на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Изучение прокуратуры и комитета государственного контроля Республики Беларусь

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2) установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

3) определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов.

Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.

Таким образом, мы знаем, что наша страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства. И не последнее место в нем отведено органам контроля и надзора, а именно органам прокуратуры и Комитету государственного контроля.

1.2 Понятие и сущность органов контроля и надзора

Органы контроля и надзора Республики Беларусь, осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль над правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.

Для того чтобы правильно представить контрольно-надзорные органы и определить их сущность, необходимо дать определения понятий "контроль" и "надзор". "Надзор" определяется, как наблюдение, или наблюдение с целью проверки, а понятие "контроль", как проверка или наблюдение с целью проверки.

Государственный контроль – способ обеспечения законности, на основе которого уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определённые приёмы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. Необходимо отметить, что контрольные органы и подконтрольные органы соподчинены. При осуществлении подобных полномочий, соблюдаются определённые принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны. Контроль классифицируется как:

1) внешний (осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства) и внутренний (осуществляется органами, входящими в ведомственную систему);

2) общий (охватывается вся деятельность проверяемого органа) и специальный (осуществляется по определенным вопросам).

Надзор – способ обеспечения законности, в котором заключено постоянное систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью государственных органов и должностных лиц с целью выявления нарушений законности.

Надзор основан на тех же принципах, что и контроль и поэтому имеет схожие функции. Отличается он лишь тем, что выявляет у поднадзорных только нарушение законности и не имеет в компетенции выявление целесообразности. Также органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношении подчиненности. Надзор классифицируется как прокурорский и административный.

Как правильно отметил М.Ф. Чудаков, понятие контроля шире понятия надзора. Контроль, как правило, осуществляется вышестоящими органами по отношению к нижестоящим и основывается на власти и подчинении. Обычно вышестоящий орган руководит подчиненными ему учреждениями, предприятиями, организациями, поручая им различные задания, проверяя точность их выполнения. Контроль, таким образом, становится элементом руководства, управления определенными процессами.

Контроль характеризуется еще одной особенностью. Реализующий его орган вправе не только выявлять различные недостатки, нарушения законности, но и непосредственно устранять их. Контроль касается и качества работы, выполняемой подчиненными органами, учреждениями, предприятиями, организациями.

Главная особенность надзора — строго определенная специализация. В качестве его предмета предстает не вся деятельность поднадзорных субъектов, а только какое-либо её направление, аспект. Иными словами, надзор — это своеобразный специализированный контроль, но в отличие от последнего он, как правило, не строится на отношениях власти и подчинения. Орган, выполняющий надзорные функции, установив различные недостатки, нарушения законности, часто сам не уполномочен их устранить, и обращается к компетентным органам власти, управления, должностным лицам с требованиями о принятии необходимых мер.

Таким образом, контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности. А сущность органов контроля и надзора, заключается в осуществлении контрольно - надзорной деятельности, т.е в проверке и наблюдении с целью проверки.


Глава 2. Прокуратура Республики Беларусь: система органов и компетенция

Особое место в системе органов государственной власти занимает Прокуратура Республики Беларусь. Этот орган не относится ни к одной из ветвей власти. Прокуратура – это самостоятельный государственный орган, осуществляющий от имени государства высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Система органов Прокуратуры Республики Беларусь отличается строгой централизацией. Возглавляет ее Генеральный прокурор Республики Беларусь, который назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступления, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а также по собственному желанию.

Система органов прокуратуры в Республике Беларусь:

1) республиканская прокуратура, которая является центральным аппаратом системы органов прокуратуры;

2) прокуратуры областей, города Минска;

3) прокуратуры районов, городов;

4) межрайонные прокуратуры;

5) специализированные прокуратуры, которые включают в себя транспортную и военную прокуратуры.

Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, ему подчинены и подотчетны.

Прокуратуры районов, городов, межрайонные прокуратуры и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и подчинены и подотчетны вышестоящим прокуратурам и Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности других прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, которое утверждено Парламентом Республики Беларусь.

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров – 5 лет.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Согласно ст. 3 Закона, компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Республики Беларусь (статьи 125-128), Законом Республики Беларусь от 29 января 1993 г. "О Прокуратуре Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями и иными законодательными актами Республики Беларусь [4, c. 437].

Органы прокуратуры, в силу своей компетенции, могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РБ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства (протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение).

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения. Протест полежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок, а местным Советом – на очередной сессии. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору.

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствовавших, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить. В отличие от протеста представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. В предписаниях должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания.

Официальное предупреждение. В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину предупреждение о недопустимости нарушения закона. В случаях неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

Прокурорские работники обязаны действовать в пределах своих служебных полномочий. За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, иные нарушения законности прокурорские работники несут дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в порядке, установленном законом.

Таким образом, Прокуратура Республики Беларусь:

1) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь;

2) осуществляет полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических и иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законами Республики Беларусь;

3) принимает меры по пресечению нарушений закона от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

4) взаимодействует с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;

5) действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.


Глава 3 Комитет государственного контроля Республики Беларусь: система органов и компетенция

Комитет государственного контроля Республики Беларусь, в соответствии со ст. 129 Конституции Республики Беларусь, является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Согласно ст. 130. Конституции, Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается также Президентом.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.