками
учреждения, которое может быть отнесено к государственному судебно-экспертному
учреждению являются:
1) Специализация в
области судебно-экспертной деятельности. Учреждение должно быть создано в целях
обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, дознавателей,
следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной
экспертизы. В этом заключается их предназначение и главная функция.
Государственными
судебно-экспертными учреждениями в их прямом смысловом значении являются те
специализированные организации федеральных органов исполнительной власти или
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
судебно-экспертный профиль деятельности которых определен и, как правило,
указан в их официальном названии (например, лаборатория судебной экспертизы
Министерства юстиции Российской Федерации; бюро судебно-медицинской экспертизы
субъекта Российской Федерации; Российский центр судебно-медицинской экспертизы
Министерства здравоохранения Российской Федерации; Центр судебно-медицинских и
криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации и т.д.);
2) Наличие статуса государственного
учреждения в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации
с правом быть самостоятельным юридическим лицом, иметь права и нести
ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации их непосредственная принадлежность к федеральным органам
исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, то есть к тем государственным органам, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации правомочны, создавать у себя
специализированные государственные учреждения для обслуживания судов, судей,
органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров производством
судебных экспертиз.
3. Система
государственных судебно-экспертных учреждений в России.
В настоящее время в
стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений МВД, МЮ, Минздрава,
соответствующие учреждения имеются также в ФСБ и в МО РФ.
3.1 Судебно-экспертные
учреждения Министерства юстиции
Судебно-экспертные
учреждения Министерства юстиции производят судебные экспертизы по уголовным и,
значительно реже, гражданским делам. Головным экспертным учреждением этой
системы является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ).
Судебно-экспертными
учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные
научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ).
Некоторые из этих лабораторий имеют отделы (филиалы) или экспертные группы в
других городах зоны. Зона деятельности этих экспертных учреждений определяется
Министерством юстиции России.
Центральная лаборатория
имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах своей зоны
выполняют все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной - только те,
которые не производятся в зональной (не центральной) НИЛСЭ.
3.2 Экспертно-криминалистические
подразделения органов внутренних дел
Экспертно-криминалистические
подразделения органов внутренних дел производят экспертизы в рамках уголовного
судопроизводства, а также предварительные исследования. Эти экспертные
учреждения не выполняют судебные экспертизы по гражданским делам.
Центральное руководство
экспертными подразделениями осуществляет экспертно-криминалистический центр
(ЭКЦ) МВД России. Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными
сотрудниками ЭКЦ, очень широк - это экспертизы практически всех наиболее
распространенных родов и видов, в том числе традиционно криминалистические,
пищевые, почвоведческие и т. д.
Структуру
экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах
составляют экспертно-криминалистические управления (ЭКУ),
экспертно-криминалистические отделы, экспертно-криминалистические отделения. В
ЭКУ (ЭКО) автономных республик, краев, областей и крупных городов
осуществляются практически все те же роды и виды экспертиз и предварительных
исследований, что в ЭКЦ МВД РФ, за небольшим исключением. В ЭКО городских и
районных отделов внутренних дел производятся, в первую очередь, основные
традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерковедческие,
фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов, а также
часто пищевые и экспертизы некоторых веществ и материалов.
Головным руководящим
экспертным, научно-методическим и контролирующим органом
экспертно-криминалистической службы МВД России является
Экспертно-криминалистический
центр МВД России, организованный приказом Министерства внутренних дел
Российской Федерации N 32 от 10 февраля 1992 г. на базе ВНКЦ МВД СССР и
являющийся его
правопреемником. В 1999
г. он утвержден как Государственное учреждение «Экспертно-криминалистический
центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (приказ МВД России N
520 от 15 августа 1999 г.). ЭКЦ МВД России предназначен для организации
экспертно-криминалистической деятельности органами внутренних дел и
непосредственного осуществления этой деятельности.
Экспертно-криминалистические
и иные экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной
власти (Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой
безопасности Российской Федерации), при выполнении функций по организации и
производству судебных экспертиз выступают в качестве государственных
судебно-экспертных учреждений, наделенных соответствующими обязанностями,
правами и ответственностью.
3.3 Судебно-экспертные
учреждения Министерства здравоохранения
Судебно-экспертные
учреждения Министерства здравоохранения состоят из судебно-медицинских и
судебно-психиатрических учреждений. Судебно-медицинские экспертные учреждения -
бюро судебно-медицинской экспертизы для исследования различных объектов имеет
отделы: судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;
судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или
исключения признаков насильственной смерти, определения ее причины, давности
наступления; производство судебно-медицинских экспертиз вещественных
доказательств. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах,
областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских
экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских
судебно-медицинских экспертов. Они обязаны инструктировать врачей-экспертов по
вопросам судебной экспертизы, контролировать врачей-экспертов по вопросам
судебной экспертизы, контролировать качество заключений экспертов и в
необходимых случаях оповещать следственные и судебные органы о выявленных
недостатках. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро
судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому
эксперту Министерства здравоохранения. Головным учреждением является НИИСМ.
В систему
судебно-медицинских экспертных учреждений Минздрава России в настоящее время
входят:
- Государственное
учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы (ГУ РЦСМЭ),
расположенный в городе Москве;
- региональные (по
субъектам Федерации) бюро судебно-медицинской экспертизы;
- бюро
судебно-медицинской экспертизы городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Все перечисленные
учреждения являются юридическими лицами. РЦСМЭ находится в непосредственном
подчинении Минздрава России, а бюро судебно-медицинских экспертиз - в
подчинении органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации
(министерства, управления, департаменты и отделы здравоохранения республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга).
В системе органов
здравоохранения РФ осуществляются также судебно-психиатрические экспертизы.
Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований
и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных
знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены
перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание,
следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих
доказыванию по конкретному делу.
Основаниями производства
судебно-психиатрической экспертизы, в том числе комплексной
психолого-психиатрической и сексолога - психиатрической, является постановление
или определение суда, судьи, дознавателя, следователя, прокурора о назначении
экспертизы.
Судебная экспертиза в
отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном
порядке. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном
порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть
представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе. Если
лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста
16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство
судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.
Судебнопсихиатрическая
экспертиза, так же как и судебномедецинская, криминалистическая и любая иная
экспертиза, содействует органам правосудия в установлении истины по делу. Она
помогает им решать вопросы, имеют ли они дело с преступником или же с
невменяемым, психически больным человеком; не подлежит ли осуждённый к лишению
свободы досрочного освобождению из-за психического заболевания из мест
заключения; могут ли следователь и суд допросить свидетеля или потерпевшее лицо
с теми или иными психическими дефектами и использовать их показания в качестве
источника судебных доказательств. Такая экспертиза оказывается необходимой в
гражданском процессе при разрешении судом вопроса о дееспособности.
Государственный научный
центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Минздрава России
проводит контроль качества заключений СПЭ на основании изучения копий
документов, направляемых в ГНЦ.
3.4 Судебная экспертиза в
таможенных органах
При проведении
таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных
правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенных к компетенции
таможенных органов, проведение экспертиз, выполняют должностные лица таможенных
органов.
Экспертизы, назначаемые
должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами Центрального
экспертно-криминалистического таможенного управления и
экспертно-криминалистических служб региональных таможенных управлений ГТК
России, имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз, экспертами
других государственных судебно-экспертных учреждений и иных организаций, а
также лицами, обладающими необходимыми для дачи заключения специальными
знаниями (познаниями).
В систему таможенных
учреждений ГТК России в настоящее время входят: Центральное экспертно-криминалистическое
таможенное управление, расположенное в городе Москве; 7 окружных (по
федеральным округам) таможенных лабораторий: государственные учреждения Центральная
таможенная лаборатория в городе Брянске, Северо-Западная таможенная лаборатория
в городе Санкт-Петербурге, Приволжская таможенная лаборатория в городе Нижнем
Новгороде, Южная таможенная лаборатория в городе
Ростове-на-Дону,
Уральская таможенная лаборатория в городе Екатеринбурге, Сибирская таможенная
лаборатория в городе Новосибирске, Дальневосточная таможенная лаборатория в
городе Владивостоке; три зональные таможенные лаборатории: Калининградская,
Башкортостанская, Восточносибирская; около 20 экспертных отделов (отделений)
окружных и зональных таможенных лабораторий при таможнях.
Все перечисленные
учреждения, за исключением экспертных отделов окружных и зональных таможенных
лабораторий, являются юридическими лицами и находятся в непосредственном подчинении
Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Таможенные
лаборатории производят судебные и иные виды экспертиз для органов дознания,
дознавателей, должностных лиц таможенных органов, имеющих право их назначения,
а также для правоохранительных органов и судов в установленном порядке.
Низовым звеном в системе
таможенных лабораторий являются экспертные отделы при таможнях, которые в
основном проводят стандартные несложные экспертизы исследования товаров,
простые криминалистические экспертизы таможенных и товаросопровождающих
документов.
Окружные и зональные
таможенные лаборатории по своему уровню и возможностям занимают более высокое
положение. Располагая необходимыми специалистами и соответствующей приборной
базой, они выполняют различные роды и виды экспертиз.
Головным экспертным,
научным и учебно-методическим органом в системе таможенных лабораторий ГТК
России является Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление,
организованное приказом ГТК России N 413 от 25 апреля 2002 г. на базе Главной
таможенной лаборатории и являющееся его правопреемником. Центральное
экспертно-криминалистическое таможенное управление ГТК России выполняет
экспертизы для таможенных органов города Москвы и прилегающих регионов, а также
наиболее сложные экспертизы для всех регионов России.
4. Федеральный
координационно-методический совет
В течение многих
десятилетий экспертные системы разных министерств и ведомств развивались
параллельно, относительно независимо друг от друга, и каждая из них разрабатывала
и использовала в экспертной работе свою собственную методическую базу, в рамках
которой готовила для себя экспертные кадры. В итоге экспертная практика в
разных системах не имеет должного единообразия в подходе к решению некоторых
экспертных задач, а сами методики экспертного исследования одних и тех же
объектов разнятся между собой с точки зрения глубины научной проработки. Все
это создает определенные сложности для следственных органов и судов при оценке
ими экспертных заключений, приводит к дополнительным временным и финансовым
затратам государства на проведение повторных экспертиз.
В целях достижения
единого научно-методического подхода к экспертной практике в июне 1996 г.
руководством министерств внутренних дел и юстиции Российской Федерации по согласованию
с Верховным Судом и Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждено
Положение о Федеральном координационно-методическом совете по проблемам
экспертных исследований. Совет создан на общественных началах в целях
координации научных исследований, совместной разработки экспертных методик и
технических средств, их апробации, рассмотрения проблем экспертной практики,
возможной унификации методик, обучения и аттестации экспертных кадров. На
Совете рассматриваются предлагаемые к использованию экспертные методики
исследования вещественных доказательств и рекомендуются для внедрения в
практику всех заинтересованных ведомств. В состав Совета входят полномочные
представители министерств юстиции и внутренних дел Российской Федерации,
руководители головных экспертных учреждений этих министерств, а также
Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции и
Государственного таможенного комитета Российской Федерации, ведущие ученые в области
судебной экспертизы и криминалистики, а также полномочные представители
Верховного Суда и Генеральной прокуратуры. В состав членов Совета могут быть
введены представители и других учреждений, осуществляющих экспертную
деятельность.
Для того чтобы практика
производства одних и тех же видов судебных экспертиз базировалась на единых
научно-методических подходах, РФЦСЭ Минюста
России совместно с ЭКЦ
МВД России и при участии ряда других экспертных учреждений и подразделений
проводит в настоящее время работу по инвентаризации и паспортизации методик,
которых за многие десятилетия по всем ведомствам накопилось несколько тысяч. По
завершении этого этапа они будут с учетом современных научных и технических
возможностей соответствующим образом модифицированы и представлены в
Межведомственный совет на утверждение.
Заключение
Развитие
и совершенствование судебной системы является одной из приоритетных задач
Российской Федерации.
В
настоящее время в рамках реализации федеральной программы «Развитие судебной
системы России» (первый этап, который завершен в 2006г, а второй продолжается
до 2011г.) качественно и количественно возрос судейский корпус, повысилось
техническое оснащение судов и пр.
Тем
не менее, вопрос повышения эффективности экспертного обеспечения
судопроизводства требует особого внимания.
Результаты производства
судебных экспертиз активно используются в целях установления фактов и
обстоятельств практически по каждому из рассматриваемых уголовных, гражданских,
арбитражных и административных дел.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс РФ от 24.11.2006
2. Федеральный закон «О
Государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 №73
3. Федеральный закон от 30.12.2001 №
196
4. Зимин А.М., Майлис Н.П. « Научные
и правовые основы судебной экспертизы» М.-2001г.
5. Белкин Р.С. «Курс криминалистики»
М.-2002г.
|