на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Криминалистическое исследование внешних признаков человека

2. С обязательным выделением особенностей. Идентификационное криминалистическое исследование внешнего облика человека по его отображениям не может проводиться без выделения и фиксирования отклоняющихся от норм признаков внешности мелких элементов, различных аномалий, уродств, особых элементов внешности (родинок, бородавок), заметных следов операций и травм, признаков татуировок и т.п.

3. В установленной последовательности. Так, при описании результатов предварительного исследования эксперта в заключении сначала фиксируются общефизические признаки (пола, возраста, антропологического типа и т.п.), затем – функциональные признаки (мимики лица, позы, осанки и т.п.) и, наконец, – сопутствующие признаки (одежды и других носильных вещей); при описании раздельного исследования – анатомические признаки. Как правило, указанные признаки фиксируются в специальных таблицах-разработках.

Принцип последовательности предполагает также описывать элементы внешнего облика человека сверху вниз, от общего к частному. Например, в таблице-разработке признаков внешности сначала фиксируют фигуру в целом, голову, волосы, лицо, затем – элементы лица в такой последовательности: лоб, брови, глаза, нос, скулы, щеки, рот, верхняя губа, носогубный фильтр, нижняя губа, подбородок, углы нижней челюсти, ушные раковины. После этого – шею, плечи, грудь, живот, спину, таз, конечности.

Кроме того, каждый анатомический элемент изучают в определенном порядке: сначала по наличию, количеству, величине (размеру), густоте, затем – по форме, контуру, положению, степени выраженности, цвету (тону) и, наконец, обязательно выделяют особенности исследуемого элемента.

4. С использованием специальной терминологии. Это правило обеспечивает единообразие описаний и толкований элементов внешности и их признаков[29].


3. Криминалистическое исследование и практическое

использование субъективных отображений внешних признаков

человека

3.1 Субъективные отображения и факторы, влияющие на

достоверность воспроизведения мысленного образа показаний

очевидцев

габитоскопия внешность криминалистический портретный

Основным субъективным отображением является мысленный образ. В психологии под мысленным образом понимается представление, т.е. возникающий в мозгу относительно устойчивый образ предмета, явления, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств, не воспринимаются[30].

Мысленный образ внешности человека может сохраняться в течение длительного времени, подвергаясь при этом большим или меньшим изменениям под воздействием внешних факторов и свойств сознания. Мысленный образ используется либо непосредственно (например, при опознании очевидцем преступника), либо опосредованно, после его воспроизведения (актуализации) в материальной форме – в виде словесных описаний, субъективных изображений (главным образом, портретов), пластических реконструкций по черепу.

Словесные описания – наиболее распространенный вид отображений признаков внешности; используются во всех видах и формах установления и розыска человека по его внешности. Описания фиксируются чаще всего в письменной форме, хотя известны их звуковые записи; содержатся в различных следственных материалах (протоколах и др.), частных записях (дневниках, письмах) и сообщениях.

Криминалистической практике известны описания, составленные по определенным правилам (упорядоченные или регулярные описания – словесный портрет, описания профессионального, например медицинского, характера и др.) либо составленные без заранее установленных правил (произвольные), как правило, лицами, не знакомыми с методиками регулярных описаний[31].

Словесный портрет является криминалистическим методом описания. Позволяет единообразно и достоверно описать внешность человека, хотя не дает возможности однозначно зрительно представить внешний облик человека. Словесным портретом также называют описание определенного лица – «Словесный портрет гр. Иванова». В этом смысле словесный портрет выступает как вид материального отображения внешности человека. При необходимости словесные упорядоченные описания могут быть преобразованы в знаковые, в которых значения элементов и их признаков выражены в символах, цифрах, буквах или иным способом (например, перфорацией на карте, ленте).

При составлении словесного портрета придерживаются следующих правил:

1. Словесный портрет составляется в целях отображения «нормального» положения головы человека и состояния его внешности. При нормальном положении головы козелки ушных раковин, нижние края глазниц описываемого человека находятся в одной горизонтальной плоскости с глазами составителя портрета.

Нормальное состояние внешности предполагает устремленный вперед взгляд, отсутствие напряжения мышц лица. Кроме того, состояние волосяного покрова и одежды должно обеспечить беспрепятственное обозрение ушных раковин и иных неоволосенных участков головы; косметика должна быть удалена с лица; при ношении очков описание должно быть произведено в них и без них; ротовую часть описывают в двух вариантах – при привычном положении нижней челюсти и при сомкнутых челюстях (при этом отмечается большая разница высот ротовой части).

Функциональные признаки описываются в процессе привычных действий человека – при ходьбе, в беседе и т.д.

2. Внешность человека в целом и элементы описываются спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль). В необходимых случаях для фиксации важных элементов и признаков тело, голова, лицо и т.д. описываются с других сторон.

3. Элементы внешности описываются в следующей последовательности:

- общефизические – пол, возраст и пр.;

- анатомические – рост, телосложение, голова, шея, плечи, спина, грудь, живот, руки, ноги;

- функциональные – привычная поза, походка, мимика, жестикуляция, бытовые привычки и специальные навыки;

- сопутствующие – платье (пальто, костюм и пр.), головной убор обувь, мелкие носильные вещи и т.д.

Элемент сначала описывается в целом, а затем – по составляющим его частям.

4. При характеристике внешности придерживаются установленной методики определения элемента и признака, стандартной терминологии, указанной выше.

5. Во внешнем облике должны выделяться и описываться особенности или особые приметы, помещаемые в заключительной части описания.[32]

Субъективные изображения лица, фигуры человека изготавливаются в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. Наибольшее распространение в установлении личности и розыске получили субъективные портреты – изображения лица, фигуры человека на плоскости. На практике при изготовлении таких портретов лицу, видевшему или знавшему определенного человека, предлагается описать его внешность, при этом выделить доминантные, наиболее точно и уверенно запомнившиеся элементы и их признаки. Для наиболее точного определения этих и других элементов и их признаков очевидцу показывают снимки, рисунки черт внешности, а также портреты, соответствующие внешности портретируемого лица. С использованием описания, а также отобранных с помощью очевидца изображений, под его контролем воссоздаются наиболее твердо указанные черты внешности, а затем и портрет, который доводится до его полного соответствия мысленному образу очевидца. При наличии нескольких очевидцев создание портрета осуществляется с каждым из них в отдельности. В изготовлении различных видов портретов желательно участие специалиста-художника, криминалиста, антрополога. Так называемое «портретное» сходство субъективного изображения с внешним обликом создается за счет доминантных признаков, отраженных на портрете во внешности наблюдавшегося очевидцем лица.

Особую группу составляют субъективные портреты, изготовленные с натуры. Из криминалистических субъективных портретов этого типа известны портреты погибшего, созданные по фрагментам его лица.

Субъективные портреты – эффективное средство розыска и установления человека. Однако ошибки при их изготовлении (несвоевременность обращения к очевидцу, неверный тактический подход к нему, отсутствие внимания к условиям наблюдения им разыскиваемого человека и др.) приводят к низкому качеству портрета (малая выразительность черт лица, отсутствие доминантных признаков и др.) и, как следствие, малой его полезности.

В современной криминалистической практике применяются три основных вида субъективных портретов – рисованные, композиционно-фотографические (фотокомпозиционные) и композиционно-рисованные. Из попыток изготовить и применить на практике объемные субъективные изображения («живые портреты») получило распространение изготовление лишь пластических (скульптурных) реконструкций лица человека по его черепу[33].

Рисованные портреты. К рисованным портретам условно относятся и живописные портреты (выполненные красками), а также силуэтные портреты (например, вырезанные из бумаги и других материалов). Портреты изготавливаются специалистом-художником или криминалистом-художником; портреты лица по черепу – антропологом, криминалистам, судебным медиком со специальной подготовкой; не исключено изготовление портретов самим очевидцем.

Фотокомпозиционные портреты, так называемые «фотороботы» (или субъективные композиционные фотопортреты), представляют собой композицию изображения человека (как правило, его лица) из фрагментов фотоизображений различных лиц. В законченном виде фотокомпозиционные портреты, обычно представляющие лицо человека анфас, выглядят как обычные фотографические изображения. При составлении фоторобота на практике применяются различные типы портретных композиторов (рассыпной или картотечный, планшетный или ленточный, проекционный, оптический или компьютерный. Компьютерные композиторы представляют значительные преимущества перед остальными – кроме быстроты и известных удобств для оператора они позволяют вносить определенные изменения в изображения (взаимное положение, размеры, пропорции, контрастность и др.,) прямо на экране дисплея. Для изготовления фотокомпозиционного портрета привлекается криминалист, сведущий в габитоскопии, владеющий навыками работы с портретными композиторами.

Композиционно-рисованные (или составные рисованные) портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вариантов элементов лица (в соответствии с показаниями очевидцев) по поврежденному лицу умершего, черепу человека. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Для его изготовления применяются научно-технические средства, аналогичные тем, которые используются для получения фотороботов. В оптико-механическом композиторе типа «ИКР»- идентификационного комплекта рисунков – входят наборы прозрачных плёнок с одномасштабными рисунками вариантов элементов лица. Портрет изготавливается путем наложения этих плёнок. В настоящее время композиторы типа «ИКР» в практической деятельности правоохранительных органов заменены компьютерными композиторами.

Формирование мысленного образа происходит в определенных условиях и под воздействием определенных факторов. Его субъективная сущность определяется индивидуальностью процесса формирования, сохранения и воспроизведения этого вида отображения у разных людей.

Для целей криминалистического использования признаков внешности наибольший интерес представляют субъективные стороны природы мысленного образа, определяющие в конечном счете возможности его использования при установлении личности.

Изучая эти стороны мысленного образа, необходимо учитывать индивидуальный характер процесса его формирования, определяемый в первую очередь свойствами личности субъекта восприятия, а также свойствами личности объекта восприятия и, наконец, условиями формирования, сохранения и воспроизведения мысленного образа[34].

Половая принадлежность накладывает отпечаток на восприятие человека человеком: женщины дольше сохраняют в памяти воспринятую информацию, чаще дают эмоциональную характеристику внешнего облика воспринимаемого лица; они имеют более яркий и детальный образ представления и поэтому с большей легкостью опознают предъявляемые им элементы ранее воспринятого лица, затрачивая на это меньше времени, чем мужчины.

Имеются существенные различия в восприятии человека человеком у разных возрастных групп; например, детям не свойственен углубленный, организованный и целенаправленный анализ при восприятии, но они хорошо воспринимают объекты, признаки которых вызывают у них непосредственную эмоциональную реакцию.

При восприятии человека человеком имеет значение правильная оценка типологических признаков объекта восприятия, среди которых существенное место занимает принадлежность к той или иной антропологической группе, национальности.

Криминалистическая практика показывает, что достоверность воспроизведения признаков внешности не имеет прямой зависимости от общего образовательного уровня. В то же время люди с невысоким образовательным уровнем характеризуют признаки внешности без учета их градаций; люди с более высоким образовательным уровнем дают более полное описание внешности, указывают на большее число признаков, характеризующих элементы лица, различают в нем больше деталей, придают им большее значение[35].

Имеется ряд профессий или постоянных занятий, которые хотя и не связаны с необходимостью изображать человека, но способствуют накоплению опыта; навыков, впечатлений, развивающих наблюдательность, память и умение воспроизвести внешние признаки человека. Это профессии парикмахера, гримера, косметолога, портного, массажиста и другие, связанные с необходимостью изучать внешность многих людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.