на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Изучение прокуратуры и комитета государственного контроля Республики Беларусь

Курсовая работа: Изучение прокуратуры и комитета государственного контроля Республики Беларусь

Изучение прокуратуры и комитета государственного контроля Республики Беларусь


Оглавление

Введение

Глава 1. Органы контроля и надзора Республики Беларусь

1.1 Органы контроля и надзора и их место в системе государственных

органов Республики Беларусь

1.2 Понятие и сущность органов контроля и надзора

Глава 2. Прокуратура Республики Беларусь: система органов и компетенция

Глава 3 Комитет государственного контроля Республики Беларусь: система органов и компетенция

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

Совершенствование правового регулирования и повышение эффективности правоприменительной деятельности создают новые предпосылки и гарантии устойчивого, динамичного развития государства, его правовой системы. Достижение этих задач связано с наличием специального правового механизма наблюдения за происходящими в обществе правовыми процессами.

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день, государство заинтересовано в обладании достоверной информацией об имеющихся в нем явлениях, их оценке, своевременном и правильном решении, в принятии необходимых правовых мер. И важное место в этом принадлежит органам надзора и контроля. Их развитие является сегодня одним из приоритетных направлений в области формирования контрольно-надзорной политики Республики Беларусь.

Контрольные и надзорные органы Республики Беларусь, в числе которых прокуратура и комитет государственного контроля, составляют сегодня многочисленную и сложную систему, на которую возложены задачи в области обеспечения законности и правопорядка в РБ.

Органы контроля и надзора рассматривались такими видными учеными-юристами, как В.Г. Бессарабов, А.П. Гуляевой, И.Б. Шахов, В.М. Горшенев, В.И. Рохлин, В.Е. Чиркин, О.А. Голубцовой. Среди юристов Беларуси наиболее известны работы Г.А. Василевича, В.Г. Тихини, М.И. Пастухова, К.Н. Кунцевича, В.А. Круглова, В.А. Кодавбовича, М.В. Сильченки и других.

Объектом данной курсовой работы являются органы надзора и контроля Республики Беларусь, а именно прокуратура и комитет государственного контроля, предметом – изучение прокуратуры и комитета государственного контроля РБ, т.е. органов надзора и контроля Республики Беларусь.

Целью нашего исследования является изучение органов контроля и надзора Республики Беларусь, системы их органов и их компетенцию.

Для достижения данной цели, необходимо решение следующих задач:

1) изучить литературу по проблеме исследования;

2) дать понятие и определить сущность органов контроля и надзора;

3) определить место органов контроля и надзора в системе государственных органов РБ;

4) с целью более полного раскрытия вопроса, изучить прокуратуру и комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Решение поставленных задач осуществлялось теоретическими и эмпирическими методами исследования. Так же был использован описательный метод.

Полученные результаты и их новизна: проведен анализ литературы по проблеме исследования, определены системы органов и компетенция комитета государственного контроля и прокуратуры РБ, полученные данные сведены в единую систему, в результате чего, раскрыта тема курсовой работы.


Глава 1. Органы контроля и надзора в Республике Беларусь

1.1 Органы контроля и надзора и их место в системе государственных органов Республики Беларусь

Исторический опыт свидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и правительство), судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции) и контрольно-надзорные органы власти (органы прокуратуры, комитет государственного контроля).

Государство располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью государственной власти.

Основные принципы организации и деятельности государственных органов:

1) разделение властей;

2) демократический централизм;

3) законность;

4) принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;

5) отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;

6) невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.

Принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную "ветви" означает четкое разграничение их функций и полномочий, независимость, равную ответственность и возможность взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация этого принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование "системы сдержек и противовесов", предупреждающей злоупотребления властью.

В Республики Беларусь в систему органов государственной власти входят:

1) Президент Республики Беларусь (президентская власть);

2) органы законодательной (представительной) власти;

3) органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные);

4) органы судебной власти;

5) контрольно-надзорные органы. (Приложение 1 рисунок 1)

Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

Президент Республики Беларусь, является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан. Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь.

Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь является:

1) Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;

2) Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства. Срок полномочий Парламента – 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.

Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.

При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, а также постоянные и временные комиссии.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь.

Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

Высший орган исполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне функции исполнительной власти выполняют органы местного управления и самоуправления.

Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Состав Правительства представлен, премьер-министром и его заместителями, министрами, председателями государственных комитетов, руководителями иных республиканских органов управления.

Компетенция Правительства:

1) разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;

2) проведение единой государственной политики;

3) разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

4) принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) организация управления государственной собственностью.

Судебная власть – система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Структура судебных органов:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь;

2) общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);

3) хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).

К задачам судебных органов относятся:

1) защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;

2) правовое, гражданское воспитание граждан.

Основными принципами правосудия являются:

1) независимость судей и их подчинение только закону;

2) коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;

3) гласность судебного разбирательства;

4) обеспечение обвиняемому права на защиту;

5) обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;

6) неприкосновенность судей.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

К Контрольно-надзорным государственным органам относятся, органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы прокуратуры: прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная).

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами "через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах" (ст. 117 Конституции Республики Беларусь).

Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.

Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.

Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. В случае если соответствующая кандидатура на должность председателя облисполкома не утверждается Советом депутатов, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента, в случае повторного отказа местного Совета, является окончательным.

Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполкома.

Председатель райисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным Советом депутатов.

Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, отделы, комиссии – административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних.

Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.

В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.